Главная > Йога > Материалы > Классические асаны йоги

Описание асан в 4-х основных классических текстах по хатха йоге

Автор: Киселёв Алексей
2018.09.24

Оглавление

1. Цель исследования

Целью данной подборки будет ответ на вопросы, появляющиеся у каждого практикующего йогу: Можно выделить 4 основных текста по аштанга и хатха йоге: Йога сутры Патанджали, Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Шива Самхита. Подробнее описание текстов можно увидеть по ссылке.

2. Цитаты из текстов

2.1. Йога сутры Патанджали

В Йога сутрах Патанджали об асанах йоги упоминается из 196 сутр всего в 3-5:

ЙСП.2.29
(пер.Ригин) Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).
(ССС) Самообуздание, установленные правила, позы, контроль дыхания, удаление чувств, концентрация, медитация а самадхи устанавливают восемь частей дисциплины йоги.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [Логические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги 1.

ЙСП.2.46
(пер.Ригин) Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
(ССС, пер.Нирмала Драсты) Поза должна быть устойчивой и удобной
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Асана есть неподвижная и удобная [поза].
Комментарии Вьясы: Например: поза лотоса, поза героя, благоприятная поза, свастика, поза палки, поза со вспомогательной опорой, поза лежания, поза сидящего журавля, [поза] сидящего слона, [поза] сидящего верблюда, равновесная поза, неподвижная-и-удобная поза, наиболее легкая и прочие [позы] такого рода 1.

ЙСП.2.47
(пер.Ригин) Устранение напряжения (тела) (дает) достижение бесконечного.
(ССС) Путем ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном...
Комментарии Вьясы: Опущенная часть предложения: [Асана] достигается... Совершенство асаны достигается при [полном] снятии напряжения, благодаря чему прекращаются [все] движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.

ЙСП.2.48
(пер.Ригин) Тогда прекращаются беспокойства от двойственности.
(ССС) Посредством этого пары противоположностей прекращают оказывать какое-либо воздействие.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
Комментарии Вьясы: В результате овладения асанами [йогин] становится неподверженным воздействию парных противоположностей – холоду, жаре и т. д.

ЙСП.2.49
(пер.Ригин) Будучи там (в избранной асане), прекращай движение вдоха и выдоха. Это Пранаяма.
(ССС) После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения (movement) вдоха и выдоха.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
Комментарии Вьясы: При овладении асаной [практикуется] пранаяма, [то есть регулирование дыхания] …

2.2. Хатха Йога Прадипика

Перевод Александра Ригина:
1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу.
1.20. Васиштха и другие мудрецы, Матсиендра и иные йогины - все они выполняли асаны. Я приступаю к описанию Асан.
1.21-34. Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана
1.35. Шива дал 84 Асаны. Я опишу 4 самых важных из них.
1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая - Сиддхасана.
1.37-45. Сиддхасана, 46-51 Падмасана, 52-54 Симхасана, 55-57 Бхадрасана

2.1. Когда Асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует Пранаяму согласно указаниям своего Гуру.

Комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов:
1.17. Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела.
1.18. Я продолжу описание некоторых из асан, принятых такими мудрецами, как Васиштха, и такими йогами, как Матсиендранатх.
1.19-32. Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана
1.33. (Всего) Шива учил восьмидесяти четырем асанам. Из них я сейчас опишу четыре наиболее важных.
1.34. Сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана — это четыре основные асаны. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана.
1.35-43. Сиддхасана, 44-49 Падмасана, 50-52 Симхасана, 53-54 Бхадрасана

2.1. Упрочившись в асане, приобретя контроль (за телом) и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с инструкциями гуру.

2.3. Гхеранда Самхита

Перевод Александра Ригина:
1.10. Составные элементы 7-частной садханы: Шесть действий (Шат-карма) дают очищение. Асаны дают силу. Мудры дают стойкость.
1.11.- Пратьяхара – покой. Пранаяма даёт лёгкость. Дхиана – восприимчивость своей Сущности. Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, “нирлиптата”), которая есть освобождение (Мокша).
2.1. Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.
2.2. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире.
2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,
2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,
2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана
2.6. являются этими асанами, которые приносят Сиддхи (совершенство) смертным в этом мире.
2.7 Сидхасана, 2.8 Падмасана, 2.9-10 Бхадрасана, 2.11 Муктасана, 2.12 Ваджрасана, 2.13 Свастикасана, 2.14-15 Симхасана, 2.16 Гомукхасана, 2.17 Вирасана, 2.18 Дханурасана, 2.19 Мритасана, 2.20 Гуптасана, 2.21 Матсьясана, 2.22 Пасчимотанасана, 2.23-24 Матсиендрасана, 2.25-26 Горакшасана, 2.27 Уткатанасана, 2.28 Санкатасана, 2.29-30 Маюрасана, 2.31 Куккутасана, 2.32 Курмасана, 2.33 Уттана-курмасана, 2.34 Мандукасана, 2.35 Уттана Мандукасана, 2.36 Врикшасана, 2.37 Гарудасана, 2.38 Вришасана, 2.39 Салабхасана, 2.40 Макарасана, 2.41 Уштрасана, 2.42-43 Бхуджангасана, 2.44-45 Йогасана

Перевод Дмитрия Дёмин:
1.10. Шаткарма очищает тело; асана делает его сильным; мудра приносит устойчивость; результат пратьяхары – спокойствие.
1.11. Лёгкость даёт пранаяма, дхьяна дарует постижение атмана, самадхи же ведёт к разотождествлению, а это – истинное освобождение.
1. Всего существует столько же асан, сколько пород животных. 8 миллионов 400 тысяч (восемьдесят четыре лакха) из них были названы Шивой.
2. Среди них восемьдесят четыре считаются важными, а из этих - тридцать две (достаточно) хороши в этом мире смертных.
3-6. Поистине, тридцать две асаны, упомянутые здесь, дают успех [даруют сиддхи] в этом мире смертных: сиддха, падма, бха- дра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дха- нура, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакига, паш- чимоттана, утката, самката, маюра, куккута, курма, уттанакурмака, уттанамандука, врикша, мандука, гаруда, вриша, шалабха, макара, уштра, бхуджанга и йога.
2.7 Сидхасана, 2.8 Падмасана, 2.9-10 Бхадрасана, 2.11 Муктасана, 2.12 Ваджрасана, 2.13 Свастикасана, 2.14-15 Симхасана, 2.16 Гомукхасана, 2.17 Вирасана, 2.18 Дханурасана, 2.19 Мритасана, 2.20 Гуптасана, 2.21 Матсьясана, 2.22 Пасчимотанасана, 2.23-24 Матсиендрасана, 2.25-26 Горакшасана, 2.27 Уткатанасана, 2.28 Санкатасана, 2.29-30 Маюрасана, 2.31 Куккутасана, 2.32 Курмасана, 2.33 Уттана-курмасана, 2.34 Мандукасана, 2.35 Уттана Мандукасана, 2.36 Врикшасана, 2.37 Гарудасана, 2.38 Вришасана, 2.39 Салабхасана, 2.40 Макарасана, 2.41 Уштрасана, 2.42-43 Бхуджангасана, 2.44-45 Йогасана

