Главная > Йога > Материалы > Сурья Намаскар

Сурья Намаскар (статья в стадии правки и доработки)

тематический обзор

Автор: Киселёв Алексей



Часть 1. Теория и Классические варианты

Вступление

Сурья Намаскар (приветствие солнцу) - практика, связанная с древней традицией поклонению солнцу.
С одной стороны, этот комплекс можно посоветовать новичкам в йоге, поскольку его легко запомнить. И выполняя этот несложный комплекс всего несколько раз каждый день, можно поддерживать своё тело в хорошей форме.
С другой стороны, эту практику можно выполнять как тантрическую технику, работающую сразу с несколькими каналами восприятия. Тогда занимающийся выполняет сложное задание с переключением внимания между объектами, постоянно поддерживая концентрацию.
Так же практика может выполняться как поклонение солнцу, как динамическая молитва.

У многих школ хатха йоги и некоторых преподавателей есть свои варианты (иногда даже несколько) комплексов Сурья Намаскар. Сложность комплекса можно менять, путём добавления или замены асан, изменения ритма дыхания или добавления задержек.

В данной статье предложен обзор существующих вариантов комплексов приветствия солнцу и других практик, которые могут выполняться, для получения подобного результата.

Мантра

12 месяцев в году и столько же строк мантры. Каждая строка описывает одно имя солнца.
Варианты исполнения

Мантры приветствия солнцу:

NoСтрока мантрыДлинный переводКороткий перевод
1Ом Храм Митрая НамахаПоклонение тому, кто любит всехДругу
2Ом Хрим Равае НамахаПоклонение тому, кто является причиной всех измененийСияющему
3Ом Хрум Сурьяя НамахаПоклонение тому, кто причина деятельностиСолнцу
4Ом Храим Бханави НамахаПоклонение тому, кто распространяет светБлистающему
5Ом Храум Кхагая НамахаПоклонение тому, кто движется в небесахИдущему по небу
6Ом Храха Пушне НамахаПоклонение тому, кто кормилец всехПитающему
7Ом Храм Хиранья Гарбхая НамахаПоклонение тому, кто вмещает всю вселеннуюЗолотому эмбриону
8Ом Хрим Маричайе НамахаПоклонение ЛучистомуЛучистому
9Ом Хрум Адитьяя НамахаПоклонение первому среди полубоговИзначальному
10Ом Храим Савитры НамахаПоклонение тому, кто создает всеСветилу
11Ом Храум Аркая НамахаПоклонение Достойному почитанияЯркому
12Ом Храха Бхаскарая НамахаПоклонение тому, кто является причиной светаПросветителю

Обзор видов

Сурья Намаскр школы Дхиренды Брахмачари

Встаньте лицом на восток в направлении восходящего солнца. Сложите руки в почтительном приветствии к богу Солнца.


Рис.1 Встаньте прямо, сложив руки.
Рис.2 Затем вытягивайте руки вверх и назад и прогибайтесь, сохраняя ноги прямыми в коленях.
Рис.3 Медленно наклонитесь вперед и коснитесь руками земли, а головой коснитесь колен. Выполняя наклон, не сгибайте ноги в коленях.
Рис.4 Поднимая тело, максимально вытяните назад левую ногу. При этом максимально раскрывайте грудную клетку.
Рис.5 Поднимите руки вверх и прогнитесь назад.
Рис.6 Опустите руки и одновременно с этим верните левую ногу в исходное положение. Вытяните назад правую ногу.
Рис.7 Снова поднимите руки вверх и прогнитесь, максимально раскрывая грудную клетку.
Рис.8 Опустите обе руки на землю и вместе с тем вытяните левую ногу назад. Ягодицы тянутся вверх, а все тело остается напряженным и неподвижным. Прогните спину и удерживайте тело на руках и ногах.
Рис.9 Опуститесь вниз. Вес тела целиком поддерживается на ладонях согнутых рук и пальцах ног.
Рис.10 Выпрямляя руки, максимально прогибаемся, раскрываем грудную клетку и уводим голову назад. Тело по-прежнему удерживается на ладонях и пальцах ног.
Рис.11 Прыжком верните ноги к рукам. Складываемся в наклоне, ноги абсолютно выпрямлены, голова покоится на коленях.
Рис.12 Встаньте в стойку с руками сложенными перед грудью, как в самом начале.

