Главная > Йога > Материалы > Яма-нияма, нравственноасть и самодисциплина. Пояснения и размышления

Яма-нияма, нравственноасть и самодисциплина. Пояснения и размышления

Автор: Киселёв Алексей
2020.05.02

Редактор: Киселёва Татьяна

Оглавление

22.1. Вступление

Из описания ступеней йоги мне кажется самым сложным описать яму-нияму и самадхи. Яму и нияму сложно, поскольку это фундамент всей практики, и надо описать максимально целостно, затрагивает очень много понятий, аспектов жизни, культурные особенности народов. Самадхи, поскольку сложно писать то, к чему ещё даже не приблизился, только на основе писаний :)

Начав писать статью, понял, что без определённых понятий это будет малоэффективны. Поэтому сначала описываю понятия из индуизма и Йоги.

22.2. Пуруша, Пракрити, Майя, карма, самсара

Исходя из теории сангхи, изначально Дух (Пуруша, санскр.: पुरुष, IAST: puruṣa) и Материя/Природа (Пракрити, санскр.: प्रकृति, IAST: prakṛti) были слиты в одно и были неподвижны. Затем Дух решил познать себя. Для этого он привёл в движение Пракрити, которая создалв всё многообразие форм, во взаимодействии с которым можно будет познать себя (учёные скажут, что произошёл изначальный взрыв). Пракрити разделилась на ещё 24 таттвы. Самые выжные для нас — это: бодхи (разум), аханкара («я делатель» ~ эго), манас (чувственный ум), 3 гуны (качества: тамас, раджас, саттва), которыми обладают все материальные предметы и 5 первоэлементов (земля, пода, огонь, воздух, эфир) из которых все материальные предметы состоят.

Майя (санскр.: माया, IAST: māyā, «иллюзия», «видимость») — является свойством Пракрити, особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.

Пуруша [каждой личности] через взаимодействие с материальным миром должен познавать свою истинную привроду. Этому мешает майя. Проблема в том, что во взаимодействии с Пракрити Пуруша стали заигрываться с этой материей и погрязать в кармические связи, погружаясь в колесо перерождений сансару.

Слово Карма (санскр.: कर्म, IAST: karma) происходит от глагола кар (санскр.: कर्, IAST: kar, «делать») означает «действие, дело, деятельность». Под этим словом понимают: Карма делится на следующие виды:
Человек действует в мире мыслью, речью и телом, а так как мысль первична, то исток кармы — в уме. В «Законах Ману» (12.3-9) действие кармы описано следующим образом: «Человек вкушает плод совершённого деяния — доброго или дурного — так: умом — совершённое умом, словом — совершённое словом, телом — совершённое телом».

Самсара (санскр.: संसार, IAST: saṃsāra, «блуждание, странствование») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Сансара (колесо сансары) рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти.
Б.В.Мартынов [2] пишет, что сансара — это не столько круговорот рождений, сколько круговорот мысли, построений в уме, который производится самскарами.

«Впечатления создаются деятельностью сознания, а сама деятельность — впечатлениями. Так непрерывно крутится колесо деятельности и впечатлений» (коммент.Вьясы на ЙСП, 1.5.).

Для нравственной жизни и поведения нет идеи более ценной, чем удела (кармы) и перевоплощений.

рис.22.2.1. Пуруша и Пракрити

рис.22.2.2. Пуруша и Пракрити

рис.22.2.3. Пуруша и Пракрити

22.3. Клеши


рис.22.3.1. Клеши
Клеша (क्लेश, kleśa, «бедствие, страдание») - ограниченность человеческой натуры, «аффекты», рождающие страдания и ведущие к погрязанию в Майю и накоплению кармы. В ЙСП.2.3. перечисляется 5 клеш: авидья (отсутствие видения истины), асмита (ложное самоотождествление), рага (привязанность к удовольствию), двеша (отвращение от неприятного), абхинивеша («увлечённость бытием», «страх смерти»). Авидья — основа для остальных клеш.