2.4. Шива самхита

Перевод Александра Ригина
3.84. Из 84 Асан я упомяну Сиддхасану, Падмасану, Уграсану и Свастикасану.
3.85-87 Сиддхасана, 3.88-91 Падмасана, 3.92-93 Уграсана, 3.95-97 Свастикасана
5.30. Нет Асаны, подобной Сиддхасане; нет силы, подобной Кумбхаке; нет Мудры, подобной Кхечари; нет Лайи (растворения), подобного Нада.
Упоминание асан в других техниках:
О Кхечари-мудре: 4.31. Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара.
О препятствиях, создаваемых Дхармой: 5.5. А сейчас я опишу, о Парвати, препятствия, проистекающие из знания: сидение в Гомукхасане и практикование Дхаути, различение Нади, изучение Пратьяхары, стремление пробудить Кундалини быстрым движением живота, вступление на путь Индрий и знание действия Нади. Все это - препятствия.

3. Описание асан

Свастикасана (санскр.: деванагари - स्वस्तिकासन, IAST - svastikāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.21: Свастикасана. Твердо помести обе стопы между бедрами и икрами. Сядь на ровном месте. Это - Свастикасана.
ХЙП (ССС) 1.19: Поместив обе ступни на внутренние стороны бедер, сиди в равновесии с прямым телом. Эта поза — свастика (асана).
ХЙП (ШШШ) 1.19: Положив обе ступни на внутренние стороны бедер, сиди в равновесии, удерживая тело прямо. Это Свастикасана.
ГС (пер.Ригин) 2.13: Подошвы между коленями и бёдрами. Тело в прямом сидячем положении. Это называется Свастикасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.13: Стопы ног поместив между коленями и бедрами, сядь прямо. Это называется свастикасаной.
ШС (пер.Ригин) 3.95-97: 3.95. Помести подошвы на бедра, сиди прямо и свободно. Это называется Свастикасана.
3.96. Мудрый йогин практикует это для регулирования дыхания и для достижения Вайю-сиддхи.
3.97. Это также называется Сукхасана.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Гомукхасана (санскр.: девангари - गोमुखासन, IAST - gomukhāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.22: Гомукхасана. Положивший правую голень на левую, а левую на правую сторону, сделает Гомукхасану, напоминающую вид коровы (гомукха).
ХЙП (ССС) 1.20: Расположи правую лодыжку рядом с левой ягодицей, а левую (лодыжку) — рядом с правой (ягодицей). Это гомукхасана, она напоминает морду коровы.
ХЙП (ШШШ) 1.20: Поместив левую лодыжку возле правой ягодицы и правую лодыжку возле левой ягодицы, сиди, приняв положение, похожее на морду коровы. Держи колено обеими руками. Это Гомукхасана.
ГС (пер.Ригин) 2.16: Сядь прямо, положи ноги на пол. Ступни за спиной и повёрнуты вверх. Тело устойчиво. Это – Гомукхасана, похожая на голову коровы.
ГС (пер.Дёмин) 2.16: Поместив стопы на землю по бокам от ягодиц, сохраняй тело устойчивым в гомукхасане, напоминающей морду коровы.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Вирасана (санскр.: девангари - वीरासन, IAST - vīrāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.23: Вирасана. Одна стопа положена под бедро ноги, а второе бедро - на другую стопу. Это - Вирасана.
ХЙП (ССС) 1.21: Помести одну ступню около (противоположного) бедра, а другую (ступню) под (то же самое) бедро. Это вирасана.
ХЙП (ШШШ) 1.21: Расположи одну ступню рядом с противоположным бедром, а другую — под тем же бедром. Это Вирасана.
ГС (пер.Ригин) 2.17: Положи одну ступню на бедро другой ноги, вторую ступню – назад. Это Вирасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.17: Стопу кладя на противоположное бедро, другую стопу под то же бедро помещая, получишь вирасану.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ХЙП (ССС) (вариация)

ГС (пер.Дёмин)

Курмасана (санскр.: девангари - कूर्मासन, IAST - kūrmāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.24: Курмасана. Положивший правую голень под левую ягодицу, а левую голень - под правую, сделает то, что йогины называют Курмасана.
ХЙП (ССС) 1.22: Плотно прижми к анусу лодыжки ног, направленные в противоположные стороны, и сиди в равновесии. Йоги называют это курмасаной.
ХЙП (ШШШ) 1.22: Плотно прижми к анусу лодыжки, направленные в противоположные стороны. Это Курмасана.
ГС (пер.Ригин) 2.32: Положи лодыжки крест-накрест под промежность. Держи голову, шею и туловище прямыми. Это называется Курмасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.32: Лодыжки повернув наружу, помести их под мошонку; держи спину, шею и голову прямо. Это зовется курмасаной.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ХЙП (ССС) (упрощение)

ГС (пер.Дёмин)

