Капалабхати (санскр.कपालभाति, IAST: kapālabhāti) — перечисляется среди очистительных техник (шаткарм) в текстах 14-16 вв. ХЙП строка 2.22 и ГС строка 1.12. Можно сказать, что это дыхательная техника или прана-вьяяма, но причисление этой техники к пранаямам является ошибкой!
Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях к ХЙП пишет, что сам термин состоит из двух слов:
«капал» или «бхала» означающее «череп» или «лоб»
«бхати» означающее «свет» или «блеск, великолепие», а также «восприятие и знание».
Часто «капалабхати» переводят как «очищение черепа».
Описание техники
В ХЙП.2.25 написано «Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью». Из этого определения можно спутать технику с «бхастрикой» - «дыханием кузнечных мехов», но это другая техника!
Среди московских йога-школ распространен вид капалабхати в виде форсированного дыхания животом с акцентом на выдохе. Активный выдох резким подтягиванием живота и пассивный вдох. При этом работает в основном поперечная мышцы живота, автоматически включаются мышцы тазового дна.
Во время выполнения: важно соблюдать один ритм дыхания (сначала медленное выполнение и доходя до 1-1,5 раза в секунду).
Польза и противопоказания
Польза от практики:
очищение дыхательных путей: носоглотки, стимуляция выведения слизи из лёгких. Хорошо её выполнять после джала нети или перед пранаямой;
массаж органов пищеварения, желудочно-кишечного-тракта;
стимуляция работы мозга;
укрепление и координированная работа дыхательных мышц (в первую очередь поперечной мышцы живота);
гипервентиляционная техника, после которой легче выполнять техники с замедлением дыхания и задержками;
перепады давления в лёгких ведут к увеличению их дыхательного объёма.
Противопоказания: повышенное давление, перенесённые инсульты, опухолевые заболевания, проблемы с сердцем, меcячные, беременность, воспаление органов пищеварения и мочеполовой системы, эпилепсия, сильно забитый нос, заполненный едой желудок.
О видах капалабхати
Теперь опишем разновидности капалабхати.
В Гхеранде Самхите (ГС в переводе Ригина) в сутре 1.55 пишут: Капалабхати бывает трёх видов: Вамакрама, Вьюткрама, Ситкрама. Этим устраняются болезни слизи. *Б.В.Мартынов в книге «Очищение по аюрведе и йоге» пишет, что описанные в ГС.1.55-60 техники не капалабхати, а бхалабхати. Но если посмотреть ГС на санскрите, там написано капалабхати.
ГС.1.56-57 (вариант Вамакрама): Вдохни через левую ноздрю, выдохни через правую; вдохни через правую и выдохни через левую. Ни вдох, ни выдох не должны быть слишком сильными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки. * Этот вариант выполнения похож скорее на практику Нади Шодхана (НШ) с попеременным дыханием через ноздри. Но в НШ растягивают дыхание, здесь же об этом не сказано.
Шри Йогендра «Личная гигиена йога» пишет: «процесс очищения воздушных пазух посредством оксигенации».
ГС.1.58 (вариант Вьюткрама): Втяни воду обеими ноздрями и медленно выпусти её наружу. Это называется Вьюткрама, устраняющая болезни сердца. * Этот вариант похож на разновидность другой шаткармы — джала нети — промывание носа водой.
ГС.1.59-60 (вариант Щиткрама): Со звуком «сит» втяни воздух через рот и выпусти его через ноздри. Это упражнение сделает тебя равным богу любви (Камадэва). Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка. Заболевания слизи исчезнут и твоё тело станет гибким и подвластным твоей воле.
ГС.1.59 (перевод Мартынова из книги «Очищение по аюрведе и йоге»). При шиткраме, всасывая (воду) ртом, следует извергнуть носом, повтором этого упражнения (человек) станет равным богу любви. * Переводы Регина и Мартынова принципиально отличаются! У Регина практика похожа на вариант охлаждающей пранаямы Ситали, у Мартынова другая вариация Джала Нети.
Б.К.С.Айенгар «Пранаяма Дипика»: «… В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды выполняется задержка. ...»
Андрэа Ван Лисбет, обучавшийся у Паттабхи Джойса пранаяме, в книге «Пранаяма - Путь к тайнам йоги» пишет: «… выдох активный и резкий, а вдох пассивный … короткие и резкие выбросы воздуха сопровождаются спокойными и медленными вдохами».
«Капалабхати … в режиме переменного дыхания. Существуют две версии такого упражнения:»
по 5 раз выдох и вдох в режиме капалабхати через одну ноздрю, закрывая пальцем другую. Например, правая ноздря закрыта, левой выполняем 5 раз резкий выдох и плавный вдох (в Универсальной йоге называется Чандра Бхэдана Капалабхати) и затем 5 дыханий через другую ноздрю (Сурья Бхэдана Капалабхати)
попеременно проходит весь процесс, и сложность заключается в соблюдении этой очередности. Выдохните и вдохните через левую нойдрю (правая закрыта), выдохните и вдохните через правую ноздрю (левая закрыта) выдохните и вдохните через левую..., (иногда этот вариант называют Анулома Вилома Капалабхати)
* Второй вариант похож на Вамакрама капалабхати описанной в ГС.1.58
Другие варианты:
Дхирендра Брахмачари Бхастрика или Капалабхати
Огненное дыхание в Кундалини йоге традиции Йоги Бхаджана похоже на Капалабхати, но это скорее бхастрика (т. к. преподаватели не делают акцент на резком выдохе и плавном вдохе) с не глубоким дыханием.
Дхирендра Брахмачари в книге «Йога Сукшма вьяяма» объединяет капалабхати и бхастрику в одной технике: попеременное дыхание через ноздри (как НШ) с мощными вдохами и выдохами.
Капалабхати у Доктора Мадавана. Др.Мадаван предлагает делать капалабхати с суженной голосовой щелью (как в уджайи) в достаточно медленном режиме, с медленным вдохом (чтобы совершенно не слышно было дыхания через нос на вдохе). Если вариант ХЙП включает и активизирует психику и тело (СНС), то вариант др.Мадавана успокаивает психику (включает ПСНС).
Активные варианты Капалабхати хорошо сочетаются с кумбхаками (задержками дыхания). Можно после капалабати оставаться без дыхания, пока не появится желание дышать (вариация Кевала кумбхаки - произвольной задержки).
98. Список литературы используемой в данной статье
III. Источники для данной статьи
Дхирендра Брахмачари «Йога Сукшма вьяяма»
Б.К.С.Айенгар «Пранаяма Дипика»
Мартынов Б.В. «Очищение по аюрведе и йоге» "Эксмо", 2006