Главная > Упаведа > Аюрведа > Основы аюрведы

Основы аюрведы

Оглавление:

Вступление

У меня была возможность получить основы аюрведы у Андрея Головинова и Владимира Дружинина, которые строили свои занятия на основе шастр. И если подходить к обучению основательно, то наука аюрведы становится очень логичной и чётко выстроенной наукой.

В этой компиляции постарался показать собрать основные моменты, на которых строятся последующие рассуждения, и показать эту логику, чтобы упростить понимание аюрведы всем стремящемся её постичь.

1. Гуны

Гуна (санскр. गुण, IAST: guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». [на основе 6] Индийская философия и аюрведа выделяют:
Десять пар гун:
Noguṇa (свойство)mukhya karma (основное действие)guṇa (свойство)mukhya karma (основное действие)
1Guru (тяжёлый)Bṛhmaṇa – питает, увеличивает вес телаLaghu (лёгкий)Lañghana – облегчение (катаболические процессы)
2Śita (холодный)Stambhana (останавливание)Uṣṇa (горячий)Svedana (потение)
3Snigdha (маслянистый, жирный)Kledana (увлажнение)Rūkṣa (сухой)Śoṣana (иссушение)
4Manda (тупой, пассивный)Śamana (успокоение)Tīkṣṇa (острый, активн)Śodhana (очищение)
5Sthira (стабильный)Dhāraṇa (сдерживание)Sara (подвижный)Anulomana (лёгкое послабление)
6Mṛdu (мягкий, нежный)Ślathana (увеличивает эластичность)Kaṭhina (жёсткий)Dṛḍhīkarana (делает твёрдый) Malaśoṣaṇa (укрепляет стул, высушивает выделения)
7Viśada (ясный, чистый, прозрачный)Kṣālana (промывание, прояснение)Picchila (мутный)Lepana (обволакивание)
8Ślakṣṇa (гладкий)Ropaṇa (заживление)Khara (грубый, шершавый)Lekhana (уменьшает вес тела, капху и жир)
9Sūkṣma (тонкий, маленький)Vivaraṇa (очищение / раскрытие каналов)Sthūla (большой, крупный)Samvaraṇa (сжатие, засорение каналов)
10Sāndra (упругий)Prasādana (очищающий, успокаивающий)Drava (жидкий, текучий)Vilodana (увеличивает течение жидкостей в теле, включая мала)

2. Панча Бхута или Панча Маха-Бхута

Панча Бхута или Панча Маха-Бхута ( санскрит : पञ्च महा भूत ; IAST: pañca mahā-bhūta; паНча-махА-бхУта ), пять великих элементов, а также пять физических элементов, пять стихий, представляет собой группу из пяти основных элементов, которая, согласно индуизму , является основой всей материальной природы.
Стихии — это определённые физические принципы
В индуистской философии выделяют 5 «великих элементов» или махабхут. У каждой есть множество эпитетов. Основные из них:

2.1. Притхви (pṛthvī) элемент земли

Свойства (вещество, в котором преобладает элемент земли будет обладать свойствами): Действия:

2.2. Ап (āp) или Джала элемент воды

Свойства: Действия (крыт):

2.3. Агни (āgni) элемент огня

Свойства: Действия:

2.4. Ваю (vāyu) элемент воздуха

Свойства: Действие:

2.5. Акаща (ākāśa) элемент пространства, эфир

Свойства: Действие:

