Главная > Йога > Материалы > Классический подход к асанам (आसन - поза) (пояснения)

Классический подход к асанам (आसन - поза) (пояснения)

Автор: Киселёв Алексей
2020.08.10

Редактор: Киселёва Татьяна

Оглавление

52.1. Вступление

Эта статья продолжает предыдущую о классических асанах йоги. Если прошлая статья только считала и сравнивала позы, то эта пробует ответить на вопросы «как практиковать асаны?» и «с какой целью?». Она основан на классических текстах (ЙС, ХЙП и ГС), а так же на более современных книгах, рассуждениях разных йогов, преподавателей йоги и моих собственных.

52.2. Определение

Асана (санскр.: आसन, IAST: āsana) существительное полученное от глагольного корня ас (आस्, ās) — сидеть. Слово «асана» дословно можно перевести как «сиделка» и может иметь следующие значения:
  1. процесс сидения, пребывания;
  2. то, на чём сидят «место для сидения, подстилка» или трон [III.6];
  3. поза или сидячее положение:
    1. в йоге «асана» – это технический термин для обозначения позы;
    2. положение при стрельбе из лука и в борьбе.
Для обозначения йога асаны могут использоваться:
  1. синонимы «питха» или «нишадана»;
  2. специализированные философские интерпретации термина:
    1. апарокшанубхути.112: «то, в чем легко проводить непрерывное размышление о брахмане»;
    2. неидентифицированный текст: «установление в первоначальном состоянии».

Классическое определение асаны йоги приведено в ЙСП.2.46 (ССС): Поза должна быть устойчивой и удобной.
О трактовке этого определения поговорим позже.

52.3. Место асан в системе йоги

Асана принимается за звено (анга) многих систем йоги, определяется и описывается как таковая во многих текстах. Однако место асан в йогических системах варьируется, как и их смысл, а в некоторых системах йоги асаны не перечисляются отдельно как звено, но, несмотря на это, описываются некоторые сидячие позы, подходящие для медитации.

Восьмичастная (аштанга) и шестичастная (шатанга) наиболее распространенные системы йоги, но есть и другие деления на ступени в древних текстах по йоге и тантре.
Йогараджа-упанишада.2 и Шарнгадхарападдхати (раздел 156, стих 2 (№ 4348)) перечисляет 4 части и 1-я асана [III.6]: 1) позы (асаны), 2) задержки дыхания (пранасамродха), 3) медитация (дхьяна) и 4) поглощение (самадхи).

ХЙП часто причисляют к шатанга йоге (аштанга без первых 2-х ступеней), но в строках ХЙП.1.56 говорится о другой йоге с 4 звеньями и 1-я асана: (ССС): Асана, разнообразие кумбхак, практики, называемые мудрами, и концентрация на внутреннем звуке (нада) составляют последовательностью хатха-йоги.
Это перечисление соответствует 4 главам ХЙП (ССС): асана, шаткарма и пранаяма, мудра и бандха, самадхи.
Первенство асан в тексте ХЙП подтверждает 1.17 (CCC) Об асане прежде всего говорят, как о первой части хатха-йоги …
При этом яма, нияма, митахара были описаны уже ранее в тексте.

Йогачудамани-упанишада - 6 ступеней и 1 асана [III.6]: 1) поза (асана), 2) задержка дыхания (пранасанродха), 3) отвлечение чувств от объектов (пратьяхара), 4) сосредоточение (дхарана), 5) медитация (дхьяна) и 6) поглощение (самадхи).

ГС - 7 ступеней и 2-я асана: ГС.1.10. (Ригин) Составные элементы 7-частной садханы: Шат-карма дают очищение. Асаны дают силу…

ЙСП - 8 звеньев и 3-е асана: ЙСП.2.29 (Ригин) Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).