Куккутасана (санскр.: девангари - कुक्कुटासन, IAST - kukkuṭāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.25: Кукутасана. Прими Падмасану. Просунь руки между бедрами и икрами. Твердо помести ладони на землю и поднимись над землей. Это - Кукутасана.
ХЙП (ССС) 1.23: Приняв падмасану, вставь руки между бедрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух. Это куккутасана.
ХЙП (ШШШ) 1.23: Сидя в Падмасане, продень руки между бедрами и коленями. Сильно упираясь ладонями, подними тело вверх. Это Куккутасана.
ГС (пер.Ригин) 2.31: Сидя в позе лотоса, продень руки по локти между коленями и верхней частью бёдер. Подними тело высоко, опираясь на локти. Это – Куккутасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.31: Приняв падмасану, руки просунь между бедрами и икрами, ладони упри в землю и, выпрямив локти, высоко подними тело. Такова куккутасана.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Уттана Курмасана (санскр.: девангари - उत्तानकूर्मासन, IAST - uttānakūrmāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.26: Уттана Курмасана. Прими кукутасану, обхвати шею руками и останься поднятым подобно черепахе. Это - Уттана Курмасана.
ХЙП (ССС) 1.24: Сидя в куккутасане, соедини обе кисти на уровне плеч и ляг плоско на спину подобно черепахе. Это уттанкурмасана.
ХЙП (ШШШ) 1.24: Сидя в Куккутасане, соедини кисти рук с плеча¬ми, затем ложись на спину, подобно черепахе. Это Уттанакурмасана.
ГС (пер.Ригин) 2.33: Сидя в курмасане, держи шею обеими руками. Эта поднятая вверх поза, похожая на позу черепахи (Курмасана), называется Уттана-курмасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.32: Лодыжки повернув наружу, помести их под мошонку; держи спину, шею и голову прямо. Это зовется курмасаной.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Дханурасана (санскр.: девангари - धनुरासन, IAST - dhanurāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.27: Дханурасана. Возьми в руки носки обеих ног, подтяни их к ушам, прогнувшись как лук. Это-Дханурасана.
ХЙП (ССС) 1.25: Удерживая большие пальцы ног кистями, тяни их к ушам, как бы сгибая лук. Это дханурасана.
ХЙП (ШШШ) 1.25: Удерживая пальцы ног руками, тяни их к ушам, словно натягивая тетиву лука. Это Дханурасана. Выполняй ее на обе ноги.
ГС (пер.Ригин) 2.18: Поставь ноги на землю устойчиво, как палки; руками обхвати концы ступней и изогнись (назад), подобно луку. Это Дханурасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.18: Лежа на животе, ноги вытяни, словно палки. Захвати руками большие пальцы ног и изогни тело, подобно луку - такова дханурасана.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Матсьендрасана (санскр.: девангари - मत्स्येन्द्रासन, IAST - matsyendrāsana) / Матсьясана (в ХЙП у Ригина)