ЙСП.2.3. अविद्यास्मितारागद्वेषाभिनिवेशाः पञ्च क्लेशाः॥३॥
Avidyāsmitārāgadveṣābhiniveśāḥ pañca kleśāḥ||3||
ЙСП.2.3.(ССС) Неведение, чувство «я», влечение, отвращение и страх смерти есть страдания.
ЙСП.2.3.(ком.Вьяса, пер.Островская) Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.

ССС: «Клеша — это вид мучения, которое находится внутри самого бытия… [Например,] в обычной жизни мы не осознаём страх смерти, но он есть там — в подсознании. Страх возникает, когда возникают [определённые ситуации] … Это дейстие рефлекса [самосохранения] … Даже животные имеют клеши».

Вьяса: «Аффекты – ложные наполнители сознания, они усиливает функцию гун, поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы».

ШШШ: «неведение возникает большей частью по причине дремоты сознания. Пребывая в неведении человек принимает себя … только за тело. Будучи заключённым в физические пределы и чрезмерно поглащённым сексуальной активностью, человек не признаёт иного наслаждения. Он предпочитает враждовать с каждым, кто препятствует исполнению его желания… на протяжении всей жизни пребывает в страхе смерти».

ЙСП.2.3.(ком.Вьяса, пер.Мартынов) «Пять ложных заполнителей сознания» — неведение, ячество, страсть, отвращение, привязанность к жизни, — которые «расширяют поток причин и следствий и, служа опорой один другому, вызывают созревание кармы»

अविद्या क्षेत्रमुत्तरेषां प्रसुप्ततनुविच्छिन्नोदाराणाम्॥४॥
Avidyā kṣetramuttareṣāṁ prasuptatanuvicchinnodārāṇām||4||
ЙСП.2.4.(В). Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
ЙСП.2.4.(ССС) Авидья есть поле для последующих (клеш) в состояниях скрытом, тонком, рассеянном или раскрытом.


В: «{состояния аффектов:} ...
{Аффекты} [классифицируются] по {состояниям} прерванными и т. д., [только будучи] привязанными [к тем или иным объектам]. [аффект] перестает действовать в результате культивирования противоположного [состояния], {и} проявляется через выражающий его признак.»

ССС: «клеши не индивидуальны, они свойственны общности людей. Когда мы стараемся избегать неприятных жизненных ситуаций, к этому нас принуждают клеши. Животные не осознают этого, но они поступают таким же образом инстинктивно и естественно.
Клеши имеют четыре стадии проявления: Обычные люди никогда не бывают свободными от клеш. За исключением великих йогинов, которые преодолели клеши. … Пока они существуют, невозможно осознать самость.»

अनित्याशुचिदुःखानात्मसु नित्यशुचिसुखात्मख्यातिरविद्या॥५॥
Anityāśuciduḥkhānātmasu nityaśucisukhātmakhyātiravidyā||5||
ЙСП.2.5.(В) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
ЙСП.2.5.(ССС). Авидья — это ошибочное принятие невечного, нечистого, зла и не-атмана (соответственно) за вечное, чистое, добро и атман.
Вьяса: «все [существующее] есть поистине страдание – в силу [непрерывного] изменения ... «Подобно тому, как "не-друг" не означает ни отсутствие друга, ни [кого-либо], равного другу, а его противоположность, то есть врага … так и неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника, но [лишь] иным типом видения, противоположным знанию».

ССС: «Авидья — это божественная иллюзия, некий тип завесы, «доза морфия» — дефект нашего психического видения. Эта ошибка обусловливает наш рассудок и наше мышление.
Это ошибочная идея, которая досталась нам с самого начала [создания]. Ее окончание знаменует начало просветления. Только в глубокой медитации мы можем видеть их [пракрити и пурушу] как две [сущности]. Интеллектуально мы можем считать их разделенными, но из-за авидьи мы не можем на практике почувствовать их раздельно. Авидью удаляет вивека [различение] - это временное просветление, через который мы можем различать тело и атман. В веданте авидья называется майя. Майя — это [иллюзия] в космическом смысле, в индивидуальном — это авидья».

