У меня была возможность получить основы аюрведы у Андрея Головинова и Владимира Дружинина, которые строили свои занятия на основе шастр. И если подходить к обучению основательно, то наука аюрведы становится очень логичной и чётко выстроенной наукой.
В этой компиляции постарался показать собрать основные моменты, на которых строятся последующие рассуждения, и показать эту логику, чтобы упростить понимание аюрведы всем стремящемся её постичь.
1. Гуны
Гуна (санскр. गुण, IAST: guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство».
[на основе 6] Индийская философия и аюрведа выделяют:
3 махагуны (великие гуны) или трипада (три основы) или триданда (три столпа): саттва, раджас, тамас – три качества материального мира (подробнее читайте в разделе 3.1. «Определение и виды дош»);
Например, БГ.14.5: «Саттвам раджо тамаха ити гунаха пракрти-самбхаваха» – Саттва, Раджа и Тамо гуны – составляющие Природы.
41 самкхья гуна – широко используются в аюрведе для описания свойств лекарственных трав, дош и других элементов материального мира;
в аюрведе широкое распространение получило учени о 20 гунах (10 парах гун).
Vilodana (увеличивает течение жидкостей в теле, включая мала)
2. Панча Бхута или Панча Маха-Бхута
Панча Бхута или Панча Маха-Бхута ( санскрит : पञ्च महा भूत ; IAST: pañca mahā-bhūta; паНча-махА-бхУта ), пять великих элементов, а также пять физических элементов, пять стихий, представляет собой группу из пяти основных элементов, которая, согласно индуизму , является основой всей материальной природы.
Стихии — это определённые физические принципы
В индуистской философии выделяют 5 «великих элементов» или махабхут. У каждой есть множество эпитетов. Основные из них:
Акаша (санскр. आकाश, IAST: ākāśa, букв. «видимость», «пространство») — элемент пространства или эфира, связан со звуком. [4] Аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум;
Ваю (санскр. वायु , IAST: vāyu, «ветер» ) — элемент воздуха, связан с осязанием. [4] Принцип движения материи или газообразное состояние вещества;
Агни (санскр. अग्नि, IAST: āgni, «огонь») или Теджас — элемент огня, связан со зрением. [4] Принцип трансформации материи и энергии;
Ап (от санскр. आपस्, IAST: āpas, «воды») или Джала — элемент воды, связан со вкусом. [4] Принцип взаимодействия (информации, связи) или жидкое состояние вещества;
Притхиви (санскр. पृथिवी, IAST: pṛthivī), или Притхви (санскр. पृथ्वी, IAST: pṛthvī) — элемент земли, связан с запахом. [4] Принцип структуры или твёрдое состояние вещества.
2.1. Притхви (pṛthvī) элемент земли
Свойства (вещество, в котором преобладает элемент земли будет обладать свойствами):
вишьяма – создаёт течение в каналах, увлажнение, выход жидкости в каналах. Когда надо промыть телесные каналы или промыть;
кледа – (влага) увлажнение тела в целом, увеличение объёма жидкости в теле;
прахлаада – удовлетворение, чувство удовольствия и сытости;
бандха – (соединение, связь, сцепление) узел, замок. Все соединение в природе происходят за счёт элемента воды. Клей а основе воды. Воду капнули между двумя стёклами и их не разнести. Суставы содержат элемент воды.
2.3. Агни (āgni) элемент огня
Свойства:
рукша – сухой;
тикшна – очень активный. Препараты, обладающие тикшна в очень малых дозировках применяются. Капхе можно больше;
ушно - горячий;
вищада – прозрачный. Создаёт ясность восприятия. Когда надо ясно воспринимать – дают со св-вом прозрачности;
сукшма – мелкий, тонкий. Способность проникать в самые мелкие телесные каналы. Глубоко, беспрепятственно проникает;
рупа – (форма) проявляют форму. Форму видно глазами – зрение – элемент огня.
Действия:
даха – жжёт, вызывает жжение. Например, перец – т.к. преимущественно из огня состоит;
бхаа – красота, привлекательность. С помощью элемента огня проявляется красота;
варна – улучшает, проявляет цвет кожи, начиная с золотистого;
пракаша – понимание, ясность. Часть объяснения, комментарии называют пракаша или прадипика. Аалоках - хрение или способность воспринять форму, сделать зримым;
пачанам – способствует усвоению в-в. Вся трансформация, метаболизм происходят за счёт огня;
2.4. Ваю (vāyu) элемент воздуха
Свойства:
рукша – сухость;
вишада – ясность, прозрачность. Воздух прозрачный. Газы в основном прозрачные;
лагху – лёгкий;
спарша – в основном проявляется через прикосновение. Т.е. чувство осязания в основном функционирует за счёт элемента вайу.