ХЙП (пер.Ригин) 1.28-29: 1.28. Матсьясана. Помести правую стопу за стопу левой ноги, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой руке. Полностью поверни голову и тело налево. Эту Асану изобрел Шри Матсьянатха.
1.29. Она разжигает аппетит, увеличивает желудочный огонь и разрушает страшные недуги тела, пробуждает Кундалини и останавливает нектар, текущий из той луны, которая-в человеке (Сома Чакра).
ХЙП (ССС) 1.26-27: 1.26. Помести правую ступню у основания левого бедра, левую ступню — рядом с правым коленом. Возьмись правой рукой за левую ступню, а левую руку проведи вдоль талии назад. Поверни все тело влево. Эта асана описана Шри Матсиендранатхом.
1.27. Практикование этой асаны (матсиендрасаны) увеличивает пищеварительный огонь до такой невероятной силы, что он является средством удаления болезней и поэтому средством пробуждения кундалини и приведения равновесия в бинду.
ХЙП (ШШШ) 1.26-27: Положи правую стопу на левое бедро, затем другую возле колена и сделай скручивание, захватив сто¬пу рукой. Затем повтори все на другую сторону. Эта асана увеличивает пищеварительный огонь до та¬кой степени, что позволяет избавиться от всех бо¬лезней, пробудить Кундалини и привести бинду в равновесие.
1.27. Практикование этой асаны (матсиендрасаны) увеличивает пищеварительный огонь до такой невероятной силы, что он является средством удаления болезней и поэтому средством пробуждения кундалини и приведения равновесия в бинду.
ГС (пер.Ригин) 2.23-24: 2.23. Сделай живот таким же плоским, как и спину. Сидя без напряжения, согни левую ногу и положи её ступню за правое колено.
2.24. Положи (на левую ногу) правый локоть. Лицо обращено вправо. Взгляд – между бровями. Это Матсиендрасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.22-23: 2.22. Живот без напряжения подтяни к позвоночнику; затем согни левую ногу и поставь стопу возле правого колена,
2.23. ... правый локоть помести на то же колено. Затем правой рукой подопри подбородок и пристальный взгляд не отрывай от межбровья. Это называется матсиендрасаной.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Пащчимоттанасана (санскр.: девангари - पश्चिमोत्तानासन, IAST - paścimottānāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.30-31: 1.30. Пасчимоттанасана. Выпрями обе ноги подобно палке. Возьмись пальцами рук за пальцы ног, положи голову на колени.
1.31. Эта Пасчимоттанасана-одна из наилучших Асан, она заставляет воздух течь через Сушумну. Она разжигает желудочный огонь, делает поясницу тонкой и уничтожает все болезни.
ХЙП (ССС) 1.28-29: 1.28. Вытяни ноги (впереди себя) на земле, как палки; согнись вперед, ухвати большие пальцы ног обеими руками и положи голову на колени. Это пасчимоттанасана.
1.29. Пасчимоттанасана является одной из лучших среди асан. Под воздействием этой асаны пранический поток поднимается по сушумне, пищеварительный огонь возрастает, живот становится плоским, а практикующий освобождается от болезней.
ХЙП (ШШШ) 1.28-29: 1.28. Вытянув вперед прямые, как палки, ноги, захвати пальцы ног двумя руками и коснись коленей лбом. Это Пашчимоттанасана.
1.29. Благодаря этой позе, ваю начинает двигаться в Сушумне и пищеварительный огонь набирает огром¬ную силу. Она дает телу стройность и делает живот плоским.
ГС (пер.Ригин) 2.22: Вытяни ноги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней. Это – Пасчимоттанасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.26: Ноги вытянув на земле, словно палки, лоб помести на голени ниже колен, а пальцы ног держи руками - это зовется пашчимоттанасаной.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Маюрасана (санскр.: девангари - मयूरासन, IAST - mayūrāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.32-33: 1.32. Маюрасана. Положи ладони на землю, поддерживай тело твердо на локтях, прижав их к пупу (пояснице). Подними ноги в воздух, вытянувшись, как палка.
1.33. Маюрасана устраняет недуги живота, водянку, болезни селезенки, уничтожает все недуги, порожденные действием желчи, слизи и газов. Легко переваривается чрезмерная пища и даже смертельный яд.
ХЙП (ССС) 1.30-31: 1.30. Ляг на живот, положив обе ладони на землю (под телом) и локти по бокам от области пупка. Высоко подними тело, удерживая его как палку. Йоги называют эту позу позой павлина.
1.31. Маюрасана быстро устраняет все болезни и расстройства брюшной полости, а также недомогания, возникающие из разбалансирования слизи, желчи и ветра, способствует перевариванию нездоровой или обильной пищи, воспламеняет пищеварительный огонь и даже в состоянии разрушить калакуту (смертельный яд).
ХЙП (ШШШ) 1.30-31: 1.30. Поставь обе руки на землю и помести локти по обе стороны пупка. Теперь подними прямые ноги вверх, выравнивая тело подобно хвосту павлина. Это Маюрасана.
1.31. Эта асана — уничтожитель всех болезней, всех расстройств и нарушений баланса трех дош (ваты, питты и капхи) в теле. Она разжигает пищеварительный огонь, сжигает неразборчиво принятую пищу и позволяет переварить даже Калакута (смертоноснейший яд).
ГС (пер.Ригин) 2.29-30: 2.29. Обопри ладони об пол, положи локти на пупок и подними в воздух ноги, прямые как палки. Эту позу называют Маюрасана.
2.30. Плохую или излишнюю пищу она сжигает целиком, возбуждает огонь пищеварения и помогает переварить даже яд. Она устраняет все болезни, подобные гастриту, лихорадке, испорченности (желудочного) сока и другие – такова эта полезная поза.
ГС (пер.Дёмин) 2.29-30: 2.29. Упираясь ладонями в землю, пупок положи на локти и подними тело, словно палку (параллельно земле). Это маюрапитха.
2.30. Ценимая йогинами маюрасана, сжигает она все, что съешь лишнее или нездоровое, усиливает пищеварительный огонь, самый смертельный яд переваривает и быстро лечит опухоли и лихорадку.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Щавасана (ХЙП) (санскр.: девангари - शवासन, IAST - śavāsana) или Мритасана (ГС) (санскр.: девангари - मृतासन, IAST - mṛtāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.34: Шавасана. Ляг на спину на землю, полностью вытянувшись, как труп. Это Шавасана (поза трупа). Она уничтожает полноту и дает отдых уму.
ХЙП (ССС) 1.32: Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и дает возможность уму (и всему телу) расслабиться.
ХЙП (ШШШ) 1.32: Ложись на спину, лицом вверх, подобно трупу. Это Шавасана. Она устраняет усталость и позволяет уму расслабиться.
ГС (пер.Ригин) 2.19: Лежание на полу, подобно трупу, называется Мритасана. Мритасана устраняет усталость и приносит спокойствие.
ГС (пер.Дёмин) 2.19: Лежи на земле, словно труп, - это зовется шавасаной, устраняющей усталость и приносящей уму успокоение.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Сиддхасана (санскр.: девангари: सिद्धासन, IAST siddhāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.37-45: 1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к Иони (анусу) пятку одной ноги слева от половых органов. Вторую пятку положи справа от половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это - Сиддхасана, открывающая дверь к спасению.
1.38. Эта Сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку над половыми органами, а левую - над правой.
1.39. Одни называют ее Сиддхасаной, другие - Ваджрасаной, еще называют ее Муктасаной или Гуптасаной.
1.40. Так же, как умеренное питание - важнейшее в йаме, а Ахимса (ненасилие) - важнейшее в Нийаме, так и Сиддхасана - важнейшая из Асан.
1.41. Из 84 Асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 Нади.
1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой Сиддхасаны за 12 лет йогин достигает Йога-Сиддхи.
1.43. Когда Сиддхасана выполняется успешно, Прана Вайю успокаивается и задерживается Кэвала-Кумбхакой, другие Асаны выполнять уже ни к чему.
1.44. Успех в Сиддхасане дает Унмани-Авастха (состояние "не ума"), и три Бандхи делаются сами собой.
1.45. Нет Асаны, подобной Сиддхасане, нет Кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной Кэвала, нет Лайи (растворения) подобной Нада (внутренний звук).
ХЙП (ССС) 1.35-43: 1.35. Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Это называется сиддхасаной.
1.36. Другие говорят, что сиддхасана — это когда помещают одну пятку над пенисом, а вторую — над первой.
1.37. Это называется сиддхасаной, другие знают ее как ваджрасану, некоторые называют ее муктасаной и, наконец, ее зовут гуптасаной.
1.38. Так же, как умеренная диета является наиболее важной из ям, а ненасилие — наиболее важной из ниям, так и сиддхасана, как знают все сиддхи, является наиболее важной из асан.
1.39. Из всех восьмидесяти четырех асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади.
1.40. Йог, который медитирует на высшем Я, или на атме, принимает в умеренном количестве чистую пищу и практикует сиддхасану в течение двенадцати лет, достигает совершенства, или сиддхи.