БГ.18.32 (п.Н) Разум, окутанный мраком, принимающий извращенно все вещи, Адхарму за дхарму – темен, сын Притхи.

Ниже приведены описание 4-х остальных клеш ..

ते प्रतिप्रसवहेयाः सूक्ष्माः॥१०॥
Te pratiprasavaheyāḥ sūkṣmāḥ||10||
ЙСП.2.10.(ССС) Те клеши ослабляются путем инволюции; тогда она становятся тонкими.
ЙСП.2.10.(В) Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
ЙСП.2.10.(ШШШ) Страдания ослабевают благодаря крийя-йоге и исчезают, когда сознание упрочивается в своём изначальной источнике.
ССС: «Путь инволюции — от абхинивеши к авидьи.» Т.е. ослабляются клеши в обратном порядке их перечисленияю в сутре 2.3..

ШШШ: «Все страдания … исчезают, когда целостное сознание ума пробуждается и упрочивается в непроявленном за пределами тела. … страдания возвращаются в тот источник, откуда они возникли »

ध्यानहेयास्तद्वृत्तयः॥११॥
Dhyānaheyāstadvṛttayaḥ||11||
ЙСП.2.11.(ССС) Разновидности клеш ослабляются посредством медитации.
ЙСП.2.11.(В) их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
ССС: Клеши можно понять путем простого наблюдения за собственным умом. Они находятся не только в подсознании, но обнаруживаются также и в сознательном уме…
Мы не можем видеть клеши, пока не станем к ним очень внимательными...
Для того чтобы дхьяна ослабляла проявление клеш, она включает в себя наблюдение. Вы должны быть в состоянии наблюдать клеши посредством процесса дхьяны, в котором вы ... способны видеть различные фазы ментальных проявлений, происходящих внутри вас.
С помощью пристального наблюдения активные клеши переходят обратно в ослабленное состояние и затем — в тонкое состояние. Поэтому можно обнаружить, что духовные последователи, которые практикуют медитацию, становятся все спокойнее и спокойнее. Через медитацию преодолеваются напряжения, создаваемые клешами.

Поэтому в десятой сутре показан [общий] путь. Серьезному последователю следует на какое-то время удалиться в уединенное место для того, чтобы увидеть семена клеш в их проявленной форме. Так он может одолеть или уничтожить клеши. Клеши могут быть уничтожены, когда вы подвергаете себя уединению и снова возвращаетесь обратно в общество. После того, как семена клеш полностью прокалены, следует применять вивеку.

«Клеши в своей тонкой форме — неотъемлемый элемент психики. Они вплетены в нашу жизнь. Процесс их уничтожения имеет две компоненты, а именно: дхьяна [медитация] и вивека [различение]. Первая является методом раджа йоги, вторая — метод джняна йоги. Бок о бок с ними должны практиковаться карма йога и бхакти»
[Удаление клеш] — это не интеллектуальный процесс. Для этого должна использоваться целая йогическая дисциплина, включая яму, нияму и крийю [см. ЙСП.2.2.] .

[2]: Корни нарушений нравственных правил лежат глубоко в подсознании и, согласно йоге, обусловлены пятью его недугами (клеша). Задача стремящегося к совершенству — не столько избегать внешних запретных действий, сколько выкорчевывать корни, пускающие ростки враждебности, лжи, стяжания и т. д.

[4]: Основополагающее противоядие от неведения (основная клеша) — прозрение. Задача - уйти от склонности игнорировать или подавлять умственные искажения и вместо того развивать понимание их природы и функций. Чтобы выявить искажения — важно перестать себя с ними отождествлять («Я сержусь», «Терпеть этого не могу»), сначала наблюдать за ними, исследуя как они себя проявляют, отделяем их от других умственных процессов, как они влияют на нас и наконец отмечаем как они покидают сознание.

