Древнеримский каменный календарь. Наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посреди изображён зодиак, а слева и справа — числа месяца. III—IV в.н.э.
Сегодня все народы мира пользуются календарем, практически унаследованным от древних римлян, а само слово "календарь" произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. В нынешнем виде календарь почти идеально соответствует движению Земли вокруг солнца, но становлению такого календаря предшествовало несколько реформ.
Этап 1. Реформа царя Ромула в 738 г. до н. э.
Древнейший римский календарь содержал десять месяцев, причём первым месяцем считался март. Этот календарь был заимствован у греков; согласно традиционному мнению, его ввёл основатель и первый царь Рима Ромул (правил 754/753-716 гг. до н. э.) в 738 году до н. э. Календарь содержал 304 дня. Первоначально месяцы обозначались лишь порядковыми номерами: первый, второй, третий и так далее. Примерно к концу VIII века до н. э. некоторые месяцы получили свои названия:
первый месяц года был назван покровительнице женщин, Мартиусом (Martius) – в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а уже позже как бога войны, призванного защищать мирный труд;
второй назван Априлис (Aprilis), которое происходит от латинского aperire – "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере
третий месяц Майус (Majus), в честь Майи — италийской богини, покровительницы плодоносной земли.
четвёртый Юниус (Junius)— в честь богини Юноны, покровительнице женщин, супруги Юпитера.
Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения: Quintilis (рус. Квинтилис) — пятый, Sextilis (рус. Секстилис) — шестой, September (рус. Септембер) — седьмой, October (рус. Октобер) — восьмой, November (рус. Новембер) — девятый, December (рус. Децембер) — десятый.
Четыре месяца года (Мартиус, Майус, Квинтилиус Октобер) имели по 31 дню, а остальные — по 30 дней. Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня.
По свидетельству Макробия, римляне не разделяли на месяцы промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны, но ждали её прихода, чтобы опять начать считать по месяцам.
Этап 2. Раформа Нума Помпилия на рубеже VII-VI вв. до н. э.
Второй римский царь Нума Помпилий (правление 715-673/672 гг. до н. э.) провёл календарную реформу на рубеже VII и VI вв. до н. э., из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев. Т.е. добавили в году 2 месяца, которые следовали после декабря:
первый из этих месяцев Януариус (Januarius) – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа, всякого начинания. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.
второй добавленный месяца Фебрариус (Februarius) – был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит от слова februare – "очищать", и связано с обрядом очищения.
Год теперь состоял из 355 дней, и в связи с добавлением дополнительно 51 дня пришлось менять длину месяцев: от тех 6 месяцев, каждый из которых раньше состоял из 30 дней (априлис, юниус, секстилис, септембер, новембер, децембер) отняли по одному дню. Это позволило образовать два последних месяца с количеством дней: януариус – 29, фебрариус – 28.
Итого 4 месяца (Мартиус, Майус, Квинтилиус Октобер) по 31 дню, 7 месяцев по 29 дней и месяц (Фебрариус) в 28 дней.
Установленная продолжительность года в 355 дней очень близко подходила к продолжительности лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев. Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.
Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы (а значит сезоны года, которым не соответствовал лунный год). Чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней.
Этап 3. Реформа Гнеея Флавия 304 г. до н. э.
Около 304 года до н. э. Гнеем Флавием был введён дополнительный тринадцатый месяц, который должен был привести календарь в соответствие со сменой времён года. Такая необходимость возникла из-за того, что лунный год короче солнечного года.
Этот дополнительный месяц древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis) или месяца Мерцедония. был назван мерцедонием в честь богини-покровительницы товарообмена и платежей.
При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 24 и 24 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.
В итоге существовал четырёхлетний цикл лет по 355, 378 (355+23), 355 и 377 (355+22) дней (355 + 378 + 355 + 377 = 1465 дней), а средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.
Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э. принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой. В момент введения нового календаря Гаем Юлием Цезарем, начало года пришлось сдвинуть на 67 дней.
Этап 4. Реформа Юлия Цезаря с 46 г. до н. э.
Юлий Цезарь (жил в 100-44 гг до н.э.) в 46 году до н. э., провёл коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с египетским астрономом Созигеном.
Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день). Средняя продолжительность года равнялась 365, 25 суток.
Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили "упрятать" между 24 и 25 февраля.
Год с добавочным днём назывался annus bi(s)sextilis — с повторным шестым днём (6 день до начала 2 марта), откуда в русский язык (через посредство греческого) проникло название «високосный».
Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.
Начало года Цезарь перенёс на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год. Таким образом, Юлий Цезарь является автором широко распространенной традиции начинать отсчет нового года с первого января.