«Апарокшанубхути» и «Теджобинду-упанишаде» учат 15-членной (панчадашанга) йоге 7-я асана: 1) великие правила (яма), 2) малые правила (нияма), 3) самоотречение (тьяга), 4) безмолвие (мауна), 5) местоположение (деша), 6) время (кала), 7) поза (асана), 8) корневой замок (мула-бандха), 9) равновесие тела (деха-самья), 10) сосредоточенное видение (дрик-стхити), 11) задержка дыхания (пранасамьямана), 12) отвлечение чувств от объектов (пратьяхара), 13) сосредоточение (дхарана), 14) медитация на «я» (атма-дхьяна) и 15) поглощение (самадхи).

В некоторых текстах, перечисляющих части йоги, вообще отсутствует упоминание асан [III.6]:
Вайю-пурана.10.76 - 5 ступеней йоги: 1) задержка дыхания (пранаяма), 2) медитация (дхьяна), 3) отвлечение чувств от объектов (пратьяхара), 4) сосредоточение (дхарана) и 5) воспоминания (смарана)

Майтраяния-упанишада.6.18 - 6 звеньев: 1) задержка дыхания (пранаяма), 2) отвлечение чувств от объектов (пратьяхара), 3) медитация (дхьяна), 4) сосредоточение (дхарана), 5) различение (тарка) между тем, что должно культивироваться, и тем, что следует отвергать, и 6) поглощение (самадхи).

52.4. Сколько асан существует

Список источников и количество асан расположим в временном порядке.
ЙСП (примерно 5 в. до н.э. - 5 в.н.э.) не упоминают не об одном названии асан или технике их выполнения. Всего 4 сутры (афоризма) из 196 посвящены асанам: входят а аштанга йогу (2.29), устойчивая и неподвижная (2.46, 2.47) и эффекты от практики (2.48).

Комментарии к ЙСП Вьясы (5-6 век н.э.) к сутре 2.46. описывает 11 поз и дальше говорится «и прочие [позы] такого рода» (т.е. подразумевается, что Вьяса знает и больше поз):
Ком.Вьясы на ЙСП.2.46: । तद् यथा– पद्मासनं, वीरासनं, भद्रासनं, स्वस्तिकं, दण्डासनं, सोपाश्रयं पर्यङ्कं क्रौञ्च–निषदनं हस्ति–निषदनम् उष्ट्र–निषदनं समसंस्थानं स्थिरसुखं यथासुखं च इति एवम् आदीनि।
| tad yathā– padmāsanaṃ, vīrāsanaṃ, bhadrāsanaṃ, svastikaṃ, daṇḍāsanaṃ, sopāśrayaṃ paryaṅkaṃ krauñca–niṣadanaṃ hasti–niṣadanam uṣṭra–niṣadanaṃ samasaṃsthānaṃ sthirasukhaṃ yathāsukhaṃ ca iti evam ādīni |
ЙСП.2.46.(ком.Вьясы пер.Островской): Например: {1} поза лотоса, {2} поза героя, {3} благоприятная поза, {4} свастика, {5} поза палки, {6} поза со вспомогательной опорой, {7} поза лежания, {8} поза сидящего журавля, {9} [поза] сидящего слона, {10} [поза] сидящего верблюда, {11} равновесная поза, неподвижная и удобная поза, наиболее легкая и прочие [позы] такого рода.

ХЙП текст 13-14 века в строках 1.19-43 описывается выполнение 15 асан.

ГС текст примерно 15 века в строках 2.1-2 описывается выполнение 32 асан.
(пер.Д.Дёмина) Всего существует столько же асан, сколько пород животных. 8 миллионов 400 тысяч (восемьдесят четыре лакха) из них были названы Шивой.
Среди них восемьдесят четыре считаются важными, а из этих - тридцать две (достаточно) хороши в этом мире смертных.

ШС примерно 15 век в сутре 3.84. Из 84 Асан я упомяну Сиддхасану, Падмасану, Уграсану и Свастикасану.
Признано наличие 84 асан, описаны 4 и ещё 1 упомянута в том же тесте ниже.