1.41. Если совершенство достигается при помощи сиддхасаны, то какая польза от практикования многих других асан ? Если поток праны стабилизирован, дыхание останавливается естественно (кевала кумбхака) и состояние «не-ума» (унмани) возникает само собой ?
1.42. Таким образом, через овладение сиддхасаной три бандхи случаются сами собой.
1.42. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки, подобной кевале, нет мудры, подобной кхечари, и нет лайи, или растворения ума, подобной наде, внутреннему звуку.
ХЙП (ШШШ) 1.35-43: 1.35. Пятку одной ноги прижми к промежности, а ступню другой ноги помести поверх гениталий. После этого опусти подбородок к сердцу. Оставаясь устойчивым и неподвижным, контролируя чувства, устреми взгляд в межбровье. Это проламывает дверь к осво- бождению и называется Сиддхасаной.
1.36. Помести одну пятку под пенисом, а другую располо¬жи над первой — это Сиддхасана, согласно другому мнению.
1.37. Некоторые называют ее Сиддхасаной или Ваджрасаной, другие дали ей имена Муктасана и Гуптасана.
1.38. Как умеренность в еде — (важнейшая) из ям и нена¬силие — среди ниям, так и Сиддхасана — важнейшая из асан, по мнению сиддхов.
1.39. Из восьмидесяти четырех асан следует всегда прак¬тиковать Сиддхасану. Она очищает 72000 нади.
1.40. Йогин, созерцающий собственную атму и умерен¬ный в еде, практикующий Сиддхасану в течении две-надцати лет, достигает совершенства.
1.41. Когда достигнуто совершенство Сиддхасаны, течение праны уравновешено, дыхание останавливается само по себе (Кевала Кумбхака) и наступает состояние вне ума (Унмани Авастха) — зачем нужны все остальные асаны?
1.42. Путем совершенствования одной лишь Сиддхасаны три бандхи происходят сами собой.
1.43. Нет такой асаны, сравнимой с Сиддхасаной, как нет и кумбхаки, такой как Кевала. Нет мудры, подобной Кхечари, и такой лайи (абсолютной гармонии), как нада.
ГС (пер.Ригин) 2.7: Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сиддхасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.7: Дави на область промежности одной пяткой, поместив лодыжку другой ноги над половым органом. Подбородок держи на груди и (пребывай) в неподвижности, контролируя индрии (органы чувств), со взглядом на межбровье направленным. Такова сиддхасана, что распахивает двери к Освобождению.
ШС (пер.Ригин) 3.85-87: 3.85. Старательно прижав пяткой Йони (промежность), йогин должен поместить другую пятку над лингамом (половым органом), фиксируя взор между бровями. Чувства успокоены, тело совершенно прямое.
3.86. Эта поза - способ быстро достичь совершенства в Йоге.
3.87. Благодаря этой позе, йогин покидает мир и достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной позы, чем эта. Созерцанием, совершаемым в этой позе, йогин освобождается от грехов.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Падмасана (санскр.: девангари: पद्मासन, IAST padmāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.46-51: 1.46. Падмасана. Помести правую пятку на левое бедро, левую пятку-на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за пальцы ног. Подбородком надави на грудную клетку и устреми взор на кончик носа. Падмасаной называется эта Асана, уничтожающая все недуги тела у тех, кто соблюдает йаму.
1.47. Помести стопы плотно на бедра противоположных ног. Руки положи на бедра ладонями вверх.
1.48. Смотри на кончик носа и прижми язык к основанию верхних зубов; подбородок прижми к груди и медленно поднимай Апана-Вайю (сжиманием ануса).
1.49. Это Падмасана, разрушитель всех недугов. Простым смертным она не доступна, только мудрецам.
1.50. Приняв Падмасану и поместив ладони одна против другой, плотно прижми подбородок к груди и размышляй о Нем (Брахмане). Поднимай Апана-Вайю вверх (часто делая Мула-Бандху, сжимание ануса), а Прану с помощью сжимания горла опускай вниз. Прана и Апана встречаются в области пупа. Происходит пробуждение Кундалини-шакти и высшее знание достигается.
1.51. Йогин, сидящий в Падмасане и контролирующий свое дыхание, несомненно становится освобожденным.
ХЙП (ССС) 1.44-49: 1.44. Положи правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро; скрести руки за спиной и прочно ухватись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к груди и смотри на кончик носа. Эта поза называется падмасаной, разрушителем болезней йога.
1.45. Положи ступни на бедра подошвами вверх, а кисти ладонями вверх — в середине паха.
1.46. Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх.
1.47. Это называется падмасаной, разрушителем всех болезней. Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле.
1.48. (Сидя в падмасане), держа ладони одна над другой и подбородок на груди, концентрируй ум (читта) на Нём (на себе самом). Повторно вытягивай жизненный воздух вверх из анальной области и веди вдыхаемую прану вниз. (Объединяя таким образом две сущности), человек приобретает высшее знание посредством пробуждения шакти.
1.49. Йог, который, сидя в падмасане, вдыхает через входы нади и наполняет их марутой, или жизненным воздухом, обретает освобождение; в этом нет никакого сомнения.
ХЙП (ШШШ) 1.44-49: 1.44. Положив правую стопу на левое бедро и левую сто¬пу на правое бедро, скрести руки за спиной, крепко удерживая пальцы ног. Прижав подбородок к груди, пристально смотри на точку перед носом. Это Падмасана, разрушающая все болезни.
1.45. Положи ноги на бедра, развернув их ступнями вверх, а кисти рук ладонями вверх — на скрещенные ноги.
1.46. Пристально смотря на точку перед носом, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбо-родок — к груди, поднимай ваю вверх.
1.47. Это Падмасана, разрушающая все болезни. Она до¬стижима лишь для мудреца.
1.48. Сидя в падмасане, положи ладони одна на другую и прижми подбородок к груди, сконцентрировав ум на Нем (самом себе). Снова и снова поднимай апану вверх и опускай прану вниз. Так, пробуждением Шакти, достигается высшее знание.
1.49. Йогин, сидящий в Падмасане и вдыхающий через входы нади, наполняет их марутой (жизненным возду- хом). Так он, без сомнения, достигает освобождения.
ГС (пер.Ригин) 2.8: Положи правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к грудной кости и взгляд направь на кончик носа. Это – падмасана, постепенно изгоняющая все болезни.
ГС (пер.Дёмин) 2.8: Помести правую стопу на левое бедро, точно так же левую - на правое бедро; руки перекрести за спиной и захвати большие пальцы ног. Подбородок опустив на грудь, пристальный взгляд направь на кончик носа. Это зовется падмасаной, что способна искоренить все болезни.
ШС (пер.Ригин) 3.88-91: 3.88. Руки скрещены, ноги положены на бедра, взгляд на кончике носа, язык прижат к корням зубов. Подбородок поднят, грудная клетка расширена. Медленно вдыхая воздух, наполни грудь, и выдыхай медленно и непрерывным потоком.
3.89. Не каждый, а только мудрый достигает успеха в этом.
3.90. Он уравновешивает свои жизненные силы, которые теперь гармонично текут через все его тело.
3.91. Пранаяма в Падмасане приводит йогина, знающего действие Праны, к освобождению.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Симхасана (санскр.: девангари - सिंहासन, IAST - siṁhāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.52-54: 1.52. Симхасана. Помести голени по обе стороны ануса и половых органов. Правую голень на левую сторону, а левую - на правую сторону.
1.53. Ладони помести на колени, вытянув пальцы, и устреми взор на кончик носа, открыв при этом рот и сосредоточив мысли.
1.54. Симхасана высоко ценится лучшими из йогинов. Она эффективнее вместе с тремя Бандхами.
ХЙП (ССС) 1.50-52: 1.50. Помести лодыжки под мошонкой, правая лодыжка слева от мошонки, левая — справа.
1.51. Помести ладони на колени, растопырь пальцы, рот держи открытым и пристально гляди на кончик носа, сконцентрировав ум.
1.52. Это симхасана, весьма почитаемая величайшими йогами. Эта превосходная асана облегчает три бандхи.
ХЙП (ШШШ) 1.50-52: 1.50. Помести лодыжки под мошонку — правую слева, ле¬вую справа.
1.51. Затем положи ладони на колени, широко расставив пальцы. Удерживая рот открытым и сосредоточив ум, смотри на точку перед носом.
1.52. Это Симхасана, весьма почитаемая величайшими йогинами. Эта превосходная асана способствует вы-полнению трех бандх.
ГС (пер.Ригин) 2.14-15: 2.14. Положи под промежность скрещенные лодыжки, повёрнутые подошвами вверх. Руки лежат на коленях, которые находятся на полу.
2.15. Открой рот, выполняя Джаландхара-мудру и смотри на корень носа. Это – Симхасана, прогоняющая всякие болезни.
ГС (пер.Дёмин) 2.14-15: Развернув стопы подошвами вверх, перекрести лодыжки и помести их под мошонку. Держи колени на земле и руки на них положи. Открой рот, выполни джаландхара-бандху и пристальный взгляд на кончике носа удерживай. Такова симхасана, разрушающая все болезни.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