В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус (Iulius).
А через год, в этом же сенате, Цезаря убили.
Этап 5. Реформа Имератор Август с 9 г.н.э.
Римские жрецы то ли по неграмотности, то ли с целью скомпрометировать календарь, вновь запутали его, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.
Эту ошибку исправил император Август (жил 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус (Augustus).
Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.
Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, решили один день септембера передать октоберу. Одновременно перенесли одни день новембера на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.
Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась практически без изменений вплоть до XVI века.
Этап 6. Реформа папы Григория XIII с 1582 г.н.э.
В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Никейский собор, проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату, решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.
Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года. В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад – от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.
Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.
Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место.
А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323.
Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".
Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а протестанты говорили, что "лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой". Поэтому во многих протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 – 100 лет.
Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять. Дело в том, что в григорианском календаре довольно часто христианская пасха приходится вместе с еврейской или даже раньше ее, что запрещено "Апостольскими правилами": "если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина".
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.
Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет.
Сейчас григорианский календарь стал международным.
Светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже. Например:
тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.
например, в 2019 году первое полнолуние состоялось как раз 21 марта, а Пасху отметили только 28 апреля. Т.к. по юлианскому календарю весна наступает 2 апреля.
Календарь будущего
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.
Проект такого календаря существует, однако Генеральная Ассамблея ООН откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение, а сейчас проблема вечного календаря будущего признана неактуальной и решение ее отложено на неопределенный срок.
Сводная таблица изменения календаря
Соберём в одну таблицу всё описанное ранее:
Но
Русское название
царь Ромул в 738 г. до н. э.
раформа Нума Помпилия на рубеже VII-VI вв. до н. э.
реформа Гнеея Флавия 304 г. до н. э.
реформа Юлия Цезаря 46 г. до н. э.
Имератор Август 9 г.н.э.
папа Григорий XIII
примечание
1
март
Martius
31
Martius
31
Martius
31
Martius
31
Martius
31
Введена поправка в вычисление високосных лет.
Расхождение в одни сутки с астрономическим временем теперь накапливаются не за 128, а за 3323 лет.
в честь бога Марса первоначально бога земледелия, а уже позже войны
2
апрель
Aprilis
30
Aprilis
29
Aprilis
29
Aprilis
30
Aprilis
30
лат. aperire — открывать, начало весны
3
май
Maius
31
Maius
31
Maius
31
Maius
31
Maius
31
в честь богини Майи, покровительницы плодоносной земли.
4
июнь
Iunius
30
Iunius
29
Iunius
29
Iunius
30
Iunius
30
по имени богини Юноны
5
июль
Quintilis
31
Quintilis
31
Quintilis
31
Iulius
31
Iulius
31
пятый; с 46 года до н. э. — июль, в честь Юлия Цезаря
6
август
Sextilis
30
Sextilis
29
Sextilis
29
Sextilis
30
Augustus
31
шестой; с 9 года до н. э. — август, в честь Октавиана Августа
7
сентябрь
September
30
September
29
September
29
September
31
September
30
Седьмой
8
октябрь
October
31
October
31
October
31
October
30
October
31
Восьмой
9
ноябрь
November
30
November
29
November
29
November
31
November
30
Девятый
10
декабрь
December
30
December
29
December
29
December
30
December
31
Десятый
11
январь
в этот период римляне не разделяли на месяцы промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны
Januarius
29
Januarius
29
Januarius
31
Januarius
31
по имени бога Януса
12
февраль
Februarius
28
Februarius
28
Februarius
29/30
Februarius
29/30
месяц очищений, от лат. februare — очищать, приносить искупительную жертву в конце года
13
мерцедоний, интер- калярий
Mercedonius; Mensis intercalaris
22/23
вставочный месяця – интеркалярий (intercalis) или Mercedonius - промежуточный месяц, посвящённый богине торговли Мерцедоне. Вводился по решению великого понтифика раз в несколько лет
дней в году
304
355
366,25
365,25
365,25
365,2425
Примечание к таблице:
жирным в таблице обозначается месяц, с которого начинался новый год;
изменения по сравнению с предыдущим видом календаря выделены курсивом с подчёркиванием.
Начало года
Когда-то в древних государствах Ближнего Востока год начинался со дня осеннего или весеннего равноденствия. Затем Европа очень долгое время не могла прийти к единому варианту начала года.
Счет дней в году от праздника "рождества Христова" (от 25 декабря) велся в Риме с IV в. н.э., во Франции – с VIII и до конца X в., в Германии – с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 г.
Начало года с 1 марта, использовавшееся уже вычислителями даты христианской пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.
Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от "воплощения Господа" - с 25 марта).
Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции – в IX-X вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменен пасхальным (начало года – с "предпасахальной" недели), и этот стиль стал постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии.
В южной части Италии еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября.
Впервые начало года было соотнесено с 1-м января реформой Юлия Цезаря в 45 г. до н.э., однако общепризнанной мировой традицией это стало нескоро. Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII-XIV вв., в Испании с 1556 г., в Дании и Швеции – с 1559 г., во Франции – с 1563 г., в Нидерландах – с 1575 г., в Шотландии – с 1600 г., в Германии - с 1691 г., в Венеции - с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1691 г.
На Руси Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторыми отклонениями. Там год начинался 1 сентября, на Руси же по древней традиции началом года считали весну и юлианский год начинали 1 марта.
Затем в 1492 г. Московский церковный собор перенес начало года на 1 сентября.
Через 208 лет Петр I, следуя европейской традиции, своим указом постановил праздновать Новый год 1 января, а заодно и ввел новое летосчисление: в указе от 19 декабря предписывалось после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 г. от рождества христова. В ознаменование этого исторического события в Москве в ночь на 1 января было организовано большое празднество с иллюминацией, колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком.
Дополнительный материал
Славянские названия месяцев
В славянской традиции также отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.
Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...
Названия месяцев
Январь - Просинец - от появляющейся синевы неба в январе
Февраль
Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню
Лютень
Март
Сухий - от весенней теплоты, осушающей влагу
Березозол - на юге, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки
Протальник – понятно почему
Апрель имел древнерусские имена
Березень
Снегогон
Квiтень (цветущий) - в украинском языке
Май - Травень, Травный – природа зеленеет и расцветает
Июнь
Изок - кузнечик, их в июне было особенно много
Червень
Июль
Червень - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный)
Липец – липа цветет в июле
Грозник - от сильных гроз
Макушка лета
Страдник - от страдных летних работ
Август
Серпень, Жнивень - время косить пшеницу
Зарев, Зорничник – от сияния зарниц
Сентябрь
Рюинь, Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей
Хмурень – погода начинала портиться
Вересень (от цветущего медоноса - вереска) - в украинском языке
Октябрь
Листопад
Грязник - от осенних дождей и хляби
Свадебник - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова
Ноябрь - Грудень, от груд замерзшей земли со снегом
Декабрь - Студень – холодно!
Древнеегипетский и Коптский календарь
Египет, Вавилонское царство, Греция 7 в. до н.э.
Древнеегипетский календарь — созданный в долине Нила календарь, просуществовал вместе с Египетской цивилизацией около 4 тысячелетий. Египетские жрецы установили, что промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток.
Гелиакический (гелиакальный) восход (др.-греч. ἡλιακός — солнечный) — первый после некоторого периода невидимости восход небесного светила (звезды или планеты) непосредственно перед восходом Солнца: «восход в лучах утренней зари». Ежегодные гелиакические восходы одной и той же звезды приходятся приблизительно на один и тот же день (±1 день) и могут использоваться для поддержания правильного счёта дней в календаре. Так, гелиакический восход Сириуса, предвещавший начинающийся в июне разлив Нила, играл особую роль в хронологии Древнего Египта и считался там началом года (см. Древнеегипетский календарь).
Летнее солнцестояние — момент, когда Солнце в своём движении по эклиптике попадает в самую северную её точку (летнее солнцестояние в Северном полушарии, в XXI веке происходит 20 или 21 июня). В эту дату самая короткая ночь в году.
В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца. Каждый из сезонов связан с определёнными сельскохозяйственными работами:
время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября - в этот сезон происходит разлив р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие;
время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта - происходил созревание урожая;
время засухи (шему) — с середины марта до середины июля - производился сбор урожая.
Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых педель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами».
Изначально египетские жрецы установили продолжительность года в 360 дней. Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:
Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.
Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.
Эти 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись после последнего месяца года. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года (365,24218 дней), чем прежний год в 360 дней.
Попытка введения високосного года За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года.
Во избежание сползания календарных дат по сезонам царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального (дополнительного) раз в каждые четыре года. В 238 до н. э. В Дельте был обнародован жреческий декрет об этом. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением.
Александрийский (Коптский) календарь В 25 г. до н. э. египетский календарь был реформирован римским императором Августом (жил 63 г до н.э.-14 г.н.э.) , установлен Александрийский (Коптский) календарь, используемый используется по настоящее время Коптской православной церковью.