рис.22.3.2. Реинкарнация

рис.22.3.3. Реинкарнация

рис.22.3.4. Реинкарнация

рис.22.3.5. Самсара

22.4. Самскары, Васаны, способы избавления

Действие (развёртывание) клеш хороо описано в (ЙСП.ССС.Введение.природа ума):
1. Неведение - люди ложно отождествляются со своим телом-умом; это вызывает сильное чувство индивидуальности — асмита (~ложное отождествление, эго).
2. Каждая личность пытается навязать свою волю другим ради достижения собственной выгоды. Она ищет личное удовлетворение во что бы то ни стало. Ценой же обычно является расстройство и отсутствие счастья, поскольку эго никогда не может быть вполне удовлетворено.
3-4. Чувство эго ведет к неприязни и привязанности к вещам этого мира. ЙСП.2.7-8 (ССС): «Привязанность может быть определена как поглощенность удовольствиями мира. Неприязнь определяется как отвращение от вещей мира». Эти два напряженных состояния: привязанность и неприязнь, влечение и отвращение ведут к конфликту и отсутствию счастья в жизни; для действительных жизненных ситуаций редко когда удовлетворяются чьи-то нужды и ожидания.
5. Эти влечение и отвращение ведут к страху смерти, так как каждый желает продолжить положение вещей относительно удовольствий и индивидуальности.

Решение: ЙСП.2.7-8 (ССС) «Эти причины недосягаемости счастья могут быть нейтрализованы путем возвращения их назад к своему источнику и устранения связанных с ними ментальных состояний посредством медитации».

Если Клеши функционируют в нас, то действуя обычным образом, мы получаем эмоционально окрашенные впечатления - самскары.

Самскара (संस्कार, saṃskāra) — бессознательные «впечатления», «воспроизводимое» [2], отпечатки оставленные в уме действием или внешним обстоятельством. Самскары, можно сказать, и есть способ погружения в самсару (круговорот перерождений), накопление ошибки, ошибочные реакции.

[III.1]: Впечатления могут быть не только отрицательными, но и положительными. С помощью таких положительных впечатлений человек может воспитываться и самовоспитываться. Поэтому самскарами в Индии называются также индуистские обряды. Самскары рассматривались как приёмы, очищающие от неизбежного загрязнения — и телесного, и умственного — в этой жизни и в иной. * вторую ступень йоги — Нияму можно рассматривать, как взращивание положительных самскар (привычек).

ЙСП.3.18.(ССС) Путем прямого восприятия отпечатков (появляется) знание предыдущих рождений.
Комментарии ССС: Самскары бывают двух типов: [отпечатки] памяти и васаны. [Отпечатки] памяти подсознательны, васаны бессознательны. … Самскары, дающие начало плодам или следствиям, накапливаются в форме прарабдха кармы. … Посредством практики самьямы на этих самскарах йог может иметь доступ к знанию прошлых рождений. * из комментариев Сатьянанды следует, что самскары 1-го уровня хранятся в памяти и подсознании, более глубокие называются васанами и хранятся в бессознательном.

Васана (वासना, vāsanā) (от vas — «придавать благоухание», «пропитывать запахом») — «впечатление», «предустановка», сила привычки, склонность к определенному поведению.

[III.1]: Иногда почти одинаково со словом самскара используют слово васана. Различие их в том, что васаны обозначают давние скрытые побуждения или влечения, приобретённые в многочисленных прошлых жизнях, а самскары — недавние. Васаны … как дремлющие в подсознании впечатления они ответственны за различие в умственных способностях, и склонностях, темпераменте и т. п. человека.

рис.22.4.1. Клеши
ЙСП.4.11 (ССС) Поскольку причина и следствие, опора и объект связаны вместе, с их исчезновением то [васана] тоже исчезает.
Комментарии Вьясы: "Причина" {формирование бессознательных впечатлений, васан} вследствие праведности возникает счастье, а вследствие неправедности – страдание. Из счастья [проистекает] страстное влечение [к счастью], а из страдания – ненависть [к страданию]. ... [то есть из этих двух], – активность [как таковая]. Движимый ... деятельностью, [индивид] приносит пользу или вред другим [существам]. А из этого – вновь праведность и неправедность, счастье и страдание, влечение и вражда; и таким образом колесо сансары, имеющее шесть спиц, [находится в непрерывном] вращении.