Действие:
раукщья – сушит;
лагхава – облегчает;
вайшадья – проясняет, делает ясным, прозрачным;
вичара – (чара – бродить) с помощью воздуха происходят перемещения. Эти в-ва усиливают активности в теле, ф-ции.
2.5. Акаща (ākāśa) элемент пространства, эфир
Свойства:
сукшма – тонкость, проникновение в тонкие каналы;
вищада – ясность, прозрачность;
лагху – лёгкость;
шабда – (звук) звуки и его восприятие происходит за счёт элемента эфира. Интуиция тоже сопрягается с элементом эфира.
Действие:
сауширьям – создаёт полости - сарандхра (рандхра – место, где можно пройти). Кость – в ней есть эфир, т.к. в ней есть полости. Остеопороз – в костях создаются полости – это происходит ватой. Надо терапию давать с элементами земли.;
раукщья – сушит лагхава – облегчает вайшадья – делает ясным вичара – происходят перемещения
сауширьям – создаёт полости лагхава – создаёт лёгкость
3. Доша
[3] Элементы (махабхуты) группируются в три основные фундаментальные жизненные силы — доши — которые регулируют все функции организма(Вата, Питта, Капха).
Вата-доша образована сочетанием первоэлементов воздух и эфир;
Питта-доша - огонь и вода;
Капха-доша - вода и земля.
В каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, но их соотношение может быть различным. Возможные комбинации дош образуют понятие конституция (тип конституции). От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека (характеристики человека: антропометрические, физиологические и психологические).
Если в конституции человека одна из дош значительно преобладает над двумя другими, принято говорить о моноконституции (например, В). Если у человека значительно выражены две доши, а третья - очень мало, то принято говорить о двойной конституции (например, ВП). Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши - «тройная конституция», «тридоша» (например, ВПК).
АХС.1.1.21б (доши ума): rajas tamaś ca manaso dvau ca doṣāv udāhṛtau || 21 || [2] Раджас и тамас считаются двумя дошами ума.
Существует 3 телесные доши (शरीर दोष, śarīra doṣa; шарира доша):
Вата (санскр. वात, IAST: vāta; «ветер») – то, что передвигает, перемещает. Другие названия: ваю (vāyu), прана (prāṇa), марута (māruta), анила (anila). Без ваты всё в инерции;
Питта (санскр. पित्त; IAST: pitta; от глагольного корня tapa (тапа) — «нагревать») – то, что способствует трансформации. Например, обмен в-в за счёт пита доши. Огонь – трансформирует. Процессы синтеза происходят за счёт огня.
Капха (санскр. कफ; IAST: kapha) – то, что объединяет вместе. Другое название śleṣmā (щлешма от «щлиш» - обнимать, обволакивать, соединять).
Санкхья (одна из школ индийской философии) выделила три гуны материальной природы, к которым относятся вместе с раджасом и тамасом ещё и саттва. Однако
Саттва (санскр. सत्त्व, IAST: sattva - «чистота», «чистый»; букв. пер. - «существование, реальность») – не является дошей, она не вредит уму. Означает возвышенное состояние ума, разум, интеллект (буддхи), чистота, существование, реальность.
3.2. Вата (vāta)
Вата = воздух + эфир. Основное свойство - сухая
Синонимы наиболее часто встречаемые: вАйу (vāyu), прана (prāṇa), марута (māruta), анила (anila), павана.
АХС.1 (Су).1.11а (Вата):
tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaś calo'nilaḥ | [2] [Из трёх дош] вАта [обладает следующими качествами] – сухая, лёгкая, холодная, шероховатая, тонкая и подвижная. Итак, тип конституции вата является сухим, лёгким, холодным, жёстким, маленьким и подвижным. Вата обладает свойствами:
из АХС.1.1.11а:
rūkṣa (рукша) - сухая - оно упоминается первым, т.к. оно основное свойство и отличает от других Дош (Питта – слегка жирная, а Капха – жирная). У Ваты сухая кожа и волосы, Вата сухая эмоционально;
laghu (лагху) - лёгкая – конституционально лёгкая: кость более лёгкая (пористая), патологические состояния – потеря веса тела. Лёгкая на подъём;
śīta (щита) - холодная. Но при соединении с питой её усилит и будет горячей (т. е. имеет свойство «йогавахи» - усиления);
khara (кхара) - шершавая, грубая;
sūkṣma (сукшма) - тонкая, маленькая - способна проникать в мелкие каналы;
calo (чало) - подвижная.
ЧС.сутрастханам.12.4. Вата обладает 6-ю свойствами: … (повторяются, кроме),
вищада - ясная, чистая, прозрачная
Другие источники и свойства:
йогавахи – проводник действия, переносчик. Он обязательно усиливает.
Бхела-самхита.Су.16.2.: Все доши важны для тела, но наиболее важная В доша.