Коптский календарный год состоит из 13 месяцев: 12 месяцев по 30 дней и дополнительный месяц из 5 или 6 дней, в зависимости от того, високосный год или простой. Год начинается 29 или 30 августа (если следующий год високосный) по юлианскому календарю. Високосные года в коптском календаре назначаются по тем же правилам, что и в юлианском календаре, таким образом шестидневный 13 месяц всегда предшествует юлианскому високосному году.
Счёт лет в коптском календаре ведется с 284 года — с года пришествия к власти императора Диоклетиана (правил 284-305 гг н.э.), чье правление было ознаменовано глобальными реформами в римском государстве, а также гонениями на христиан, в результате которых появилось множество мучеников. Для того, чтобы вычислить номер коптского года, необходимо вычесть из номера юлианского года число 284 до коптского Нового года или число 283 в остальных случаях.
Но
коптское
Транслитерация с коптского
Арабское
Время года
Происхождение коптского названия
бохайрское
саидское
1
Ⲑⲱⲟⲩⲧ
Ⲑⲟⲟⲩⲧ
Тот
توت тут
Ахет (ⲑⲓⲛⲟⲡⲟⲣⲟⲛ) время половодья
«Тот», бог Луны, мудрости и науки
2
Ⲡⲁⲟⲡⲓ
Ⲡⲁⲱⲡⲉ
Паопи
بابه баба
«праздник Карнака»
3
Ⲁⲑⲱⲣ
Ϩⲁⲑⲱⲣ
Хатхор
هاتور хатур
«Хатхор», богиня красоты и любви
4
Ⲭⲟⲓⲁⲕ
Ⲕⲟⲓⲁϩⲕ
Койяк
كياك кийяк
«дух за духом», название празднества
5
Ⲧⲱⲃⲓ
Ⲧⲱⲃⲉ
Тоби
طوبه туба
Перет (ⲫⲣⲱ) время всходов
«подношение»
6
Ⲙⲉϣⲓⲣ
Ⲙϣⲓⲣ
Мешир
أمشير ’амшир
егип. па-эн-па-мехру — название празднества, возможно, по разновидности корзины, используемой на этом празднестве
7
Ⲡⲁⲣⲉⲙϩⲁⲧ
Ⲡⲁⲣⲙϩⲟⲧⲡ
Паремхат
برمهات барамхат
«праздник Аменхотепа»
8
Ⲫⲁⲣⲙⲟⲩⲑⲓ
Ⲡⲁⲣⲙⲟⲩⲧⲉ
Фармути
برموده барамуда
«праздник Рененутет»
9
Ⲡⲁϣⲟⲛⲥ
Ⲡⲁϣⲟⲛⲥ
Пашонс
بشنس башанс
Шему (ϣⲱⲙ) время засухи
«праздник Хонсу», бога луны
10
Ⲡⲁⲱⲛⲓ
Ⲡⲁⲱⲛⲉ
Паони
بؤنة ба’уна
«праздник долины»
11
Ⲉⲡⲓⲡ
Ⲉⲡⲏⲡ
Эпип
أبيب ’абиб
егип. ипи-ипи, значение незвестно
12
Ⲙⲉⲥⲱⲣⲓ
Ⲙⲉⲥⲱⲣⲏ
Месори
مسرى мисра
«рождение Ра», бога солнца
13
Ⲡⲓⲕⲟⲩϫⲓ ⲛ̀ⲁ̀ⲃⲟⲧ
Ⲉⲡⲁⲅⲟⲙⲉⲛⲁⲓ
Пикучи-Набот
نسيئ наси’
бохайрск. «малый месяц», саидское от др.-греч. ἐπαγόμεναι
Календари Месопотамии (ниппурский и вавилонский)
Египет, Вавилония, Лидия, Мидия
Шумерские календари был лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц. Год начинался весной, после первого новолуния, последовавшего за разливом рек. Весна отмечалась двумя событиями — жатвой ячменя и так называемым «половодьем карпов».
Известны календари из шумерских городов Ниппур, Ур, Лагаш, Умма, Урук (частично), Адаб.
Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он становится общегосударственным календарём Древней Южной Месопотамии. Первое упоминание этого календаря восходит к эпохе уммийского правителя Лугальзаггеси (конец XXIV в. до н.э.). Однако все комментарии датируются либо средневавилонским (XVI—XI вв. до н.э.), либо новоассирийским (VIII—VII вв. до н.э.) временем. Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:
Бараг-заг-гар-ра «престол святилища»
Гуд-си-са «направление волов (на плужную вспашку)»
Сиг-у-шуб-ба-гар «помещение кирпича в кирпичную форму»
Шу-нумун-а «месяц сева»
Изи-изи-гар-ра «месяц зажигания огней»
Кин-Инанна «месяц обряда богини Инанны»
Дуль-Куг «месяц Священного Холма»
Апин-ду-а «месяц отпускания плуга (с пашни)»
Ган-ган-эд «месяц выхода Убийцы (= Нергала)»
Аб-ба-эд «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»)
Зиз-а (второе чтение — удра) «месяц двухзернянки или полбы» (второе чтение — месяц темноты)
Ше-гур-куд «месяц жатвы»
Вавилонский календа́рь — лунно-солнечный календарь, использовавшийся в Месопотамии в XVIII веке до н. э. — I веке. Возник на базе ниппурского календаря при царях I Вавилонской (аморейской) династии. Состоял из 12 основных месяцев и одного добавочного. Новый год приходился на март-апрель.
Сутки начинались с вечера, после захода солнца. Месяц отсчитывался от новолуния. Месяцы всегда начинались вечером с первым появлением лунного серпа. Год состоял из 12 месяцев
Тринадцатый месяц Для синхронизации солнечного и лунного календарных циклов шумеры с 2400 года до н. э. практиковали вставку тринадцатого месяца. Данный обычай унаследовали и вавилоняне. Так, указом Хаммурапи от 1760 года до н. э. между месяцами улулу и ташриту был вставлен дополнительный месяц под названием «второй улулу» продолжительностью 30 дней. Впоследствии помимо «второго улулу» вставлялся также «второй аддару». Между 700 и 500 годами до н. э. дополнительные улулу и аддару встречаются равномерно, после 500 года до н. э. чаще используется «второй аддару».
Долгое время вставки тринадцатого месяца осуществлялись в произвольном порядке. При царе Камбисе II с 527 года до н. э. интеркаляции начали подчиняться 8-летнему циклу, а при царе Дарии I с 503 года до н. э. (и по 75 год н. э., за исключением 385 года до н. э.) — 19-летнему. При этом 1-е число нисану удерживается вблизи весеннего равноденствия.
Унаследование Вавилонского календаря, полное или частичное произошло рядом ближневосточных календарей:
Во времена Персидской империи вавилонский календарь распространился далеко за пределы Месопотамии. Так, в Леванте (территория Сирии, Палестины, Израиля, Ливана) можно встретить арамейские календари, созданные на основе вавилонского.
Отсюда же происходит сирийско-арабский календарь, который в Средние века использовался на Ближнем Востоке наряду с традиционным мусульманским.
Наиболее полное заимствование календаря, сохранившееся до наших дней, произошло у евреев. Считается, что оно случилось в период Вавилонского плена (586—539 годы до н. э.).
Также вавилонскую календарную традицию унаследовала небольшая община сабиев, проживающая в Ираке.
Но
Название месяца
Число дней
Григорианский календарь
Значение
Арамейский календарь (Гелиполис)
Сирийско-арабский календарь
Румийский календарь
Еврейский календарь
1
Нисану
30
март—апрель
Двигаться, шагать. Возможно смысловое пересечение с шумерским nesag (начало, первая жертва).
Nisan
Nisan
Nisan
Нисан
2
Айяру
29
Апрель—май
Яркий, светлый. Молодой человек
Eiar
Iyar
—
Ияр
3
Симану
30
Май—июнь
Подходящий срок для какого-либо дела
Ozir
Haziran
Haziran
Сиван
4
Дуузу
29
Июнь—июль
Посвящённый Думузи
Thammuz
Tammuz
Temmuz
Таммуз
5
Абу
30
Июль—август
Враждебный. Отец, заросли тростника
Ab
Ab
—
Ав
6
Улулу
29
Август—сентябрь
Очищать (соотносится с очищением Инанны после возвращения из Подземного мира)
Ilul
Elul
Eylül
Элул
7
Ташриту
30
Сентябрь—октябрь
Начало (нового полугодия)
Ag
Tishrei I
Teşrin-i Evvel
Тишрей
8
Арахсамна
29
Октябрь—ноябрь
Жаровня
Thisrin
Tishrei II
—
Хешван (мархешван)
9
Кислиму
30
Ноябрь—декабрь
—
Gelon
Kanun I
—
Кислев
10
Тебету
29
Декабрь—январь
Мутный, потопление
Chanun
Kanun II
—
Тевет
11
Шабату
30
Январь—февраль
Разрушение (побивание ветром)
Sobath
Shebat
Şubat
Шват
12
Аддару
29
Февраль—март
Пасмурный, бояться чего-либо
Adar
Adar
—
Адар
Источники
Википедия: Римский_календарь и многие другие статьи
Реферат: "История календаря" Алешин Кирилл Валерьевич. Санкт-Петербург 1999