Главная > Йога > Материалы > Йога асана. Пояснения и размышления

Йога асана. Пояснения и размышления

Автор: Киселёв Алексей
2020.04.20

Редактор: Киселёва Татьяна

Оглавление

52.1. Вступление

Эта статья продолжает предыдущую о классических асанах йоги. Если прошлая статья только считала и сравнивала позы, то эта пробует ответить на вопросы «как?» и «с какой целью?». Она основан на классических текстах, а так же на более современных книгах, рассуждениях разных йогов, преподавателей йоги и моих собственных.

52.2. Определение

Асана (санскр.: आसन, IAST: āsana) существительное полученное от глагольного корня ās — сидеть, обозначает «сиделка». Это может быть и то, на чём сидят «место для сидения, подстилка», так и то, в какой позе сидят.

52.3. На основе текстов

52.3.1. Место асан в системе йоги

ЙСП.2.29 (пер.Ригин) Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).
Т.е. асаны перечислены 3-й частью.
ХЙП.1.17 (CCC) 1.17. Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги …
При этом яма, нияма, митахара были описаны уже ранее.
ГС.1.10. (пер.Ригин) Составные элементы 7-частной садханы: Шат-карма дают очищение. Асаны дают силу….
Т.е. асаны перечислены 2-й частью.
Есть много других делений на ступени в древних текстах по йоге. Но асаны и/или мудры в них часто присутствуют.

52.3.2. После асан

ЙСП.2.49 (ССС) После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения (movement) вдоха и выдоха.
ХЙП.2.1. (пер.Ригин) Когда Асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует Пранаяму согласно указаниям своего Гуру.

52.3.3. Как практиковать

ЙСП.2.46 (ССС, пер.Нирмала Драсты) Поза должна быть устойчивой и удобной.
Сочетание слов «устойчивая и удобная» или «неподвижная и приятная» включает в себя 2 противоположных качества. Неустойчивое обычно подвижное, а неподвижное неудобное. Обычно мы всё время ёрзаем и меняем позу для достижения временного удобства. В совмещении этих противоположностей и состоит искусство практики асан.

52.3.4. Время удержания

В этих текстах (ЙСП, ХЙП, ГС) не указано время удержание.
В наше время существуют версии о времени удержания от 5 дыханий (в Аштанга Виньяса Йоге), до упоминания в книге Дхирендры Брахмачари «Йогасана виджняна»: «… тот достиг превосходства в асанах, кто может находиться в ней 3 часа 48 минут в прямом положении».
Есть мнение, что долго удерживаемая асана (примерно от 3 минут) становится мудрой — статичным удержанием тела, перенаправляет энергию по энергетическим каналам. Также для перенаправления энергии ещё необходимо управлять вниманием и дыханием (праной).
Йога-терапевты говорят, что если у человека есть склонность к варьикозу, то позу йоги нельзя неподвижно держать больше 30 секунд. Т.к. вытяжение или напряжение мышц сжимает сосуды и не даёт венозной крови двигаться к сердцу, кровь будет скапливаться в сосудах и излишне расширять вены.

52.3.5. Эффекты от асан

ЙСП.2.48 (ССС) Посредством этого [асан] пары противоположностей прекращают оказывать какое-либо воздействие.
ХЙП.1.17 (CCC) ... Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела.
ГС.1.10 (пер.Ригин) … Асаны дают силу …

Получается пратика асан даёт следующие эффекты:

52.3.6. Сколько асан существует

ЙСП не упоминают не об одном названии асан или технике их выполнения. Всего 4 сутры из 196 посвящены асанам: входят а аштанга йогу (2.29), устойчивая и неподвижная (2.46), 2.47 и эффекты от практики (2.48).
ХЙП.1.19-43 (CCC) описывается выполнение 15 асан.
ГС.2.1 (пер.Д.Дёмина) Всего существует столько же асан, сколько пород животных. 8 миллионов 400 тысяч (восемьдесят четыре лакха) из них были названы Шивой.
ГС.2.2 (пер.Д.Дёмина) Среди них восемьдесят четыре считаются важными, а из этих - тридцать две (достаточно) хороши в этом мире смертных.
Описывается выполнение 32 асан.
ШС.3.84. Из 84 Асан я упомяну Сиддхасану, Падмасану, Уграсану и Свастикасану.
Признано наличие 84 асан, описаны 4 и ещё об одной упомянуто в тесте ниже.
В книге «Йога Дипика» она же «Пояснение йоги» и «Light of Yoga» Б.К.С.Айенгара 1966 года описано 200 асан, более 600 иллюстраций асан, шаткарм и пранаям.
Есть плакат, на которым изображено 1000 асан.

52.4. Ответы на повросы, размышления

52.4.1. Есть ли одно правильное выполнение позы для всех школ?