Вату нельзя увидеть (в отличии от П и К), но можно определить по её действиям.
3.3. Питта (pitta)
Питта = вода + огонь. Основное свойство - горячая
Синонимы: мАйух.
АХС.1(Су).1.11б (Питта):
pittaṃ sa-sneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam || 11 || [2] Питта-доша [является] слегка маслянистой, резкой, горячей, лёгкой, зловонной, жидкой и подвижной. Тип конституции питта является слегка маслянистым, резким, горячим, лёгким, имеющим неприятный запах, подвижным и плавным, текущим и бегущим. Питта обладает свойствами:
из АХС.1.1.11а:из АХС.1(Су).1.11б
sa-snēha (саснеха) – слегка маслянистая;
tīkṣṇa (тикшна) - резкая, очень интенсивная;
uṣṇa (ушна) - горячая – и это её отличает от других дош (Вата и Капха холодные);
laghu (лагху) — лёгкая;
visraṃ (висрам) — зловонный, имеющий неприятный запах
drava (драва) - жидкая, т.е. имеет форму жидкости. Склонна к жидкому стулу;
sara (сара) - подвижная.
Другие источники (включая ЧС.Су.1.61.1 (свойства Питты):
amla (амла) - кислая;
kaṭu (кату) – острая.
Питта – это желчь, панкреатический сок, ферменты кишечника.
Питта как бы плавит. При гнойном воспалении она как бы плавит ткань.
3.4. Капха (kapha)
Капха = земля + вода. Основное свойство - тяжёлая
Синонимы наиболее часто встречаемые: śleṣmā (щлешмА от «щлиш» - обнимать, обволакивать, соединять).
АХС.1 (Су).1.12а (Капха):
snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ | [2] Капха-доша [является] маслянистой, холодной, тяжёлой, медленной, гладкой, мягкой и подвижной. Тип конституции Капха маслянистый или влажный, холодный, тяжёлый, медлительный, гладкий, глинистый (земляной), крупный. Капха обладает свойствами:
из АХС.1 (Су).1.12а:
snigdha (снигдха) – жирная, маслянистая;
śīta (щита) - холодная (из-за элемента воды);
guru (гуру) - тяжёлая, утяжеляет тело, будет вызывать подавление агни при избытке. Если Капхи много, то в желудке подавляется агни, выделяется Ама и ещё больше подавляет огонь (агни).
manda (манда) - медлительная;
ślakṣṇa (щлакшна) - гладкая;
mr̥du (мрыду) – мягкая;
sthira (стхира) – стабильное свойство, устойчивость. Очень стабильный физиологически человек, все процессы в теле, психика стабильная, и патологические проявления тоже очень стабильные;
другие источники:
madhura (мадхура) - сладкая, т.е. все вещества со сладким вкусом имеют капху. И сладкий привкус во рту – это признак К;
picchila (пиччхила) - мутный, скользкий, кисельность, вязкость. За счёт пиччхилы все суставные поверхности скользят.
АХС.1(Су).1.7: te vyāpino 'pi hṛn-nābhyor adho-madhyordhva-saṃśrayāḥ || 7 || [2] Хотя они [В, П, К] пронизывают всё тело, их местонахождение [преимущественно] – ниже [уровня] пупка, между [уровнями] сердца и пупка и выше [уровня] сердца [соответственно].
АХС.1.11.26:
Вата доша больше всего локализована в костной ткани. Питта - наиболее проявлена в крови и поте (сведа). Капха: а шлешма во всём остальном (другие ткани и малы).
Места локализации обобщение: от макушки верхние 2/3 желудка = К, нижняя 1/3 желудка и тонкий кишечник – П, толстый кишечник и ниже (особенно поясница и бёдра) – В.
АХС.1(Су).1.8а: vayo-'ho-rātri-bhuktānāṃ te 'nta-madhyādi-gāḥ kramāt | [2] Они [В, П, К], в согласии с порядком, преобладают в конце, середине и начале жизни, дня, ночи и приёма пищи.
Возраст:
от рождения до полового созревания (примерно до 15 лет) – К,
до климакса (с 15 до 45 - 50 лет) – П,
после (с 45 - 50 лет) – В.
В течении дня:
2-6 часов (ночи и дня) = В,
6-10 часов = К,
10-2 часов = П.
Т.е. каждая доша действует 2 раза в день по 4 часа.
Приём пищи:
сначала активизируется К (пища в верхней части желудка),
потом П (низ желудка и тонкая кишка),
в конце В (толстый кишечник).
3.6. Сезонные изменения в дошах
[на основе 6] Аюрведа разделяет год попарно на шесть сезонов, причем у каждого из них есть свои отличительные особенности. Это деление на времена года не зависит от местности, ведь даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя у нас принято делить год на четыре части.