[III.1.] Чтобы стать свободным от запрограммированности, надо не дать впечатлениям воспроизводиться БЕЗ нашей воли, то есть управлять ими или стать бескорыстным и незатронутым ими созерцателем.

[III.2]: Повторяющиеся схемы искажений, возможно, и въелись глубоко в наше умственное поведение, {но} они не являются врожденными качествами нашего ума. Чтобы выявить искажения — важно перестать себя с ними отождествлять («Я сержусь», «Терпеть этого не могу»), сначала наблюдать за ними, исследуя как они себя проявляют, отделяем их от других умственных процессов, как они влияют на нас и наконец отмечаем как они покидают сознание.
….
[III.2]: {Например} умственное событие, как гнев, возникают на основе нашей собственной склонности к гневу, пробужденной событиями внешними. На этом уровне у нас нет выбора: если в нас есть эти склонности и если проявляются необходимые условия, мы ощутим гнев. Мы забываем всё, что слышали о памятовании; гнев в очередной раз проявляется, и мы просто себя с ним отождествляем («Я сердит»). Мы отождествили себя с умственным событием, которые нами не являются. Мы сосредотачиваемся на объекте гнева, думаем о нем и совершаем соответствующие поступки. Всё это предсказуемо и происходит машинально.

[III.2]: Применяя памятование, мы получаем возможность выбора. Мы не отождествляем себя с событием, но с памятованием ему внимаем. У нас появляется осмысленный выбор. Понимая: «Ага, снова возникло проявление гнева!», мы можем выбрать между самоотождествлением с этим проявлением и поддержанием памятования. Чего мы хотим: действовать под влиянием гнева или просто за ним наблюдать? При наличии памятования у нас есть свобода выбора, есть варианты.

Если мы не поддерживаем умственные искажения, привычки, то постепенно они будут рассеиваться!

* дремлющие клеша, самскары и васны при встрече с объектом ведут себя как семена, приносят плод, последующе кармы.

Опознать и рассеять умственные омрачения важнее, чем проистекающие из них кармические отпечатки, поскольку гипотетически, если даже мы избавимся от всех кармических отпечатков, омрачения будут генерировать всё новые и новые кармические отпечатки!

* действуя выше описанным образом мы как будто прокалили семя и оно уже не может плодоносить. Пробуждение клеш и самскар более не наступает даже при встрече с объектом.

Однако мы не можем не действовать в материальном мире. О правильном действии и нравственных принципах в двух следующих постах!

22.5. Идеальное действие, избавление от кармы


рис.22.5.1. Карма
Напомним «Карма» (कर्म, karma) переводится как «действие», но означает ещё и «последствия действий», «закон причинно следственных отношений».

[III.2] Когда мы совершаем намеренные действия тела, речи и ума (благотворные, либо неблаготворные), остаются отпечатки {самскары}, подобные семенам и потенциалам, которые в будущем породят последствие - {«карму»}. *Наличие кармы ввергает нас в следующее перерождение.

Материальный мир так устроен, что обычный человек всегда действует. Даже отказ от активных действий — тоже действие.

Бхагавад Гитта (далее БГ).3.5.(пер.Неаполитанский далее п.Н.) Воистину никто даже миг не может пробыть в бездействии. Гуны, рожденные природой, заставляют каждого невольно действовать.

* раз мы не можем не делать, значит надо минимизировать последствия действий!
* Может следует совершать только хорошие дела и заниматься благотворительностью?

ЙСП.4.7. (ССС) Действия йога ни белые, ни черные; для других же они трех видов.
ЙСП.4.7. (В) карма йогина не белая, не черная; у других [же] – трех видов.

На основе комментариев Вьясы: четыре вида кармы: БГ.3.6.(пер.Смирнов) Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам, Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовется.