2.6. Сводная таблица свойства и действия махабхут

Земля (притхви)Вода (ап)Огонь (агни)Воздуха (вайу)Эфир (акаша или набха)
Свойства гуру – тяжёлый
стхула – большой
стхира – стабильный
гандха – пахучий
снигдха – маслянистый
щита – холодный
гуру – тяжёлый
манда – тупой
сандра – упругий
драва – жидкий
рукша – сухой
ушно – горячий
сукшма – мелкий,тонкий
тикшна – оч. активный
вищада – прозрачн,ясный
рупа – проявляют форму
рукша – сухой
лагху – лёгкий
вищада – ясный
спарша – чувство осязания
лагху – лёгкий
сукшма – тонкий
вищада – прозрачн, ясный
шабда – восприятие звука
Действие гаурава – утяжеляющий
стхаирья – стабилизирует
сангхата – укрепляет
упачая – даёт прирост тканям
снехана – промасливает
вишьямда – создаёт течение в каналах
кледа –увеличение объёма жидкости в теле
прахлаада – удовлетворение
бандха – соединяет
даха – вызывает жжение
бхаа – красота, привлекательность
варна – улучшает цвет кожи
пракаша – понимание
пачанам – способствует усвоению в-в
раукщья – сушит
лагхава – облегчает
вайшадья – делает ясным
вичара – происходят перемещения
сауширьям – создаёт полости
лагхава – создаёт лёгкость

3. Доша

[3] Элементы (махабхуты) группируются в три основные фундаментальные жизненные силы — доши — которые регулируют все функции организма(Вата, Питта, Капха). В каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, но их соотношение может быть различным. Возможные комбинации дош образуют понятие конституция (тип конституции). От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека (характеристики человека: антропометрические, физиологические и психологические).

Если в конституции человека одна из дош значительно преобладает над двумя другими, принято говорить о моноконституции (например, В). Если у человека значительно выражены две доши, а третья - очень мало, то принято говорить о двойной конституции (например, ВП). Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши - «тройная конституция», «тридоша» (например, ВПК).

3.1. Определение и виды дош

Доша (санскрит деванагари: दोष; IAST: doṣa) – вредить, порок, изъян. То, что повреждает, загрязняет.
АХС.1 (Су).1.6б (3 доши):
vāyuḥ pittaṃ kaphaś ceti trayo doṣāḥ samāsataḥ || 6 ||
[2] Вата, питта, капха – таковы вкратце три доши.

АХС.1.1.21б (доши ума): rajas tamaś ca manaso dvau ca doṣāv udāhṛtau || 21 ||
[2] Раджас и тамас считаются двумя дошами ума.

Существует 3 телесные доши (शरीर दोष, śarīra doṣa; шарира доша): Существует 2 доши ума (मानस दोष; mānasa doṣa; манаса доша) – вредят уму: Санкхья (одна из школ индийской философии) выделила три гуны материальной природы, к которым относятся вместе с раджасом и тамасом ещё и саттва. Однако
Саттва (санскр. सत्त्व, IAST: sattva - «чистота», «чистый»; букв. пер. - «существование, реальность») – не является дошей, она не вредит уму. Означает возвышенное состояние ума, разум, интеллект (буддхи), чистота, существование, реальность.

3.2. Вата (vāta)

Вата = воздух + эфир. Основное свойство - сухая
Синонимы наиболее часто встречаемые: вАйу (vāyu), прана (prāṇa), марута (māruta), анила (anila), павана.
АХС.1 (Су).1.11а (Вата):
tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaś calo'nilaḥ |
[2] [Из трёх дош] вАта [обладает следующими качествами] – сухая, лёгкая, холодная, шероховатая, тонкая и подвижная.
Итак, тип конституции вата является сухим, лёгким, холодным, жёстким, маленьким и подвижным.
Вата обладает свойствами:
Бхела-самхита.Су.16.2.: Все доши важны для тела, но наиболее важная В доша.

Вату нельзя увидеть (в отличии от П и К), но можно определить по её действиям.

3.3. Питта (pitta)

Питта = вода + огонь. Основное свойство - горячая
Синонимы: мАйух.
АХС.1(Су).1.11б (Питта):
pittaṃ sa-sneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam || 11 ||
[2] Питта-доша [является] слегка маслянистой, резкой, горячей, лёгкой, зловонной, жидкой и подвижной.
Тип конституции питта является слегка маслянистым, резким, горячим, лёгким, имеющим неприятный запах, подвижным и плавным, текущим и бегущим.
Питта обладает свойствами: Питта – это желчь, панкреатический сок, ферменты кишечника.
Питта как бы плавит. При гнойном воспалении она как бы плавит ткань.