С весенними дождями растения обрастают новой листвой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зелени (первая крапива, первоцвет, одуванчик, спорыш и др.), которая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму. Все это, наравне с хмурым небом способствует быстрому увеличению Капха доша и постепенному, медленному накоплению Питта доша.
Накопленная Питта доша увеличивается к летней жаре. Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, дует теплый ветер. Такая погода способствует резкому увеличению Питта доша, медленному увеличению Вата доша и уменьшению Капха доша.
Болезни, связанные с уменьшением Питта доша проявляются осенью и зимой. Осенью идут обильные дожди, небо закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается, жизнь замирает. Все это происходит благодаря увеличению Капха и снижению Питта доша. Чем холоднее становится, тем больше, увеличивается Вата доша.
Зимой растения опадают, теряют листву и исчезают под снегом, вода становится чистой и холодной. Воздух очищается, становится сухим, холодным и прозрачным. Притупляется чувство жажды. Все это приводит к резкому увеличению Вата доша, уменьшению Питта доша, а Капха доша начинает медленно и незаметно накапливаться, готовясь к весне.
4. Дравьягуна Виджнана (наука о субстанциях и их качествах)
[6] Дравьягуна Виджнана (санскр. द्रव्यगुण विज्ञान; IAST: dravyaguṇa vijñāna: дравья – субстанция; гуна – качество и применение, vijñāna; vi — «раз-» и jnana — «знание», «познание») – аюрведическая фармакологии, наука о субстанциях (дравья), базирующаяся на аксиоме, гласящей, что все разнообразие растений, животных и минералов обладает теми или иными лекарственными свойствами.
ЧС.1.26.12: «Нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием».
Если современная медицинская наука подходит к объяснению воздействия на организм человека субстанциями исключительно из его химического состава, то Аюрведа рассматривает этот механизм исходя из первоэлементарного состава и нескольких типов категорий.
[6] Иногда выделяют пяти типов категорий:
собственно качества (гуна), из которых формируются три остальные:
вкус (раса)
послевкус (випака)
способность согревать или охлаждать организм (вирья)
особые качества субстанции, не зависящие от основных гун (прабхава).
Вагбхата пишет (АХС): «Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качества иногда благодаря вкусу, иногда – послевкусу, иногда вследствие качеств, иногда – в силу потенции, а иногда из-за особых качеств (Прабхавы).»
[1] Чаще основой дравьягуны выступает Сапта Падартха (сапта — семь, падартха - категории) – 7 основ дравьягуны, из которых и состоит всё её знание:
дравья (санскр. द्रव्य; IAST: dravya) – само вещество, субстанция;
раса (санскр. रस; IAST: rasa) – вкус. Он оказывает действие. Существует 6 вкусов;
вирья (санскр. वीर्य; IAST: vīrya) – качество (из списка гун), само способное произвести действие. Есть учение о 2, 6 и 8 вирьях;
випака (санскр. विपाक; IAST: vipāka) – это вкус, который действует на уровне тканей тела, после полного усвоения и расщепления вещества. Общепринята теория о трёх випака;
прабхава (пра – пред, бхава – настроение) – это потенциальная, скрытая возможность, уникальное действие, которое не вписывается в действие раса, вирья, випака, гуна и карма;
карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – действие вещества.
4.1. Раса (rasa) - вкус
Раса (санскр. रस; IAST: rasa) – вкус, это объект чувств, воспринимаемый языком, его человек чувствует на языке. Вкус - это индикатор элементов состава вещества (из каких махабхут он состоит), позволяет предположить характер действия в отношении дош (в большинстве веществ это так. Кроме, например, зольных препаратов, где мы только по действию можем выявить какого они вкуса). Лекарственные травы и продукты обладают вкусом. В продуктах питания основное действие оказывает вкус, а в лекарственных веществах важнее вирья (см.дальше).
[6] Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий – шесть основных вкусов, присутствующих у субстанций; каждый предыдущий дает организму больше силы и энергии.
6 вкусов:
madhura (мадхура) - сладкий – земля и вода. Сладкий вкус основной, схож с телом, его потребляют больше;
amla (амла) - кислый – земля и огонь;
lavaṇa(лавана) - солёный – вода и огонь;
kaṭu (кату) - острый – огонь и воздух;
tikta (тикта) - горький – воздух и эфир;
kaṣāya (кашайа) - вяжущий – воздух и земля.
«Все 6 вкусов должны использоваться правильно и вместе. Если они используются правильно, то они ведут к счастью всех живых существ. Если их использовать не в меру и не в месте, они становятся вредны. Поэтому мудрый человек должен их использовать правильно и в правильной мере, чтобы поддерживать здоровье»
Краткое описание 6 вкусов [5]
Сладкий. Образованный в основном из Земли и Воды, Сладкий вкус усиливает Капху, ослабляет Питту и Вату и является охлаждающим, тяжелым и липким. Он вскармливает и бодрит тело и ум, утоляет голод и жажду, способствует росту всех тканей.