Сурья Намаскар в Аштанга Виньяса Йоге


Выполняется в начале комплекса Аштанга Виньяса Йоги как разминка и разогрев. Бывает двух вариантов:
Если выполнять в полном варианте, то этот вид приветствия имеет ряд отличий:

  1. Специальное дыхание – Уджджайи.
  2. Переход из Уттанасаны в Чатуранга Дандасану и из Собаки мордой вниз в Уттанасану происходит прыжком, а не шагом.
  3. Руки поднимаются и опускаются через стороны.

В варианте А на Шат и в варианте В на Чатурдаша происходит удержание собаки мордой вниз в течение пяти циклов дыхания.

Сурья Намаскар Шивананда Йоги

выдох - вдох - выдох - вдох - задержка (или выдох-вдох) - выдох - вдох - выдох - вдох - выдох - вдох - выдох

Существуют усложнения этого комплекса. Например, в позе 4 и 9 прогиб с отведением рук вверх и назад.
Традиционно выполняется 12 раз. И при каждом возвращении в пранамасану пропевается следующая строка мантры

Сурья Намаскар Бихарской школы Йоги

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923, с 1942 по 1954 был учеников Свами Шивананды, а в начале 1964 года основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.

От предыдущего комплекса отличается одной асаной – вместо Ардха Чатуранга Дандасаны (Планки) выполняется Собака мордой вниз.

Стадии освоения и усложнения практики:

Асана

Название и описание
Рис.1 Пранамасана или «поза молящегося». Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди.
Рис.2 Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на кривизну верхней части спины.
Рис.3 Падахастасана или «поза голова к ногам». Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.
Рис.4 Ашва санчаланасана или «поза всадника». Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.
Рис.5 Парватасана или «поза горы». Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи.
Рис.6 Аштанга намаскарасана. или «приветствие восемью членами тела» Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.
Рис.7 Бхуджангасана или «поза змеи». Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед.
Рис.8 Парватасана или «поза горы». Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу.
Рис.9 Ашва санчаланасана или «поза всадника». Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Рис.10 Падахастасана или «поза голова к ногам». Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану.
Рис.11 Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану.
Рис.12 Пранамасана или «поза молящегося». Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе 1.

Осознание чакр (психических центров)

В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Их расположение:

Концентрация происходит в следующем порядке: В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию.

Солнечные мантры

Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари.
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии. Каждый знак зодиака имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
  1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу) Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет.
  2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему) Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
  3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность) Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания - небо, в то время как Агни (огонь) - его представитель на Земле.
  4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет) Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
  5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо) Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
  6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание) Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
  7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности) Хиранья Гарбха (золотое яйцо), блистательное как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха - семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
  8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца) Маричи - один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
  9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити) Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце - один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
  10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца) Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
  11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия. Солнце - самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
  12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению) В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели - освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры - это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела. Вот эти биджа мантры:
1 и 7 Ом Храм
2 и 8 Ом Хрим
3 и 9 Ом Хрум
4 и 10 Ом Храим
5 и 11 Ом Храум
6 и 12 Ом Храха

Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы

Применяется последовательность асан Бихарской школы йоги. Но есть ряд отличий:

Мантра ЧакраДыхание
Произношение Значение НоРасположениеЦвет
Ом Храм Митрая Намаха Другу 4Центр грудиныЗеленыйвыдох
Ом Хрим Равае Намаха Сияющему 5Горло, ключичная впадинаСинийвдох
Ом Хрум Сурьяя Намаха Солнцу 3Солнечное сплетениеЖелтыйвыдох
Ом Храим Бханаве Намаха Блистающему 2Лобковая кость, крестецОраньжевыйвдох
Ом Храум Кхагайя Намаха Идущему по небу6Точка межбровьяФиолетовыйвыдох
Ом Храха Пушне Намаха Питающему 1Основание позвоночникаКрасныйвдох-выдох
Ом Храм Хиранья Гарбхая Намаха Золотому эмбриону1Основание позвоночникаКрасныйвдох
Ом Хрим Маричайе Намаха Лучистому 6Точка межбровьяФиолетовыйвыдох
Ом Хрум Адитьяя Намаха Изначальному 2Лобковая кость, крестецОраньжевыйвдох
Ом Храим Савитры Намах Светилу 3Солнечное сплетениеЖелтыйвыдох
Ом Храум Аркая Намаха Яркому 5Горло, ключичная впадинаСинийвдох
Ом Храха Бхаскарая Намаха Просветителю 4Центр грудиныЗеленыйвыдох

Когда визуализировать цвет становится просто, начинаем представлять чакры как цветы с лепестками и продолжаем произносить мантры.
Выполняется 108 раз на каждую ногу (108 кругов). После садимся, читаем Гаятри мантру и визуализируем над собой белый свет (слияние цветов всех чакр).

Текст Гаятри мантры:

ЗвучаниеПеревод
om bhur bhuvah svah
tat savitur varenyam
bhargo devasya dhimahi
dhiyo yo nah pracodayat
ом бхур бхувах сваха
тат савитур вареньям
бхарго девасья дхимахи
дхийо йо нах прачодаят
В трёх мирах (бхур, бхувах, сваха = мир материального, астрального и света) направим наши мысли к свету, ведущему нас по духовному пути

Особенности:

Поскольку этот комплекс повторяется многократно, то некоторые асаны упрощаются. Выпад выполняется с постановкой задней ноги на колено, а вместо чатуранги используется аштанганамаскара асана.
В таком виде комплекс Сурья Намаскар похож на буддистские простирания: в которых тоже читаются мантра, визуализируется дерево преемственности, и совершаются движения телом.

Цель практики

  1. почитание солнца
  2. увеличение гибкости
  3. разминка и разогрев тела
  4. улучшается циркуляция крови и лимфы. Укрепляются сердечные мускулы. Тренируются кровеносные сосуды, в том числе головного мозга, путём чередования положения головой вверх и положения головой вниз
  5. если добавлять мантры и визуализации, происходит тренировка концентрации на всех трёх каналах восприятия: кинестетическом – позы, аудиальном – мантры, визуальном – чакры и цвета
  6. очищение энергетических каналов

Шавасана, как часть практики

После комплекса лучше полежать в Шавасане (позе трупа). Ложимся на спину в симметричную позу с чуть разведёнными руками и ногами. Руки кладём ладонями вверх. Стараемся расслабить всё тело.

Медицинский взгляд

Показания

Многие йогатерапевты рассматривают Сурья Намаскар, как пример динамической практики. Поэтому его можно рекомендовать людям, которым необходимо движение. Например людям с:

Противопоказания и ограничения

Часть 2. Альтернативные практики

Чандра Намаскар или комплекс «Приветствие Луны»

Общие сведения

Чаще всего содержит 14 позиций, которые соотносятся с четырнадцатью лунными фазами. В лунном календаре 14 дней до полнолуния известны как «2 яркие недели», 14 дней после полнолуния как «2 темные недели». Выполняется либо до восхода, либо после захода солнца по направлению к луне. Можно выполнять с мантрой:

NoСтрока мантрыЗначение строки
1Ом Камешварайя Намахаприветствуем исполняющего желания
2Ом Бхагамалиньяйя Намахапоклоняемся ему, увешенному гирляндами благополучия
3Ом Нильяклиннаяйя Намахапоклоняемся сострадательному
4Ом Бхерундайяйя Намахапоклоняемся сильнейшему
5Ом Вахнивасиньяйя Намахаприветствуем существующую в огне
6Ом Ваджрешварайя Намахаприветствуем носящего ваджру (молнию), украшенную алмазным орнаментом
7Ом Датьяйя Намахапоклоняемся той, кто получает вести от самого Шивы
8Ом Тваритаяйя Намахаприветствуем быстрейшего
9Ом Каласундарайя Намахаприветствуем уважаемого и притягательного
10Ом Нитьяйя Намахапоклоняемся Вечному
11Ом Нилапатакиньяйя Намахаприветствуем носящего голубые одеяния
12Ом Виджайяйяя Намахаприветствуем победоносного
13Ом Сарвамангалайя Намахапоклоняемся источнику удачи и благополучия
14Ом Джваламалиньяйя Намахаприветствуем защищённого ярким пламенем

Виды

Чандра Намаскар от Мастера Джитендра Дас www.yogatoday.ru

Позы 5 и 8 переходные между асанами и без мантры.