3.4. Капха (kapha)

Капха = земля + вода. Основное свойство - тяжёлая
Синонимы наиболее часто встречаемые: śleṣmā (щлешмА от «щлиш» - обнимать, обволакивать, соединять).
АХС.1 (Су).1.12а (Капха):
snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ |
[2] Капха-доша [является] маслянистой, холодной, тяжёлой, медленной, гладкой, мягкой и подвижной.
Тип конституции Капха маслянистый или влажный, холодный, тяжёлый, медлительный, гладкий, глинистый (земляной), крупный.
Капха обладает свойствами: Капха – смазка суставов, миелиновая оболочка, слизистые выделения.

3.5. Место и время проявления дош

АХС.1(Су).1.7: te vyāpino 'pi hṛn-nābhyor adho-madhyordhva-saṃśrayāḥ || 7 ||
[2] Хотя они [В, П, К] пронизывают всё тело, их местонахождение [преимущественно] – ниже [уровня] пупка, между [уровнями] сердца и пупка и выше [уровня] сердца [соответственно].

АХС.1.11.26:
Вата доша больше всего локализована в костной ткани. Питта - наиболее проявлена в крови и поте (сведа). Капха: а шлешма во всём остальном (другие ткани и малы).

Места локализации обобщение: от макушки верхние 2/3 желудка = К, нижняя 1/3 желудка и тонкий кишечник – П, толстый кишечник и ниже (особенно поясница и бёдра) – В.

АХС.1(Су).1.8а: vayo-'ho-rātri-bhuktānāṃ te 'nta-madhyādi-gāḥ kramāt |
[2] Они [В, П, К], в согласии с порядком, преобладают в конце, середине и начале жизни, дня, ночи и приёма пищи.

Возраст:
В течении дня: Т.е. каждая доша действует 2 раза в день по 4 часа.

Приём пищи:

3.6. Сезонные изменения в дошах

[на основе 6] Аюрведа разделяет год попарно на шесть сезонов, причем у каждого из них есть свои отличительные особенности. Это деление на времена года не зависит от местности, ведь даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя у нас принято делить год на четыре части.

4. Дравьягуна Виджнана (наука о субстанциях и их качествах)

[6] Дравьягуна Виджнана (санскр. द्रव्यगुण विज्ञान; IAST: dravyaguṇa vijñāna: дравья – субстанция; гуна – качество и применение, vijñāna; vi — «раз-» и jnana — «знание», «познание») – аюрведическая фармакологии, наука о субстанциях (дравья), базирующаяся на аксиоме, гласящей, что все разнообразие растений, животных и минералов обладает теми или иными лекарственными свойствами.

ЧС.1.26.12: «Нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием».

Если современная медицинская наука подходит к объяснению воздействия на организм человека субстанциями исключительно из его химического состава, то Аюрведа рассматривает этот механизм исходя из первоэлементарного состава и нескольких типов категорий.

[6] Иногда выделяют пяти типов категорий:
  1. собственно качества (гуна), из которых формируются три остальные:
  2. вкус (раса)
  3. послевкус (випака)
  4. способность согревать или охлаждать организм (вирья)
  5. особые качества субстанции, не зависящие от основных гун (прабхава).

Вагбхата пишет (АХС): «Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качества иногда благодаря вкусу, иногда – послевкусу, иногда вследствие качеств, иногда – в силу потенции, а иногда из-за особых качеств (Прабхавы).»