Кислый. Образованный в основном из Земли и Огня, Кислый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является согревающим, тяжелым и липким. Он подкрепляет и освежает организм, способствует удалению отходов, умеряет спазмы и тремор, улучшает аппетит и пищеварение.
Соленый. Образованный в основном из Воды и Огня, Соленый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является тяжелым, согревающим и липким. Он удаляет отходы и очищает тело, увеличивает пищеварительную способность и аппетит, смягчает и расслабляет ткани.
Острый. Образованный в основном из Огня и Воздуха, Острый (то есть жгучий и пряный, как красный перец) вкус усиливает Питту и Вату, ослабляет Капху и является согревающим, легким и сухим. Острый вкус вымывает из тела секреторные выделения всех видов и препятствует образованию всех Капха-подобных тканей и секретов, таких как семя, молоко и жир. Он улучшает аппетит.
Горький. Образованный в основном из Воздуха и Эфира, Горький вкус усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Горький вкус очищает и сушит все выделения, снижает сексуальное возбуждение и гармонизирует организм, возвращая все вкусы к нормальному состоянию равновесия. Он увеличивает аппетит и предотвращает кожные заболевания и лихорадочные состояния.
Вяжущий. Образованный в основном из Воздуха и Земли, Вяжущий вкус (от которого морщится рот) усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Вяжущий вкус исцеляет, очищает и стягивает все части тела. Он уменьшает количество выделений и снижает сексуальное возбуждение.
В русской традиции нет культуры потребления вяжущего вкуса, поэтому приведём примеры вяжущего вкуса: черёмуха, кора дуба, корка граната, зелёные бананы, корень бадана.
[1] Последовательность приёма вкусов во время еды (выстроена по степени выраженности тяжести и воздействия на ЖКТ):
сначала сладкий - самый тяжёлый и влажный (нейтрализует пустоту желудка — Вату, которая лёгкая и сухая);
затем кислый и солёный - способствуют выделению пищевых соков и ферментов;
затем горький и острый - ещё сильнее подстёгивают пищеварение и нейтрализуют избыток капха доши;
вяжущий — немного в конце.
Если ослабленное пищеварение, тогда до еды можно ломтик имбиря посолить, можно ещё добавить ломтик лимона и съесть. Это стимулирует желудок.
карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – действие вещества.
4.2. Випака (vipāka) «послевкусие»
Випака (санскр. विपाक; IAST: vipāka - полностью усвоенный) – это послевкусие пищи, вкус, который действует в дхату («ткани» тела) после его усвоения. Начинает действовать после того, как питательные вещества расщепились в ЖКТ, вышли за его пределы, прошли сквозь печень.
Усвоенные и преобразованные в ЖКТ и печени питательные вещества начинают усваиваться тканями – там начинает действовать випака. Каждая ткань имеет своё пищеварение, агни (дхату агни), которое занимаются синтезом, и каждая агни берёт то, что ей надо.
АХС.1.9.020а: jāṭhareṇāgninā yogād yad udeti rasāntaram | АХС.1.9.020б: rasānāṃ pariṇāmānte sa vipāka iti smṛtaḥ || 20 || АХС.1.9.021а: svāduḥ paṭuś ca madhuram amlo 'mlaṃ pacyate rasaḥ | АХС.1.9.021б: tiktoṣaṇa-kaṣāyāṇāṃ vipākaḥ prāya-śaḥ kaṭuḥ || 21 || [6] Вагбхата пишет (АХС.1.9.20-21): «В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия Огня пищеварения [Джатхарагни] происходит изменение вкуса пищи. Этот процесс носит название формирования послевкуса (Випака). Сладкий и соленый вкусы превращаются [трансформируются] в сладкий; кислый не изменяется; горький, вяжущий и острый становятся острым. Действие вкуса и послевкуса сходно».
Формирование випака из вкусов:
сладкий випака – трансформируется из сладкого или солёного вкусов;
кислый випака – из кислого вкуса;
острый випака – из горького, острого или вяжущего вкусов.
Випак — эффект после переваривания — бывает трёх типов:
сладкий — увеличивает К, способствует укреплению, росту и стабильности массы тела
кислый — увеличивает П, усиливает работу тканевых агни
острый — увеличивает В, обеспечивает детоксикацию, удаляя побочные продукты клеточного метаболизма (производимый в избытке, острый випак истощает тело)
Вкус влияет на тело и сильно на состояние ума, а випака уже не влияет на ум, т.к. уже нет сенсорного влияния.