[III.2] Причём, мотивация действия играет очень важную роль! Если мы практикуем, чтобы добиться ясновидения или экстрасенсорных с пособностей, наша медитация может быть совершенно бесполезной с точки зрения подлинного духовного развития. С другой стороны, если мы занимаемся духовной практикой в первую очередь для того, чтобы достичь духовного пробуждения ради блага всех существ, тогда даже если многие из наших благотворных действий кажутся незначительными, их кармическая мощь будет подталкивать нас по духовному пути не только в этой жизни, но и во всех будущих рождениях.

*Т.е. совершать добрые дела, заниматься благотворительностью с целью выгоды не приведёт к освобождению. Временно это приведёт к рождению в благоприятных условиях или в других мирах, в которых меньше страданий, но, исчерпав «хорошую» карму, атма (индивид.сознание) вернётся, весьма вероятно, в ещё худшие условия.

Единственный выход, действовать без привязанностей к действию, выполняя свои жизненные обязанности (дхарму):

[III.4] Свами Вивекананда книга «Карма йога» отрывок из «Маха-Нирвана-Тантры»: Семьянину надлежит быть преданным Богу, познание Бога должно быть целью его жизни. Однако ему {в противоположность монаху} надлежит и неустанно трудиться, выполняя все свои обязанности, плоды же его трудов должны принадлежать Богу.

БГ.3.19.(п.Н) Поэтому без привязанности всегда совершай работу, которую следует делать, ибо !!действуя без привязанности!!, человек достигнет Всевышнего.
БГ.2.48.(п.Н) Утвердись в йоге, о Арджуна, исполняй свой долг, отбросив привязанности и !!став равным к успеху и неудаче!!. Такая уравновешенность называется йогой.
БГ.2.49.(п.Н) ... Кто стремится к плодам своих действий, тот жалок.
БГ.2.50.(п.Н) Достигший божественного сознания, освобождается от плохих и хороших деяний уже в этой жизни. Поэтому устремись к йоге, ведь йога – искусство в деяньях.
БГ.4.18.(п.Н) Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, тот – мудрый среди людей; он связан с Высшим, хотя и занят разнообразной деятельностью.

* Бездействие в действии — это деятельность без привязанности к плодам действия.
А действие в бездействии комментирует Абхинавагупта к (БГ.4.18): Благодаря полному осознанию своей природы, он также познает деяния других, как свои собственные. Среди всех он — мудрец, поскольку совершает деяния всех.

БГ.4.20.(п.Н) Оставив привязанность к плодам своей деятельности, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависимый, он не совершает действий, хотя и занят деятельностью.

* Действие такого качества не порождает новой кармы.

*Зачем же тогда совершать хорошие дела?

Духовный путь занимает больше чем одну жизнь.
[III.2.] Посему, чтобы продолжать духовно зреть из жизни в жизнь (до достижения нирваны {или кайвальи}), важно перерождаться в обстоятельствах, благоприятствующих практике Дхармы. Возможно создать для себя подобные условия, если избегать неблаготворного поведения, направляя свою энергию на дела благотворные и посвящаем усилия достижению освобождения.

Мы выяснили, что не действовать не возможно в мире людей. Нужно стремиться к отрешению от плодов своих действий, совершенствовать свою нравственность и совершать добрые дела для создания благоприятных условий в следующих рождениях.

22.6. Нравственные законы в разных религиях

22.7. Яма-нияма в йоге



рис.22.2. Суд Асириса, взвешивание души

97. Послесловие

Есть некоторая путаница в названии. В вариантах текстов строчки могут быть поменяны местами или вообще отсутствовать.

Изучение этих текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

98. Список литературы используемой в данной статье

III. Источники для данной статьи :
  1. Мартынов Б.В. «Нравственность йоги в идеале и в жизни» электронная версия
  2. Б.Алан Уоллес «Тибетский буддизм с самых основ» пер.на русский Лобсанг Тенпа "Фонд контемплативных исследований", 2019
  3. «Йога сутры на санскрите

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    • ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    • ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    • ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    • ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    • ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
  3. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
    • ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    • ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
  4. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
    • БГ (пер.Семенцов) -
    • БГ (пер.Смирнов) –
    • БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
    • БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) -
  5. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
  6. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.


FaceBook
ВКонтакте