Вариант 2

Похож на Сурья Намаскар в стиле Шивананда Йоги.

Вариант 3

Вариант 4 от Шивы Ри yogajournal.ru

Позы не сильно отличаются от известных «солнечных» асан. Однако Шива Ри предлогает иные интенсивность, темп и качество движений - без спешки, только так можно будет создать подходящее настроение для практики. Практикуя в таком темпе не нужно синхронизировать движения и дыхания.

Анджали-мудра (печать Приветствия, вариация). Расставьте стопы на ширину таза, разверните ладони к потолку и соедините мизинцы в Анджали-мудре. Расслабляйтесь и направляйте внимание внутрь себя.
Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца). На вдохе вытяните руки в стороны. На выдохе положите ладони на крестец. На вдохе направьте живот и область сердца вверх. (Из этой позы три раза совершается переход в лунную Уттанасану.)
Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами). Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях. Приведите грудную клетку к бедрам, разверните ладони к потолку. Отпускайте по­звоночник, чувствуя, как из него уходит напряжение.

Высокий выпад. На выдохе шагните левой ногой назад, а правую согните как в Вирабхадрасане I – позе Воина I. Оставляя руки на полу рядом с правой стопой, мягко вытяните корпус параллельно полу.
Сомачандрасана I (плавная Лунная виньяса I). На вдохе вытяните правую руку над головой, одновременно разворачивая обе стопы по часовой стрелке. При этом передняя стопа должна располагаться под прямым углом, а задняя – находиться в положении позы Боковой планки.
Сомачандрасана II (плавная Лунная виньяса II). На выдохе вытяните правую руку вдоль бока. Потянитесь к задней стопе. При этом раскройте грудную клетку, выровняйте плечи на одной линии и активно работайте ногами. Повторите переход из Сомачандрасаны I и II еще два раза.

Переход в Сахаджа ардха маласану (спонтанная поза половины Гирлянды). На выдохе медленно разворачивайтесь против часовой стрелки до тех пор, пока не окажетесь в положении стоя с широко расставленными ногами и стопами, параллельными друг другу.
Сахаджа Ардха Маласана (спонтанная поза половины Гирлянды). На вдохе согните левую ногу в колене и вытяните правую. При этом позвоночник должен остаться удлиненным. На выдохе направьте энергию внутренней поверхности ног к тазовому дну. На вдохе так же внимательно переместитесь в другую сторону. Плавно переходите из стороны в сторону еще два раза, перемещая руки и ноги в спонтанном потоке, подобно морским водорослям.
Высокий выпад. Развернитесь к левой ноге и сделайте высокий выпад. Настройтесь на Лунную виньясу.

Поза Планки. На вдохе шагните левой ногой назад в позу Планки, расположив ладони под плечами. Активизируйте центральные мышцы туловища. Ощутите вытяжение энергии от макушки к копчику и далее к пяткам.
Анахатасана. На выдохе опустите колени на пол, не расслабляя мышцы нижней части живота. Вытяните руки вперед, расставив их на ширину плеч. Опустите область сердца к полу. Останьтесь в этом положении на несколько циклов дыхания, затем полностью опуститесь на пол.
Сахаджа Бхуджангасана (спонтанная поза Кобры I). Поместите ладони под плечи и поднимите грудную клетку вверх, поочередно вращая плечами назад и освобождая шею. Пусть позвоночник движется плавно, без всяких ограничений.