4.3. Вирья (vīrya) — сила, основное свойство [1]
Вирья (санскр. वीर्य; IAST: vīrya)– это та сила, способность, энергия, шакти, с помощью которой действует пища или лекарство (дравья). Это гуна (качество), которое способно само выполнить действие, лечебное качество. Вирья сильнее расы и випака.
ЧС.1.26.65а: śītoṣṇamiti vīryaṃ tu kriyate yena yā kriyā | ЧС.1.26.65б: nāvīryaṃ kurute kiṃcit sarvā vīryakṛtā kriyā || [2] Вирйа – это то, чем обеспечивается то или иное действие (vīryaṃ tu kriyate yena yā kriyā), без вирйи невозможно какое-либо действие (nāvīryaṃ kurute kiṃcit), всё совершается благодаря вирйе (sarvā vīryakṛtā kriyā).
Рассмотрим несколько классификаций по вирьи.
4.3.1. Дви-видха-вирья-вада - два вида вирьи
Наиболее распространено учение о 2-х вирьях (дви-видха-вирья-вада = два вида вирья). В АХС указывается 2 вида вирьи: холодная и горячая.
АХС.1.1.17а: uṣṇa-śīta-guṇotkarṣāt tatra vīryaṃ dvi-dhā smṛtam | [2] Вирйа может быть двух видов – [холодная и горячая], в зависимости от преобладания соответствующих качеств тепла или холода в субстанции.
[1] Это идёт ещё из вед. Деление всего на 2 части: на солнечную и лунную, огненную и сухую с одной стороны и холодную и как бы водную с другой. И должен быть баланс между огнём и водой.
Доши:
Луну и Капха дошу называют сома — влажная и холодная. Луна влияние на жидкости;
Агни (огонь) -ушна (горячая) вирья от огня и представляет Пита дошу;
Вата занимает нейтральную позицию. Когда она сочетается с П или К, то она йогавахи (усиливает связанную с ней дошу).
Вкусы и вирьи:
щита вирья - У саумйа (от сома) раса (водные вкусы) – холодные вкусы: сладкий, горький, вяжущий;
ушна вирья – у агнейа раса (огненные вкусы) – горячий (по уменьшению тепла) вкусы: солёный, кислый, острый.
[5] «Горячая» пища повышает пищеварительную способность тела, освобождая энергию для выполнения других задач метаболизма. Для переваривания «холодной» пищи требуется дополнительная энергия. Кишечник забирает эту энергию у остальных частей организма, что в результате понижает их активность.
4.3.2. Шесть вирей
В ЧС в разделе шадупакрама (« 6 основных терапевтических воздействий» - три пары, каждое из которых обусловлено вирьей) описывается шад-вирья:
лагху – лангхана / апатарпана – похудение, редуцирование тканей – применяется при избытке тканей и при избытке дош
гуру – брымхана / сантарпана – упитывание, пропитывание – применяется при истощении, когда нужно ткани питать
щита – стамбхана – остановка, закрытие каналов - при кровотечениях, при поносах – используется только холодная вирья
ушна (горячая) – сведана – приводит в движение, расширяет телесные каналы и способствует кровотечению
снигдха – снехана – увлажнение, промасливание – применяется при избыточной сухости ткани, избытке Ваты
рукша – рукшана / шошана – иссушение – применяется при избыточной влажности
6 вирьей, поскольку это работа с 3-мя дошами:
1 пара – Капха – сделать лёгкой – облегчение, похудение
2 пара – Пита - охлаждение
3 пара – Вата - увлажнение
Например, приходит к врачу сухой и холодный человек – ему прописывают процедуры снехана (промасливание) и сведана (согревание) – надо подбирать препараты (дравьи) с вирьей ушна (горячий) и снигдха (влажный).
4.3.3. Ашта-видха-вирья-вада - учение о восьми вирьях
ЧС.1.26.64а: mṛdu tīkṣṇa guru laghu snigdha rūkṣoṣṇa śītalam | ЧС.1.26.64б: vīryamaṣṭavidhaṃ kecit keciddvividhamāsthitāḥ || [2] Чарака-самхита утверждает, что по словам некоторых существу вирйя бывает 8 видов (vīryamaṣṭavidhaṃ kecit) – медленно действующая, мягкая (mṛdu) или быстро-действующая, резкая (tīkṣṇa), тяжёлая (guru) или лёгкая (laghu), влажная, маслянистая (snigdha) или сухая (rūkṣa), горячая (uṣṇa) или холодная (śīta), некоторые же придерживаются мнения о вирйе двух видов (keciddvividhamāsthitāḥ).