Бхадрасана (санскр.: девангари - भद्रासन, IAST - bhadrāsana)

ХЙП (пер.Ригин) 1.55-57: 1.55. Бхадрасана. Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая - слева.
1.56. Затем согни бедра, руками обхватив их (и прижав к земле). Это Бхадрасана, разрушающая все недуги.
1.57. Знающие йогины называют ее Горакшасаной. Йогин должен без устали практиковать все эти Асаны до тех пор, пока он не почувствует боль или усталость.
ХЙП (ССС) 1.53-55: 1.53. Помести лодыжки под гениталиями по бокам промежности, левая лодыжка слева, правая лодыжка справа.
1.54. Затем крепко обхвати пальцами ступни, которые лежат «на боку», и оставайся неподвижным. Это бхадрасана, которая разрушает все болезни. Йоги, достигшие совершенства (сиддхи), называют ее горакшасаной.
ХЙП (ШШШ) 1.53-55: 1.53-54. Помести лодыжки под гениталиями с обеих сторон промежности — левую слева, правую справа. Удерживая стопы вместе, сядь на пятки. Это Бхадрасана, уничтожающая все болезни. Достигшие совершенства также называют ее Горакшасаной.
ГС (пер.Ригин) 2.9-10: 2.9. Осторожно помести пятки под промежность. Скрести руки за спиной и возьми ими большие пальцы ног.
2.10. В то время, как ты выполняешь Джаландхара-мудру (3.12-13), смотри на кончик носа. Это – Бхадрасана, излечивающая всякие болезни.
ГС (пер.Дёмин) 2.9-10: Осторожно развернув стопы пальцами назад, помести их под мошонку. Руки перекрестив за спиной и удерживая большие пальцы ног, выполни джаландхара-бандху и пристально смотри на кончик носа. Это бхадрасана, уничтожающая любые болезни.

ХЙП (ШШШ)

ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)

ГС (пер.Дёмин)

Уграсана (санскр.: девангари - उग्रासन, IAST - ugrāsana)

ШС (пер.Ригин) 3.92-93: 3.92. Вытянув ноги и держа их врозь, возьми голову руками и положи ее на колени.
3.93. Тот, кто практикует это, достигает всех Сиддхи. Эта Асана прогоняет все скорби и дает достижение Вайю-сиддхи. Держи это в тайне и не открывай никому.

Муктасана (санскр.: девангари - मुक्तासन, IAST - muktāsana)


ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.11: Помести левую лодыжку под задний проход, правую лодыжку – поверх левой. Шея и тело прямые. Это – Муктасана, дающая сиддхи.
ГС (пер.Дёмин) 2.11: Поместив правую лодыжку над левой, опусти на нее анус. Держи голову, шею и спину прямо. Эта поза, называемая муктасаной, ведет к успеху [дарует сиддхи].

Ваджрасана (санскр.: девангари - वज्रासन, IAST - vajrāsana)


ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.12: Сделай нижние части бёдер твёрдыми, как алмаз; положи ступни по обе стороны от заднего прохода. Это – Ваджрасана, дающая йогину Сиддхи (совершенства).
ГС (пер.Дёмин) 2.12: Напряги сильно икры ног и помести стопы по бокам от заднего прохода. Это зовется ваджрасаной. Она приносит йогинам успех [дарует сиддхи].

Гуптасана (санскр.: девангари - गुप्तासन, IAST - guptāsana)


ХЙП (ССС)

ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.20: Ступни лежат между коленями и бёдрами, закрывая задний проход. Это известно как Гуптасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.20: Ступни спрячь между коленями и бедрами, анус на стопы помести. Это называется гуптасаной.

Матсьясана (санскр.: девангари - मत्स्यासन, IAST - matsyāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.21: В Мукта-падмасане лечь плоско, вытянувшись. Обхвати голову локтями. Это – Матсьясана, изгоняющая болезни.
ГС (пер.Дёмин) 2.21: Приняв мукта-падмасану (т.е. не скрещивая руки за спиной), ляг на спину, поместив локти по бокам от головы. Это матсьясана, изгоняющая болезни.