Текст Хатхаратнавали датированный 1625-1695 гг. самый древний из сохранившихся текстов, перечисляющий 84 асаны, начиная с сиддхасаны и заканчивая шавасаной, но выполнение описано только 36 поз.

Джога-прадипик написанная в 1737 г. описывает все 84 асаны, но часть асан не совпадает с Хатхаратнавали.

Заметна тенденция к расширению количества асан за счет введения новых вариантов.

Манускрипт «Шритаттва-нидхи» взятый из Майсорского института востоковедения содержит 121 иллюстраций асан. Составление трактата приписывается правителю Майсора Муммади Кришнарадже Вадияру, жившему в 1794-1868 гг. Манускрипт описан в исследовании Сьомана (Sjioman 1999) [III.7].

[III.6] Сьоман в своём исследовании (Sjioman 1999 III.7) занимался главным образом традицией йоги Майсорского дворца, из которой вышли T. Кришнамачарья (1888-1989) и два его ученика Б.К.С. Айенгар (1918-2014) и К. Паттабхи Джойс (1915-2009), которые оба развивали свои собственные различные стили практики.
[на основе III.7] Исследователь подчеркивает влияние «гимнастических залов» (вьяяма-шал, «шала»-зал, «вьяяма» от корня «и» - идти, «вьяяма» — буквально означает «расходиться» или «растягиваться», часто переводится как «упражнение»), управляемых аскетическими орденами и братствами борцов. Он делает вывод, что система йоги Майсорского Дворца, известная Кришнамачарье, была синкретической {связь разнородных явлений} системой, многое почерпнувшей из гимнастического текста «Вьяямадипики», и что она воплотила в себе влияние традиции борцов, местных упражнений и даже западной гимнастики.

Древний текст, посвященный борьбе «Малла-пурана» датируется 1640 годом, но сам текст, согласно редакторам рукописи, гораздо более ранний и принадлежит двенадцатому или тринадцатому веку. В 8-й главе текста приводится 18 асан, описанных в «Шритаттва-нидхи» и упоминается ширшасана (стойка на голове), которой нет в ХЙП.

В книге «Йога Дипика» она же «Пояснение йоги» и «Light of Yoga» Б.К.С.Айенгара 1960 года [III.7] описано 200 асан, более 600 иллюстраций асан, шаткарм и пранаям.
[III.6]: Дхирендра Брахмачари (1970) описывает 108 асан и комплекс «приветствие солнца».
Свами Йогешварананда выпустил в 1970 году книгу «Первые шаги к высшей йоге», содержавшую 264 асаны.

Публикация Миттры (Mittra 2003) является сборником фотографий 608 асан, которые были отобраны из «Схемы учителя йоги», где показаны 908 асан, которые ранее издал Миттра.
Часть поз придумал сам Миттра, но большинство были собраны из книг и из сведений, предоставленных учениками других традиций.

52.5. Эволюция отношения к асанам

В ЙСП.2.46 (5 в до н.э. - 5 в. н.э.) рекомендуется любая сидячая поза, которая является устойчивой и удобной для практики задержки дыхания (пранаяма), концентрации и медитации (дхарана).

В своих комментариях («Бхашья») к «Брахма-сутрам» 4.1.(7-10) философ Шанкара, который жил в 8 в., разъясняет положение Сутры о том, что медитация должна выполняться в сидячем положении. Он излагает доводы в пользу сидячих поз, таких как поза лотоса, объясняя, что медитация, которая определяется как поток идентичных мыслей, не может практиковаться во время ходьбы или бега, потому что движение отвлекает сознание. Даже при стоянии сознание занято удержанием тела и не способно исследовать тонкие материи. В лежачем положении можно внезапно заснуть.
БС.4.1.7-10 (484-487) (пер.В.В.Вернигор 2005): [Следует медитировать] сидя вследствие возможности [этого].
И вследствие медитации (дхьяны).
И указывая на неподвижность, (в шрути приписывается погружённость в медитацию Земле).
в смрити также говорится об [этом].