[1] Чаще основой дравьягуны выступает Сапта Падартха (сапта — семь, падартха - категории) – 7 основ дравьягуны, из которых и состоит всё её знание:
  1. дравья (санскр. द्रव्य; IAST: dravya) – само вещество, субстанция;
  2. гуна (санскр. गुण, IAST: guṇa) – качество, свойство (основных свойств 10 пар);
  3. раса (санскр. रस; IAST: rasa) – вкус. Он оказывает действие. Существует 6 вкусов;
  4. вирья (санскр. वीर्य; IAST: vīrya) – качество (из списка гун), само способное произвести действие. Есть учение о 2, 6 и 8 вирьях;
  5. випака (санскр. विपाक; IAST: vipāka) – это вкус, который действует на уровне тканей тела, после полного усвоения и расщепления вещества. Общепринята теория о трёх випака;
  6. прабхава (пра – пред, бхава – настроение) – это потенциальная, скрытая возможность, уникальное действие, которое не вписывается в действие раса, вирья, випака, гуна и карма;
  7. карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – действие вещества.

4.1. Раса (rasa) - вкус

Раса (санскр. रस; IAST: rasa) – вкус, это объект чувств, воспринимаемый языком, его человек чувствует на языке. Вкус - это индикатор элементов состава вещества (из каких махабхут он состоит), позволяет предположить характер действия в отношении дош (в большинстве веществ это так. Кроме, например, зольных препаратов, где мы только по действию можем выявить какого они вкуса). Лекарственные травы и продукты обладают вкусом. В продуктах питания основное действие оказывает вкус, а в лекарственных веществах важнее вирья (см.дальше).

[6] Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий – шесть основных вкусов, присутствующих у субстанций; каждый предыдущий дает организму больше силы и энергии.

6 вкусов:
«Все 6 вкусов должны использоваться правильно и вместе. Если они используются правильно, то они ведут к счастью всех живых существ. Если их использовать не в меру и не в месте, они становятся вредны. Поэтому мудрый человек должен их использовать правильно и в правильной мере, чтобы поддерживать здоровье»

Краткое описание 6 вкусов [5]
В русской традиции нет культуры потребления вяжущего вкуса, поэтому приведём примеры вяжущего вкуса: черёмуха, кора дуба, корка граната, зелёные бананы, корень бадана.

[1] Последовательность приёма вкусов во время еды (выстроена по степени выраженности тяжести и воздействия на ЖКТ):
Если ослабленное пищеварение, тогда до еды можно ломтик имбиря посолить, можно ещё добавить ломтик лимона и съесть. Это стимулирует желудок.
  • карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – действие вещества.
  • 4.2. Випака (vipāka) «послевкусие»

    Випака (санскр. विपाक; IAST: vipāka - полностью усвоенный) – это послевкусие пищи, вкус, который действует в дхату («ткани» тела) после его усвоения. Начинает действовать после того, как питательные вещества расщепились в ЖКТ, вышли за его пределы, прошли сквозь печень.

    Усвоенные и преобразованные в ЖКТ и печени питательные вещества начинают усваиваться тканями – там начинает действовать випака. Каждая ткань имеет своё пищеварение, агни (дхату агни), которое занимаются синтезом, и каждая агни берёт то, что ей надо.

    АХС.1.9.020а: jāṭhareṇāgninā yogād yad udeti rasāntaram |
    АХС.1.9.020б: rasānāṃ pariṇāmānte sa vipāka iti smṛtaḥ || 20 ||
    АХС.1.9.021а: svāduḥ paṭuś ca madhuram amlo 'mlaṃ pacyate rasaḥ |
    АХС.1.9.021б: tiktoṣaṇa-kaṣāyāṇāṃ vipākaḥ prāya-śaḥ kaṭuḥ || 21 ||
    [6] Вагбхата пишет (АХС.1.9.20-21): «В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия Огня пищеварения [Джатхарагни] происходит изменение вкуса пищи. Этот процесс носит название формирования послевкуса (Випака). Сладкий и соленый вкусы превращаются [трансформируются] в сладкий; кислый не изменяется; горький, вяжущий и острый становятся острым. Действие вкуса и послевкуса сходно».

    Формирование випака из вкусов:
    Випак — эффект после переваривания — бывает трёх типов:
    Вкус влияет на тело и сильно на состояние ума, а випака уже не влияет на ум, т.к. уже нет сенсорного влияния.