Горакшасана (санскр.: девангари - गोरक्षासन, IAST - gorakṣāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.25-26: 2.25. Подошвы ступней, повёрнутые кверху,держи открытыми между бёдрами и коленями. Прикрой лодыжки кистями, повёрнутыми кверху.
2.26. Втяни шею и смотри на кончик носа. Это – Горакшасана, дающая йогину Сиддхи.
ГС (пер.Дёмин) : 2.24. Удерживай стопы подошвами вверх между коленями и бедрами. Развернув кисти ладонями вверх, накрой ими лодыжки и
2.25. ... сжав горло, пристально смотри на кончик носа. Это зовется горакшасаной, она приносит йогинам успех [дарует сиддхи].

Уткатасана (санскр.: девангари - उत्कटासन, IAST - utkaṭāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.27: Крепко держи пальцы ног на полу., а пятки в воздухе. Положи зад на пятки. Это известно как Уткатанасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.27: Прочно прижав большие пальцы ног к земле, лодыжки удерживай на весу и задний проход на них помести - это будет уткатасана.

Санкатасана (санскр.: девангари - संकटासन, IAST - saṃkaṭāsana / saṅkaṭāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.28: Поставь левую ногу ступнёй на пол, обвей правую ногу вокруг левой ноги и держи обе кисти на коленях. Это – Санкатасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.28: Поместив левую голень на землю, оплети левую стопу правой ногой и положи ладони на колени. Это называется самкатасаной.

Мандукасана (санскр.: девангари - मण्डूकासन, IAST - maṇḍūkāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.34: Подошвы ступней обращены к спине; большие пальцы ног касаются друг друга. Наклони колени вперёд. Так будет выполнена Мандукасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.34: Чтобы выполнить мандукасану, подошвы помести под ягодицы, соединив большие пальцы ног, а колени разведи широко.

Уттана Мандукасана (санскр.: девангари - उत्तान मण्डूकासन, IAST - uttāna maṇḍūkāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.35: 2.35. Оставаясь в Мандукасане и держа голову локтями, выпрямись, как лягушка. Это – Уттана Мандукасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.35: Сидя в мандукасане, голову обхвати локтями. Это - уттана-мандукасана, похожая на приподнявшуюся лягушку.

Врикшасана (санскр.: девангари - वृक्षासन, IAST - vṛkṣāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) : 2.36. На внутреннюю сторону внешней части левого бедра поставь правую ступню. Так стой на полу, как дерево. Это известно, как врикшасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.36: Поместив правую ступню у основания левого бедра, стой на земле, словно дерево. Такова врикшасана.

Гарудасана (санскр.: девангари - गरुडासन, IAST - garuḍāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.37: Голени и бёдра прижми к полу, удерживая тело на коленях. Положи обе кисти рук поверх колен. Это называется Гарудасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.37: Голени и бедра плотно прижми к земле, а тело сохраняй неподвижным, помогая себе коленями. Руки положи на колени - и получишь гарудасану.

Вришасана (санскр.: девангари - वृषासन, IAST - vṛṣāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.38: Положи анус на правую пятку. Левую ступню положи сверху на правую ногу и коснись (левой ступнёй) земли. Это Вришасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.38: Чтобы выполнить вришасану, помести анус на правую лодыжку, а левую стопу подошвой вверх - на землю, слева от себя.

Щалабхасана (санскр.: девангари - शलभासन, IAST - śalabhāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.39: 2.39. Лёжа лицом вниз с кистями рук на высоте груди, обопрись ладонями о пол и подними ноги вверх на длину руки. Эту позу мудрецы называют Салабхасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.39: Ляг на живот и ладони плотно прижми к земле по бокам от груди. Держа ноги вместе, подними их на двадцать три сантиметра над землей. Великие мудрецы зовут это шалабхасаной.

Макарасана (санскр.: девангари - मकरासन, IAST - makarāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.40: 2.40. Лёжа лицом вниз, грудью на полу и с вытянутыми ногами, держи голову обеими руками. Это – Макарасана, разжигающая в теле огонь пищеварения.
ГС (пер.Дёмин) 2.40: Ляг на живот, грудь опусти на землю и вытяни ноги. Голову руками поддерживай. Это - макарасана, увеличивающая в теле жар.

Уштрасана (санскр.: девангари - उष्ट्रासन, IAST - uṣṭrāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.41: Лёжа лицом вниз, раздвинь ноги и положи их на спину; держи ступни руками. Подтяни живот и сильно втяни рот. Эту позу аскеты называют Уштрасана.
ГС (пер.Дёмин) 2.41: Лежа на животе, подними и перекрести голени. Удерживая их руками, сильно сжимай живот и рот. Мудрецами это зовется уштрасаной.

Бхуджангасана (санскр.: девангари - भुजङ्गासन, IAST - bhujaṅgāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.42-43: 2.42. Ложись на пол на живот. Держа ладони на земле, поднимай голову, подобно змее.
2.43. Огонь пищеварения в теле будет постоянно повышаться, все заболевания будут устранены и змееподобная богиня (Кундалини) проснётся благодаря упражнению в Бхуджангасане.
ГС (пер.Дёмин) 2.42-43: 2.42. Пусть тело от пальцев ног до пупка лежит на земле. Ладони прижми к земле и подними голову, словно змея.
2.43. Практикой (этой) бхуджангасаны пробуждается кундалини, в теле усиливается жар и любые болезни излечиваются.

Йогасана (санскр.: девангари - योगासन, IAST - yogāsana)


ГС (пер.Дёмин)
ГС (пер.Ригин) 2.44-45: 2.44. Поверни ступни вверх и положи их на колени. Поверх них положи руки вверх ладонями.
2.45. Вдохни и смотри на кончик носа. Это – Йогасана, применяемая йогинами при садхане.
ГС (пер.Дёмин) 2.44-45: Стопы повернув подошвами вверх, помести их на (противоположные) колени. Руки положи на подстилку ладонями вверх, затем вдохни, а пристальный взгляд устреми на кончик носа. Это - йогасана, выполняемая йогинами в йогической практик

4. Сводная сравнительная таблица

ХЙП 15 асанГС 32 асаныШС 4 асаны описаны
+ 2 упоминаются
Другое название
1.19 Свастикасана
1.20 Гомукхасана
1.21 Вирасана
1.22 Курмасана
1.23 Кукутасана
1.24 Уттана Курмасана
1.25 Дханурасана
1.26-27 Матсьендрасана
1.28-29 Пащчимоттанасана
1.30-31 Маюрасана
1.32 Щавасана
2.13 Свастикасана
2.16 Гомукхасана
2.17 Вирасана
2.32 Курмасана
2.31 Куккутасана
2.33 Уттана-курмасана
2.18 Дханурасана
2.23-24 Матсьендрасана
2.22 Пащчимотанасана
2.29-30 Маюрасана
2.19 Мритасана
3.95-97 Свастикасана
5.5 Гомукхасана
(упом.)