8 вирий:
Лагху-гуру
Щита-ушна
Снигдха-рукша
манду-тикщна
Именно эти 8 качеств (гун) или вирей чаще всего встречаются при описании дравий
4.3.4. Расположение вкусов по уменьшению силы гун (вирей)
Прабхава (санскр. प्रभव, IAST: prabhava; пра – пред, бхава – настроение, настройка) – некое особое свойство субстанции, производящее действие отличающееся или противоположное тому, которое следует из остальных присущих данному веществу категорий (падартха, таких как раса, вирья, гунна и випака). Это действие наблюдается практически, хотя оно не должно быть исходя из других падартх. Далеко не всем веществам присуще.
Например:
пшеница (годхума) и ячмень (ява) – оба сладкие и тяжёлые. По логике К+, П- и В-, но в описании ячменя видно, что он К- (это прабхава).
коровье топлёное масло (го гхрита) – холодная вирья, при этом у него действие (карма) стимулирует огонь пищеварения (дипана) – это прабхава.
рыба – горячая, а молоко – холодное, но оба – сладкие и тяжелые
4.5. Карма (karma) - действие вещества
Карма (санскр. कर्म, IAST: karma) – это действие, которые производит дравья, на самом деле это реакция тела и ума человека (телесный ответ) на лекарство. Само по себе растение вне тела никакого действия не имеет. Действия в аюрведе классифицированы.
Примеры действий: стимулирует пищеварения (дипана), переваривает токсины / аму (пачана), успокаивает доши (щамана), мягко слабит (ануломана), усиливает половую потенцию (ваджикара), наркотическое (мадакари), усиливает действие соединённых с ним веществ (Йогавахи), вызывает жжение (видахи) и др.
4.6. Определение категорий субстанции
Способы познания категорий субстанции, согласно Чараке:
непосредственно (пратйакша: прати - против; акша - глаза) - можно определить языком;
из книг, шастр (аптопадеша - свидетельство шастр; апта – авторитет, упадеща – наставление) - лучше всего к ним обратиться;
своим размышлениями (анумана – буквально «познание одной вещи после или через познание другой») – можно ошибиться;
юкти – способность эти 3 метода определить и применить нужный метод в соответствующей ситуации. Юкти – это клиническое решение в определённой ситуации.
Явный вкус – можно определять непосредственно (пратйакша) и это удобно.
Скрытый вкус (если он есть, а так бывает), вирью, випаку, прабхаву и карму только наблюдая за эффектом или из шастр.
Тексты, Шастры [6 и 7] В трактатах «большой трилогии» (Брихата Трая: Аштанга Хридаям Самхита, Сушрута Самхита и Чарака Самхита) и «малой трилогии» (Лагху Трая: Мадхава Ниданам Самхита, Бхавапракаша, Шарангадхара Самхита) текстов целый главы посвящены описанию субстанций.
[7] Так, например, в Сушрута-Самхите (которую часто датируют IV в. до н.э.) состоящей из 6 книг (184 глав) описано 120 хирургических инструментов, более 650 лекарств, 1120 болезней, 700 лекарственных растений, 57 животных и 64 минеральных препаратов, 14 повязок и 300 операций.
[1] Также есть специальные фармацевтические справочники, посвящённые описанию субстанций – Нигханту (санскр. निघण्टु, IAST: nighaṇṭu). Всего аюрведической литературе описано около 8100 субстанций.
[7] Например, Маданапала-Нигханту, датируемая XIII-XIV вв., описывает 850 лекарственных растений, минералов и продуктов животного происхождения, уделяя внимание также тем растениям, которые ввозились в Индию из других стран.
4.7. Взаимодействия и иерархии раса, вирья, випака, гуна и прабхава
АХС.1.1.14а: vṛddhiḥ samānaiḥ sarveṣāṃ viparītair viparyayaḥ |
[2] Перевод: Увеличение всего [перечисленного (доша, дхату, мала) порождается] подобными [по свойствам субстанциями], обратный результат [имеет место при использовании] противоположных [по свойствам субстанций].
Комментарий: Т.е. количество дош, тканей и нечистот тела увеличивется при использовании веществ, обладающих подобными свойствами, и уменьшается при использовании противоположных по качествам субстанций.
4.7.2. Прямая логика
В размышлении (анумана) используется прямая логика восприятия действия - т.е. действие вещества может быть объяснено и описано на основании расы, гунны, вирьи и випака.
4.7.3. Правила и примеры внутреннего взаимодействия
Правило 1: раса випака и вирья соотносятся между собой на основе правила взаимоотношения, которые соотносятся на основе правила прямой логики.
Rasa (Вкус)
элементы
Vipāka (Випка)
Vīrya (Вирья)
madhura (сладкий)
земля + вода
madhura
śita (хол)
amla (кислый)
огонь + земля
amla
uṣṇa
lavaṇa (солёный)
вода + огонь
madhura
uṣṇa
kaṭu (острый)
воздух + огонь
kaṭu
uṣṇa
tikta (горький)
воздух + эфир
kaṭu
śita (хол)
kaṣāya (вяжущий)
воздух + земля
kaṭu
śita (хол)
Но надо учитывать, что вирья зависит от расы, а не от випака!