    4.3. Вирья (vīrya) — сила, основное свойство [1]

    Вирья (санскр. वीर्य; IAST: vīrya)– это та сила, способность, энергия, шакти, с помощью которой действует пища или лекарство (дравья). Это гуна (качество), которое способно само выполнить действие, лечебное качество. Вирья сильнее расы и випака.
    ЧС.1.26.65а: śītoṣṇamiti vīryaṃ tu kriyate yena yā kriyā |
    ЧС.1.26.65б: nāvīryaṃ kurute kiṃcit sarvā vīryakṛtā kriyā ||
    [2] Вирйа – это то, чем обеспечивается то или иное действие (vīryaṃ tu kriyate yena yā kriyā), без вирйи невозможно какое-либо действие (nāvīryaṃ kurute kiṃcit), всё совершается благодаря вирйе (sarvā vīryakṛtā kriyā).

    Рассмотрим несколько классификаций по вирьи.

    4.3.1. Дви-видха-вирья-вада - два вида вирьи

    Наиболее распространено учение о 2-х вирьях (дви-видха-вирья-вада = два вида вирья). В АХС указывается 2 вида вирьи: холодная и горячая.
    АХС.1.1.17а: uṣṇa-śīta-guṇotkarṣāt tatra vīryaṃ dvi-dhā smṛtam |
    [2] Вирйа может быть двух видов – [холодная и горячая], в зависимости от преобладания соответствующих качеств тепла или холода в субстанции.

    [1] Это идёт ещё из вед. Деление всего на 2 части: на солнечную и лунную, огненную и сухую с одной стороны и холодную и как бы водную с другой. И должен быть баланс между огнём и водой.
    Доши:

    Вкусы и вирьи:
    [5] «Горячая» пища повышает пищеварительную способность тела, освобождая энергию для выполнения других задач метаболизма. Для переваривания «холодной» пищи требуется дополнительная энергия. Кишечник забирает эту энергию у остальных частей организма, что в результате понижает их активность.

    4.3.2. Шесть вирей

    В ЧС в разделе шадупакрама (« 6 основных терапевтических воздействий» - три пары, каждое из которых обусловлено вирьей) описывается шад-вирья:
    6 вирьей, поскольку это работа с 3-мя дошами:
    Например, приходит к врачу сухой и холодный человек – ему прописывают процедуры снехана (промасливание) и сведана (согревание) – надо подбирать препараты (дравьи) с вирьей ушна (горячий) и снигдха (влажный).

    4.3.3. Ашта-видха-вирья-вада - учение о восьми вирьях

    ЧС.1.26.64а: mṛdu tīkṣṇa guru laghu snigdha rūkṣoṣṇa śītalam |
    ЧС.1.26.64б: vīryamaṣṭavidhaṃ kecit keciddvividhamāsthitāḥ ||
    [2] Чарака-самхита утверждает, что по словам некоторых существу вирйя бывает 8 видов (vīryamaṣṭavidhaṃ kecit) – медленно действующая, мягкая (mṛdu) или быстро-действующая, резкая (tīkṣṇa), тяжёлая (guru) или лёгкая (laghu), влажная, маслянистая (snigdha) или сухая (rūkṣa), горячая (uṣṇa) или холодная (śīta), некоторые же придерживаются мнения о вирйе двух видов (keciddvividhamāsthitāḥ).

    8 вирий: Именно эти 8 качеств (гун) или вирей чаще всего встречаются при описании дравий

    4.3.4. Расположение вкусов по уменьшению силы гун (вирей)