Швананада (поза Счастливой собаки). На выдохе перейдите в позу Собаки мордой вниз. Помните о расслабленном лунном настроении. Поочередно отрывайте пятки от пола и прижимайте их обратно, словно жмете на педали. Чувствуйте свободу в позвоночнике и области таза. Отпустите челюсть и позвольте шее двигаться свободно.
Адхо Мукха шванасана (поза Собаки мордой вниз, вариация). Войдите в традиционную позу Собаки мордой вниз. На вдохе вытяните правую ногу вверх к потолку. На выдохе опустите ее рядом с левой стопой. На вдохе вытяните левую ногу к потолку. На вдохе приведите ее в положение Вирабхадрасаны I.
Высокий выпад. На выдохе шагните правой стопой вперед к краю коврика, слегка раскачивая таз из стороны в сторону.

Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами). Наклонитесь вперед в лунную Уттанасану. При этом руки должны тяжело свисать к полу, а ладони – смотреть в потолок.
Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца). Поднимитесь и поместите руки на крестец. Пригвоздив стопы к полу, удлиняйте ноги, область сердца и макушку вверх и вытягивайтесь вверх ногами. Расслабьте челюсть.
Анджали-мудра (вариация). Выполняя мудру, направьте внимание внутрь себя. Повторите последовательность в другую сторону и завершите практику Анджали-мудрой. Пусть это будет посвящением, благодарностью и молитвой за мир и обновление всего сущего.

5 тибетских жемчужин (око возрождения)

Источник: П. Кэлдер. Книга "Око возрождения"

Во 2-5 действиях необходимо координировать движение с дыханием. Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением эфирной силой. Поэтому дышать при выполнении ритуальных действий «Ока возрождения» необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.

Ритуальное действие первое

Исходное положение – стоя с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Совершать вращение вокруг своей оси (слева направо – это важно), пока не возникнет ощущение легкого головокружения.
Количество раз: Начинающим рекомендуют ограничиваться тремя оборотами и довести до десяти-двенадцати. Максимальное число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.
Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.
Действие выполняется с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению скорость и стабильность.

Ритуальное действие второе

Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой-нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке. Нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине.
Затем поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Можно ноги уводить еще дальше «на себя» – до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола. Главное – не сгибать ноги в коленях.
Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз.
Дыхание. В начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания – полный выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Ритуальное действие третье

Выполняется сразу же вслед за первыми двумя. Исходное положение - стоя на коленях. Колени расположены на расстоянии ширины таза, бедра строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер под ягодицами.
Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад-вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала.
Дыхание. Требуется строгого согласовывать движений с ритмом дыхания. В начале следует сделать глубокий и полный выдох. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение – выдыхать.

Ритуальное действие четвёртое

Исходное положение - сидя на полу с вытянутыми перед собой прямыми ногами со ступнями, расположенными на ширине бёдер. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.
Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом – поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки – располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом – расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем – повторить все сначала.
Дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову – выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения – задержать дыхание, и опускаясь – полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями – сохранять неизменный ритм дыхания.

Ритуальное действие пятое

Исходное положение - упор лежа прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями – немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног – такое же.
Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение – упор лежа прогнувшись – и начинаем все сначала.
Дыхание. Здесь схема дыхания несколько необычная (приближенное подобие «парадоксального дыхания»). Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тела пополам. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

Ритуальное действие шестое (не обязательное)

Это действие предназначено лишь для тех, кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.
Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный. После этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше – столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, – расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Отдышавшись, повторите.
Число повторений. Обычно, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. Желательно не выполнять более девяти повторений за один раз.
В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из нескольких повторений. Практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Буддийские простирания

От автора статьи: Простирания сам не практикую, поэтому могу случайно исказить информацию. Для самостоятельной практики лучше получить посвящение в эту традицию у учителей.

Простирания (поклоны) - одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего), чтение мантр (вслух или про себя) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики - обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм, алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом. Известны многочисленные случаи, когда верующие буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров - вокруг священной горы Кайлас, во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

Простирания являются, также, важным элементом буддийского этикета - каждый из учеников склоняется трижды перед учителем, перед получением учения, фиксируя этим отношения "учитель-ученик" и свою готовность с благодарностью, вниманием и почтением внимать словам учителя.