Тексты 13-15 вв. ХЙП и ГС относятся к линии натхов. В них расширяется круг поз, добавляются асаны для достижения силы, здоровья и гибкости тела. Хотя в этих трудах основное внимание уделяется все же работе с энергией (праной и кундалини) и медитации.
[III.7]: Натхи считают, что именно тело является тем инструментом, с помощью которого достигаются духовные цели. В этом вся хатха-йога. Однако, натхи непреклонны в своем утверждении что хатха-йога — это духовная дисциплина. Но сегодняшняя точка зрения {«для здоровья и укрепления тела»} очень отличается от той, которой придерживаются праведные и ревностные адепты йоги, видящие в асанах под псевдонаучными покрывалами символическо-магический комплекс.

Асаны становятся способом или средством взращивания силы воли или решительности, некой промежуточной целью, которую необходимо превзойти необычайным физическим и умственным усилием. Наличие силы, как физической, так и психологической, необходимо для продолжения обучения следующим стадиям (пранаяме и медитации).

Теос Бернард [III.8] описывает свой путь, как он использовал асаны для подготовки к длительному усилию и концентрации, необходимым для дальнейших медитационных практик.

В начале 20 века раджи Майсора и других частей Индии выделяли средства для изучения и популяризации йоги, накопления доказательств физиологической пользы (изучения терапевтических аспектов асан, шаткарм и пранаям).
С 1930 года Майсорский двор покровительствовал йогу Т.Кришнамачарье , выделил ему помещение для проведения занятий и зарплату. Раджа Вадияр постоянно посылал Кришнамачарью в поездки по стране с лекциями и демонстрациями (практик). Эти лекции часто требовали информации о влиянии на здоровье и терапевтическом эффекте асан. Раджа выделил средства на издание книги Кришнамачарьи, а также оплатил капитану В.Б. Гокхале съемки фильма о Б. К. С. Айенгаре в Пуне, на который ушло две тысячи футов пленки.
Получается, что под покровительством раджей Майсорского дворца Кришнамачарья разработал самую популярную Йогическую традицию и практику наших дней. Она распространилась не напрямую через него, а через его учеников Б.К.С.Айенгара и Паттабхи Джойса.
Б. К. С. Айенгар стал движущей силой в распространении асан по всему миру. Фактически, его труды являются реформой, он настоял на принципе точности выполнения поз, который не может быть найден в древних текстах по йоге. Западные ученики Айенгара еще глубже развили идею точности, добавив существующее на Западе понимание движения, функционирования мускул и анатомии.

В наиболее популярных современных книгах по йоге внимание читателя акцентируется на терапевтической пользе асан. Людей привлекают конкретные асаны, обещающие избавление от болезней, вне зависимости от религиозных воззрений целителя. Однако нельзя подходить к асанам только с терапевтических позиций — их следует рассматривать в рамках целостной системы. Терапевтические причинно-следственные отношения являются поздним наложением на первоначальную чисто духовную дисциплину.

В книге «Раджа-Йога» [III.9] Вивекананда удачно описывает современный подход к хатха йоге: «Цель хатха-йоги — дать человеку долгую жизнь, поэтому в центре всего здесь находится физическое здоровье. … Но этим все и исчерпывается. Баньяновое дерево живет пять тысяч лет, но оно — баньяновое дерево, и ничего более. Человек, ставящий своей целью долгожительство, — просто здоровое животное. {Но} Несколько первичных уроков хатха-йоги очень полезны.».

Существует огромная пропасть между … интенсивным реформистским движением, пытающимся приспособить йогу для нужд обыкновенных людей, и традиционными древними идеями о йоге-сверхчеловеке.