    АХС.1.10.36б-39а (о главенстве вкусов)
    1.10.036б: rasāḥ kaṭv-amla-lavaṇā vīryeṇoṣṇā yathottaram || 36 || (ушНа – горячий)
    1.10.037а: tiktaḥ kaṣāyo madhuras tad-vad eva ca śītalāḥ | (щИта – холодный)
    1.10.037б: tiktaḥ kaṭuḥ kaṣāyaś ca rūkṣā baddha-malās tathā || 37 || (рУкша – сухой)
    1.10.038а: paṭv-amla-madhurāḥ snigdhāḥ sṛṣṭa-viṇ-mūtra-mārutāḥ | (снигдха – маслянистый)
    1.10.038б: paṭoḥ kaṣāyas tasmāc ca madhuraḥ paramaṃ guruḥ || 38 || (гуру – тяжёлый)
    1.10.039а: laghur amlaḥ kaṭus tasmāt tasmād api ca tiktakaḥ | (лагху – лёгкий)
    ГунаПо убыв.: макс → средн.проявл. → мин.:
    Жар:солёный → кислый → острый
    Холод:сладкий → вяжущий → горький
    Сухость:вяжущий → острый → горький
    Влажность:сладкий → кислый → солёный
    Тяжесть:сладкий → вяжущий → солёный
    Лёгкость:горький → острый → кислый

    4.4. Прабхава — уникальное действие

    Прабхава (санскр. प्रभव, IAST: prabhava; пра – пред, бхава – настроение, настройка) – некое особое свойство субстанции, производящее действие отличающееся или противоположное тому, которое следует из остальных присущих данному веществу категорий (падартха, таких как раса, вирья, гунна и випака). Это действие наблюдается практически, хотя оно не должно быть исходя из других падартх. Далеко не всем веществам присуще.
    Например:

    4.5. Карма (karma) - действие вещества

    Карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – это действие, которые производит дравья, на самом деле это реакция тела и ума человека (телесный ответ) на лекарство. Само по себе растение вне тела никакого действия не имеет. Действия в аюрведе классифицированы.
    Примеры действий: стимулирует пищеварения (дипана), переваривает токсины / аму (пачана), успокаивает доши (щамана), мягко слабит (ануломана), усиливает половую потенцию (ваджикара), наркотическое (мадакари), усиливает действие соединённых с ним веществ (Йогавахи), вызывает жжение (видахи) и др.

    4.6. Определение категорий субстанции

    Способы познания категорий субстанции, согласно Чараке:
    Явный вкус – можно определять непосредственно (пратйакша) и это удобно.
    Скрытый вкус (если он есть, а так бывает), вирью, випаку, прабхаву и карму только наблюдая за эффектом или из шастр.

    Тексты, Шастры
    [6 и 7] В трактатах «большой трилогии» (Брихата Трая: Аштанга Хридаям Самхита, Сушрута Самхита и Чарака Самхита) и «малой трилогии» (Лагху Трая: Мадхава Ниданам Самхита, Бхавапракаша, Шарангадхара Самхита) текстов целый главы посвящены описанию субстанций.
    [7] Так, например, в Сушрута-Самхите (которую часто датируют IV в. до н.э.) состоящей из 6 книг (184 глав) описано 120 хирургических инструментов, более 650 лекарств, 1120 болезней, 700 лекарственных растений, 57 животных и 64 минеральных препаратов, 14 повязок и 300 операций.

    [1] Также есть специальные фармацевтические справочники, посвящённые описанию субстанций – Нигханту (санскр. निघण्टु, IAST: nighaṇṭu). Всего аюрведической литературе описано около 8100 субстанций.

    [7] Например, Маданапала-Нигханту, датируемая XIII-XIV вв., описывает 850 лекарственных растений, минералов и продуктов животного происхождения, уделяя внимание также тем растениям, которые ввозились в Индию из других стран.

    4.7. Взаимодействия и иерархии раса, вирья, випака, гуна и прабхава

    4.7.1. Фундаментальный постулат аюрведического врачевания

    АХС.1.1.14а: vṛddhiḥ samānaiḥ sarveṣāṃ viparītair viparyayaḥ | [2] Перевод: Увеличение всего [перечисленного (доша, дхату, мала) порождается] подобными [по свойствам субстанциями], обратный результат [имеет место при использовании] противоположных [по свойствам субстанций]. Комментарий: Т.е. количество дош, тканей и нечистот тела увеличивется при использовании веществ, обладающих подобными свойствами, и уменьшается при использовании противоположных по качествам субстанций.