Нет одного правила,как выполнять позы. Разные школы дают разные «отстройки» правила выполнения воз. 1. В разных школах совершенно разные позы могут иметь одно и то же название. Например поза Курмасана:
ДБ.ЙАВ: Опустившись на пол, сядьте на пятки, пальцы ноги касаются друг друга. Локти уприте в пупок, большие пальцы зажмите в кулаки. Максимально наклоните корпус вперёд (рис.52.1) [VI.2].
ХЙП.1.22 (ССС) Плотно прижми к анусу лодыжки ног, направленные в противоположные стороны, и сиди в равновесии. Йоги называют это курмасаной (рис.52.2) [I.2].
Айенгар «Йога Дипика»: - поза похожа на курму (черепаху) (рис.52.3) [VI.1].

рис.52.1. Курмасана [VI.2]

рис.52.2. Курмасана [I.2]

рис.52.3. Курмасана [VI.1]
2. Может поза отличаться небольшими деталями, например, Джану Ширшасана в школах отличается положением согнутой ступни, углом между бёдрами, направлением вытяжения — тянуться головой к носку или к колену.

рис.52.4. Джану ширшасана. Шивананда йога [VI.3]

рис.52.5. Джану ширшасана. Аштанга виньяса йога [VI.4]

рис.52.6. Джану ширшасана. [VI.1] вверху и [VI.2] внизу
3. И даже если поза одна и та же, то в одной позе можно делать совершенно разные вещи. Часто это связано с предпочтениями преподавателя, на чём в практике он делает акцент. Может быть связано с тем, что именно в этот момент он хочет использовать позу для проработки определённого элемента.

рис.52.7. Вирабхадрасана 1 [VI.5]

рис.52.8. Вирабхадрасана 1 [VI.5]
Внешне это может быть совершенно незаметно. Например, в позе первого война (вирабхадрасана 1) можно: И любое из правильных соединений этих элементом с правильным объяснением будет вести к положительному результату. Поэтому лучше ходить к одному преподавателю или отдать предпочтение одной школе / стилю йоги, чтобы не создавалась в голове путаница об асанах.

52.4.2. Какая поза может считаться асаной, каждая, только описанная в какой-то древней книге или какая?

Возникает вопрос, что можно считать асаной? Можно придумать много новых поз. Если поз столько же сколько живых существ 84 * 100 000, то практически любая поза, которую мы примем, является асаной. Или позы только те, которые описаны в книгах? Только в древних книгах, 32 как в ГС, или 200 из «Йога Дипики» Айенгара и других более современных книг?
  1. Если практику асан рассматривать как физкультуру или спорт, тогда асанами являются все позы, которые помогают всесторонне развить человека физически: развивается сила, гибкость, координация, адаптация тела и психики к нагрузкам. Возможно таким образом пришли в йогу новые позы начала 20 века из индийских боевых искусств и танцев.
  2. Другое мнение, что позы йоги изначально были нужны для раскрытия бедер в сторону лотоса и укрепления спины, чтобы можно было долго сидеть в медитационных позах. Тогда набор асан может быть достаточно ограниченным.
  3. Мне нравится ответ одного учителя йоги: «любая поза, в которой вы испытываете состояние йоги (ЙСП.1.2: остановление колебаний ума), будет асаной».
  4. Есть ещё развитие асан последнего времени — это «инстаасаны», не важно насколько поза йогатерапевтична, укрепляет здоровье тела, удобна для медитации, важно чтобы она выглядела красиво и в ней можно было бы сняться для соцсетей :)

52.4.3. Что делать, пребывая в асане, чтобы практика была эффективнее?

Позу стараться удерживать неподвижно, выполняя микродвижения в ритме дыхания стараясь войти глубже в позу, отключить лишнее напряжение. Пока поза осваиваться, вниманием проходить по телу часть за частью и проверяет правильное выстраивание всех частей тела. При этом умеренная боль в позе (от вытяжения или от напряжения) не позволяет концентрироваться на мыслях, мы всё время находимся в теле. Находимся «здесь и сейчас». Когда в позе становится легко и привычно, ум снова хочет уйти в размышления. Три варианта пути: Мои продукты — карты — слева вниз меню - область действия

52.5. Заключение

Надеюсь ответил на большинство вопросов. Если они ещё остались, пишите в комментариях к статье!

52.6. Литература к этой статье

IV. Литература к этой статье
  1. Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» Москва, «Медси XXI», 1993
  2. Дхирендра Брахмачари «Йогасана виджняна» (электронная версия)
  3. Свами Вишну-Девананда «Полная иллюстрированная книга йоги» перевод с английского под ред. С.М.Костикова (электронная версия)
  4. Шри К.Паттабхи Джойс «Йога-мала» (электронная версия)
  5. Лесли Каминофф «Анатомия йоги» перевод Борич С. (электронная версия)

97. Послесловие

Есть некоторая путаница в названии. В вариантах текстов строчки могут быть поменяны местами или вообще отсутствовать.

Изучение этих текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    • ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    • ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    • ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    • ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    • ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
  3. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
    • ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
  4. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
    • БГ (пер.Семенцов) -
    • БГ (пер.Смирнов) –
    • БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
    • БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) -
  5. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
  6. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
<--5.1. асаны
6. пранаяма-->


FaceBook
ВКонтакте