52.6. Что является асаной

Мы постоянно находимся в какой-нибудь позе. Если Шива дал 84*100 000 поз, то можно сказать, что любая поза, которую мы примем, войдёт в этот диапазон. Можно ли сказать, что мы всё время находимся в йога асане? Определённо нет! Важно состояние, с которым мы пребываем в конкретной позе!

ЙСП.2.46: स्थिरसुखमासनम्॥४६॥ Sthirasukhamāsanam||46||
(Вьяса) Асана есть неподвижная и удобная [поза]
(ССС) Поза должна быть устойчивой и удобной.
(ком.ССС) Слово асана используется для [обозначения] позы для медитации. Асана здесь не обозначает физические упражнения йоги. ...

(Айенгар) Асана — это совершенная устойчивость тела, стабильность разума и благожелательность духа.
(ком.Айенгара) … Эта сутра дает определение совершенной, завершенной асаны. … Высочайшего качества внимание … необходимо использовать и при выполнении асаны, поскольку благодаря ему мы можем почувствовать всю глубину асаны в наиболее отдаленных участках тела. … {иначе} асаны исчерпывают сами себя и практикующий становится скорее рогином (больным), чем йогином.
Тонус тела и настроенность ума необходимы при выполнении любой асаны {в том числе и медитационной}. Именно это позволяет человеку дольше пребывать в позе, сохраняя физическую устойчивость и ментальное спокойствие.

(Десикачар) Асана должна позволять поддерживать внимание и сохранять расслабленность.
[Десикачар]: Согласно «Йога-сутрам» Патанджали асана должна иметь два важных свойства: стхиру и сукху. «Стхира» означает постоянство и бдительность. Под «сукхой» понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. Во время выполнения позы одинаково необходимы оба этих качества. Если мы сидим со скрещенными ногами, чтобы сфотографироваться, а потом скорее вытягиваем их, потому что они болят, тут нет ни сукхи, ни стхиры. Если мы даже достигли устойчивости и бдительности (стхиры), но у нас еще нет удобства и легкости (сукхи), то этого тоже недостаточно. Нам нужно и то, и другое, и оба эти свойства должны сохраняться на протяжении определенного периода времени. Если не хватает хотя бы одного из них, значит, то, что мы делаем, — это не асана. Принцип йоги, о котором мы говорим, соблюдается только тогда, когда со временем мы начинаем выполнять асану сосредоточенно и спокойно.
Для того чтобы достичь стхиры и сукхи, наша практика йоги должна быть разумной и хорошо структурированной. … Начальной точкой для этой практики является условие нашего полного присутствия здесь и сейчас.

В качестве ловушки для ума могут быть использованы динамические стили йоги.

[Д] Крама означает «шаг», ньяса — «опускание (ноги)», а префикс «ви» переводится как «особым образом». Концепция «виньяса-крама» говорит нам, что недостаточно просто сделать шаг — нужно сделать его в правильном направлении и правильным образом.

ЙСП.2.47. प्रयत्नशैथिल्यानन्तसमापत्तिभ्याम्॥४७॥ Prayatnaśaithilyānantasamāpattibhyām||47||
By means of relaxation (śaithilya) of effort (prayatna) and absorption — samāpatti – (samāpattibhyām) in the infinite - i.e. "in the infinite space around" — (ananta) (āsana or posture is perfected)||47||
Посредством расслабления {отпускания} (śaithilya) усилий (prayatna) и поглощения (samāpattibhyām) в бесконечном, т.е. «в бесконечном пространстве вокруг» - (ananta) (асана или поза становится идеальной {завешённой}) || 47 ||
(Вьяса) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном…
(ком.Вьясы) … Совершенство асаны достигается при [полном] снятии напряжения, благодаря чему прекращаются [все] движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.
При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]. …