1.37-45 Сиддхасана. Она же:
Муктасана
Ваджрасана
Гуптасана)
1.46-51 Падмасана
1.52-54 Симхасана
1.55-57 Бхадрасана. Она же:
Горакшасана
2.7 Сидхасана
2.11 Муктасана
2.12 Ваджрасана
2.20 Гуптасана
2.8 Падмасана
2.14-15 Симхасана
2.9-10 Бхадрасана
2.25-26 Горакшасана
3.85-87 Сидхасана

4.31 Ваджрасана
(упом.)
3.88-91 Падмасана







Баддхападмасана


3.92-93 Уграсана
2.21 Матсьясана
2.27 Уткатанасана
2.28 Санкатасана
2.34 Мандукасана
2.35 Уттана Мандукасана
2.36 Врикшасана
2.37 Гарудасана
2.38 Вришасана
2.39 Щалабхасана
2.40 Макарасана
2.41 Уштрасана
2.42-43 Бхуджангасана
2.44-45 Йогасана
упом. - асана упоминается в тексте, что определённую практику хорошо делать в этой позе, но поза не объясняется

5. Вывод

Мудрец Патанджали в йога сутрах описывает что такое асана, цель практики асан, их место в практике йоги и результат их правильного выполнения: Практика асан является частью 8-ступенчатой йоги - 3 ступень, если брать иерархию, или просто одна из составных частей аштанга йоги, если рассматривать что все ступени равнозначно важны и практикуются параллельно. Патанджали говорит, что асана есть неподвижная и удобная поза, достигаемая при прекращении усилия и сосредоточении на бесконечном. И в результате овладения асанами [йогин] становится неподверженным воздействию парных противоположностей – холоду, жаре и т. д.
Нет никакого конкретного описания техники выполнения поз. Комментаторы подразумевают, что имеются в виду позы сидя для практик пранаям, концентрации и медитации.

Количество асан, описанных в рассмотренных выше классических текстах, намного меньше используемых в современных школах хатха йоги. 15 поз в «Ха-тха йоге прадипике», 32 в более позднем тексте «Гхеранда самхите» и всего 4 +2 позы в Шива Самхите. Причём все 15 поз, описанных в ХЙП, есть в ГС.

Подавляющее большинство поз (смотря как классифицировать, но около 20 из 33) выполняются сидя с вертикальной спиной. Также описаны позы из областей:
Описание техник и поз очень короткое и местами не понятное, так как: Есть некоторая путаница в названии. В вариантах текстов строчки могут быть поменяны местами или вообще отсутствовать.

Изучение этих текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Надеюсь данная подборка поможет лучше уложить в голове разнообразие поз, описанных в этих текстах.

6. Список используемой литературы и условные обозначение

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    • ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    • ЙСП (Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    • ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    • ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
  3. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
    • ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
  4. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
II. Интернет ресурсы:
  1. названия асан на санскрите
  2. Видео А В Парибка
  3. статья "Пять вариантов перевода Йога сутр Патанджили"
III. Обозначения:

97. Послесловие

Изучение источников классических текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Если найдёте какие-то не точности или захотите добавить материалы в статью, буду рад комментариям и дополнениям.


Есть некоторая путаница в названии. В вариантах текстов строчки могут быть поменяны местами или вообще отсутствовать.

Надеюсь данная подборка поможет лучше уложить в голове разнообразие поз, описанных в этих текстах.

98. Список литературы используемой в данной статье

III. Источники для данной статьи
  1. Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» Москва, «Медси XXI», 1993
  2. Дхирендра Брахмачари «Йогасана виджняна» (электронная версия)
  3. Свами Вишну-Девананда «Полная иллюстрированная книга йоги» перевод с английского под ред. С.М.Костикова (электронная версия)
  4. Шри К.Паттабхи Джойс «Йога-мала» (электронная версия)
  5. Лесли Каминофф «Анатомия йоги» перевод Борич С. (электронная версия)
  6. Гудрун Бюнеманн «Восемьдесят четыре асаны йоги Исследование традиции» Изд.: «Ritambhara Books» Москва
  7. Н.Е.Сьоман «Йогические традиции майсорского дворца» в сборнике «Динамические практики в классической йоге» К.: «JANUS BOOKS», «София», 1999
  8. Теос Бернард «Хатха-йога» Изд. Москва 2005, «Ritambhara Books». Theos Bernhard, «Hatha-Yoga» (London; Rider and Co, 1968)
  9. Свами Вивекананда «Четыре Йоги» пер. с англ. под ред. В.С.Костюченко, «Прогресс-Академия», Москва 1993. Так же книга издавалась как «Философия йоги» глава или отдельная книга «Раджа Йога»
  10. Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София».

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    1. ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    2. ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    3. ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    4. ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
    5. ЙСП (Айенгар) — комментарии Б.К.С.Айенгара «Йога Сутры Патанджали. Пояснение» 2-е издание, Москва 2008, Изд. «Альпина нон-фикшн».
    6. ЙСП (Десикачар) — комментарии Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи в составе книги «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София». Можно встретить как отдельную книгу ЙСП с комментариями Шри Кришнамачарьи. Но это работа его сына Т.К.В.Десикачара.
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    1. ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    2. ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    3. ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
    4. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
      1. ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
      2. ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
    5. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
      1. БГ (пер.Семенцов) - электронная версия
      2. БГ (пер.Смирнов) – электронная версия
      3. БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
      4. БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) - электронная версия
    6. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
    7. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
    41. шаткарма
    61. пранаяма-->