Правило 2: расположение в порядке убывания силы:
Прабхава --> вирья --> випака --> раса --> гуна (если это не вирья)
Правило 3: если сила или выраженность некоторых качеств пропорционально не равна, то более сильное или выраженное качество будет превосходить по силе действия менее выраженное качество. Например:
Шунти (сухой имбирь) имеет острый вкус, вирья горячая и снигдха, но сладкий випака, который обуславливает действие вришья (укрепляет семя). Хотя острый вкус авришья - осталяет семя, но випака сильнее.
Хингу (асафетида) имеет горячую вирью, острый вкус и випака. Наиболее выраженное действие происходит за счёт вирьи – сильно обезболивающее и антиспазматическое действие. Но логика нарушается, что острый випака и раса должны В+, а он из-за горячей вирьи В- (т.к. вирья важнее). А по правилу прямой логики он действует П+ из-за горячей вирьи.
Правило 4: слабые качества продолжают оказывать присущие им действия и при наличии более сильных качеств. Поэтому необходимо воспринимать действие в-ва в целом.
Например, гудучи (тенаспора сердцелистная) – все 3 доши успокаивает, имеет омолаживающее свойство. При этом:
горький вкус успокаивает К и П;
острый анураса (скрытый вкус) – успокаивает В;
горячий – успокаивает В.
5. Успокоение дош
АХС.1(Су).1.25б-26а:
1.1.025б: śarīra-jānāṃ doṣāṇāṃ krameṇa paramauṣadham || 25 ||
1.1.026a: vastir vireko vamanaṃ tathā tailaṃ ghṛtaṃ madhu | [2] Лучшим [очистительным] методом лечения (шодхана) для трёх дош является [масляная] клизма, послабление и рвота, соответственно. Лучшим успокаивающим средством (шамана) для них является растительное масло, топлёное масло и мёд, соответственно.
Наилучший очистительным методом лечения (шодхана):
для Ваты - vasti (васти) - клизмы (питательные, масляные);
для Питты - vireka(вирека) - слабительные средства, принятые через рот;
для Капхи - vamana (вамана) - рвотные средства, принятые через рот.
Наилучшие продукты:
для Ваты - tailaṃ (тайлам) - растительное масло (в первую очередь кунжутное);
для Питты - ghṛtaṃ (гхрытам) - топлёное коровье масло;
для Капхи - madhu (мадху) - мёд (в первую очередь мёд старше 1 года).
Пища или лекарство также влияет на доши за счёт своего вкуса (раса), «послевкусия» (випака), энергии пищи (вирья ) и др.
[4] Преобладающим вкусом в обычной диете является сладкий (тяжёлый и питательный по своим свойствам), остальные вкусы лишь дополняют его, присутствуя в количестве, необходимом для стимуляции / успокоения дош. Вкусы полезны дошам (применяются для успокоения дош):
Вату понижают — сладкий, кислый и солёный вкусы;
Питту понижают — сладкий, горький и вяжущий;
Капху понижают — острый, и в меньшей степени горький и вяжущий.
Лекарства для дош ума: АХС.1 (Су).1.26б: dhī-dhairyātmādi-vijñānaṃ mano-doṣauṣadhaṃ param [2] Для дош ума лучшим лекарством является разум, или способность различать полезное и вредное, равное отношение ко всему, а также постижение души и других духовные предметов.
98. Используемые обозначения
[] если используется:
в тексте - добавленные переводчиком слова
перед текстом - источник литературы
обозначение дош:
В - вата
П - питта
К - капха
тексты:
АС - Аштанга Самграха
АХС - Аштанга Хридаям Самхита
БГ – Бхагавад Гитта
СС – Сушрута Самхита
ЧС – Чарака Самхита
99. Используемый материал
Лекции А.Ю.Головинова на обучающем курсе по «Дравьягуна виджняна» 2014г. и «Тридоша виджняна» 2015г. Москва
«АшТАНга-хРдайа-саМхитА» Книга 1. Глава 1. Дружинин В.Ю., Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2015г;
Статья «Основные понятия аюрведы» Суботялов М.А., Дружинин В.Ю.
«Йогическое питание в средней полосе» Баранов Михаил, ООО «Ориенталия», Москва 2014г.
«Пракрити. Ваша аюрведическая конституция», Свобода Роберт «Саттва», 2007г.
«Фундаментальные основы Аюрведы»Матхура Мандала даса (Мезенцев Михаил Александрович), 2008г.
«Аюрведа: Источники и характеристики» М.А.Суботялов, В.Ю.Дружинин Москва, 2015г.