Простирания входят в одну из предварительных практик (нёндро) во многих школах Буддизма. Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях сопровождается выполнением 111 111 простираний.

Техника выполнения простираний

Буддизм зародился в Индии, а оттуда начал распространяться по другим странам. При этом традиции немного менялись, чтобы местным жителям было проще его понять и практиковать. Поэтому внешне простирания могут сильно отличаться. Могут отличаться исполняемые мантры.
Но суть одна. В простираниях обячно мало внимания уделяется внешней форме. Оснавная работа направлена на управление вниманием и формирование чистого намерения.

Существует 2 принципиально отличающихся варианта выполнения:
  1. скольжением - обычно этот вариант выполняется, если вы имеете специально оборудованное место. Это обычно отполированная доска. Человек либо одевает перчатки, либо кладёт руки на подкладки из ковролина или дощечки (если это делается на земле). Используя их, человек скользит руками вперёд.
  2. перешагиванием ладонями из короткого простирания в длинное простирание и обратно. Есть 2 варианта:
    • Если делать на медленной скорости, то руки складываются в намасте
    • Если делать на быстрой скорости, то руки ставятся и переносятся на ширине плеч

Перешагиванием

Скольжением

Вариант 1. Буддийский храм в Индии.

Вариант 2. Непал.

Вариант 3. Китай. Интересный вариант, он похож на комплекс сурья намаскар. Здесь есть собака пордой вверх и вытяжение с руками вверху.

Посвящение заслуг. По завершению полного цикла практики простираний, надо исполнить посвящение заслуг на благо всем живым существам.

Часть 3. Авторские варианты

Михаил Баранов

Источник: сайт Михаила Баранова и канал в YouTube

Сурья Намаскар 1

Часть 1 - начало

Выдох

Вдох

Выдох-Уд.Бандха

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох
Часть 2 - первая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох
Часть 3 - между сторонами

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Вдох

Выдох
Часть 4 - вторая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Вдох

Выдох
Часть 5 - концовка

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Прыжок-Вдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Сурья Намаскар 2

Часть 1 - общая для многих комплексов

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох
Часть 2 - первая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох
Часть 3 - между сторонами

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох
Часть 4 - вторая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох
Часть 5 - окончание

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох-Фиксация

Вдох

Вдох

Вдох

Выдох-Уд.Бандха

Вдох-Фиксация-Выдох.

Вдох-Фиксация-Выдох.

Вдох

Выдох

Сурья Намаскар 3

Часть 1 - начало

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох
Часть 2 - первая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Выдох

Вдох

Выдох-Уд.Бандха

Вдох

Выдох

Вдох

Вдох

Выдох

Вдох
Часть 3 - между сторонами

Выдох

Выдох

Выдох

Выдох
Часть 4 - вторая сторона

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Выдох

Вдох

Выдох

Выдох

Вдох
Часть 5.а - виньяса 1

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Вдох

Выдох
Часть 5.б - виньяса 2

Вдох

Выдох

Выдох

Вдох

Вдох

Выдох
Часть 6 - концовка

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Илья Журавлёв

Сурья Намаскар


Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Задержка

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Чандра Намаскар


Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Задержка

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

Вдох

Сергей Кулыгин.Динамический комплекс "Намаскар"

Источник: сайт Сергея Кулыгина

Вывод

Существует много разновидностей приветствия солнцу и похожих практик. Можно выбрать несколько наиболее подходящих для себя вариантов и использовать их по мере необходимости:

  1. для разминки перед основным занятием асанами
  2. каждое утро, чтобы взбодриться, проснуться и поддерживать тело в хорошей форме
  3. 108 раз как отдельную физическую практику
  4. 108 раз но уже с молитвой к солнцу, мантрами и концентрацией в чакрах

Начните свою практику с Сурья Намаскар!

Источники информации

Если вы располагаете интересными вариантами комплекса, можете выслать их мне и я их добавлю к статье. Киселёв Алексей. E-meil: f_ent@mail.ru