    4.7.2. Прямая логика

    В размышлении (анумана) используется прямая логика восприятия действия - т.е. действие вещества может быть объяснено и описано на основании расы, гунны, вирьи и випака.

    4.7.3. Правила и примеры внутреннего взаимодействия

    Правило 1: раса випака и вирья соотносятся между собой на основе правила взаимоотношения, которые соотносятся на основе правила прямой логики.
    Rasa (Вкус)элементыVipāka (Випка)Vīrya (Вирья)
    madhura (сладкий)земля + водаmadhuraśita (хол)
    amla (кислый)огонь + земляamlauṣṇa
    lavaṇa (солёный)вода + огоньmadhurauṣṇa
    kaṭu (острый)воздух + огоньkaṭuuṣṇa
    tikta (горький)воздух + эфирkaṭuśita (хол)
    kaṣāya (вяжущий)воздух + земляkaṭuśita (хол)
    Но надо учитывать, что вирья зависит от расы, а не от випака!

    Правило 2: расположение в порядке убывания силы: Прабхава --> вирья --> випака --> раса --> гуна (если это не вирья)

    Правило 3: если сила или выраженность некоторых качеств пропорционально не равна, то более сильное или выраженное качество будет превосходить по силе действия менее выраженное качество. Например:

    Правило 4: слабые качества продолжают оказывать присущие им действия и при наличии более сильных качеств. Поэтому необходимо воспринимать действие в-ва в целом.
    Например, гудучи (тенаспора сердцелистная) – все 3 доши успокаивает, имеет омолаживающее свойство. При этом:

    5. Успокоение дош

    АХС.1(Су).1.25б-26а:
    1.1.025б: śarīra-jānāṃ doṣāṇāṃ krameṇa paramauṣadham || 25 ||
    1.1.026a: vastir vireko vamanaṃ tathā tailaṃ ghṛtaṃ madhu |

    [2] Лучшим [очистительным] методом лечения (шодхана) для трёх дош является [масляная] клизма, послабление и рвота, соответственно. Лучшим успокаивающим средством (шамана) для них является растительное масло, топлёное масло и мёд, соответственно.

    Наилучший очистительным методом лечения (шодхана):
    Наилучшие продукты:
    Пища или лекарство также влияет на доши за счёт своего вкуса (раса), «послевкусия» (випака), энергии пищи (вирья ) и др.
    [4] Преобладающим вкусом в обычной диете является сладкий (тяжёлый и питательный по своим свойствам), остальные вкусы лишь дополняют его, присутствуя в количестве, необходимом для стимуляции / успокоения дош. Вкусы полезны дошам (применяются для успокоения дош):
    Лекарства для дош ума:
    АХС.1 (Су).1.26б: dhī-dhairyātmādi-vijñānaṃ mano-doṣauṣadhaṃ param
    [2] Для дош ума лучшим лекарством является разум, или способность различать полезное и вредное, равное отношение ко всему, а также постижение души и других духовные предметов.

    98. Используемые обозначения

    99. Используемый материал

    1. Лекции А.Ю.Головинова на обучающем курсе по «Дравьягуна виджняна» 2014г. и «Тридоша виджняна» 2015г. Москва
    2. «АшТАНга-хРдайа-саМхитА» Книга 1. Глава 1. Дружинин В.Ю., Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2015г;
    3. Статья «Основные понятия аюрведы» Суботялов М.А., Дружинин В.Ю.
    4. «Йогическое питание в средней полосе» Баранов Михаил, ООО «Ориенталия», Москва 2014г.
    5. «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция», Свобода Роберт «Саттва», 2007г.
    6. «Фундаментальные основы Аюрведы»Матхура Мандала даса (Мезенцев Михаил Александрович), 2008г.
    7. «Аюрведа: Источники и характеристики» М.А.Суботялов, В.Ю.Дружинин Москва, 2015г.