(ССС) Путем ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
(ком.ССС) Для того чтобы стать совершенным, чтобы асана, которая выбрана для медитации, была устойчивой и удобной, необходимо преодолеть напряжение и усилие. Так, необходимо расслаблять напряжение. В асане должно быть совершенное расслабление; [это во-первых]. Во-вторых, ум должен быть сконцентрирован на Ананте.
Слово ананта означает бесконечность. … Ученику следует концентрироваться на змеиной силе {кундалини шакти} в муладхара чакре или применять любой другой метод концентрации на кундалини. ...
Выражение «расслабление» или «снятие усилия» означает, что вам не следует применять какую-либо силу. Асана должна быть совершенно расслабленной, без какого бы то ни было напряжения в мышцах или нервах. Так, для медитации можно выбрать любую асану, которую вы в состоянии практиковать без усилия, такую, как сиддхасану, падмасану или свастикасану.


(Айенгар) Асана становится завершённой, когда усилие, направленное на ее исполнение, утрачивает природу усилия и внутри наступает состояние бескрайнего бытия.
(ком.Айенгара) Совершенство в асане достигается лишь тогда, когда прекращается усилие, которое сменяет ощущение безграничного покоя, а смертное тело, будучи лишь инструментом, растворяется в созерцателе. Устойчивость в позе достигается тогда, когда садхаке больше не требуется прикладывать для этого усилий. …

ЙСП.2.47 (Айенгар)(Дешикачар) Этих качеств можно добиться, наблюдая, как реагирует на разные асаны тело и дыхание. Если такие реакции осознаны, можно шаг за шагом начинать их контролировать.
(III.10.Часть1.4) «Йога-сутры» иллюстрируют концепцию стхира - сукха с помощью прекрасного образа из индийской мифологии. Говорится о пребывающем в океане царе змиев Ананте, чье свернутое кольцами тело образует удобное ложе, на котором возлежит бог Вишну. Тысяча голов змея поднимается над Вишну, защищая его, как зонт. И на этом зонте покоится наша земля.
Тело змея достаточно мягко и нежно (сукха), чтобы служить ложем, и, одновременно, достаточно твердо и устойчиво (стхира), чтобы поддерживать всю землю. Мы должны стремиться привнести те же качества мягкости и устойчивости в свою манеру выполнения асан, чтобы пребывание в асане требовало от нас все меньше усилий.

(III.7) (асаны завершаются) релаксацией или ослаблением усилия и медитацией на бесконечное.
(ком.III.7): Для того, чтобы принять позу ... необходимо сознательное волевое усилие, усилие нервной системы, а затем, по завершении движения, в дело включается вегетативная нервная система, бессознательное. …
Ключевой детерминантой {обусловливающий фактор} паттерна {т.е. бессознательного} движения является привычка. Привычка — это, в основном, результат или следствие всех прежних воздействий на тело или ум, развивающихся бессознательно.

Для того чтобы избавиться от ограничений ума (нервной системы), накладываемых на возможности движения, или превзойти их, сутра, упомянув их словом праятна (желание двигаться … и само движение, во многом бессознательное), призывает к шайтхилье (расслаблению, релаксации или отпусканию за пределы ума) пока мы не обретем устойчивое осознание, не стесненное ограничениями или объектами, но являющееся нашей истинной природой. Состояние ничем не отягощенного совершенного равновесия, которое Патанджали называет ананта-самапатти или медитацией на бесконечном. Только таким способом можно преодолеть условности прежних привычек, запечатленных в бессознательном или в вегетативной нервной системе.
Основным условием релаксации является усилие, так как мускул способен расслабиться только после определенного напряжения (в этом состоит основное различие между забытьем и расслаблением).

Другими словами, в каждом движении можно выделить следующие стадии: усилие, растяжение, достижение конечного положения и установление равновесия (своего рода этап «выхода за пределы» или «откровения»), ... Сутра Патанджали объясняет главный принцип йогического движения.

[III.7]: Если придерживаться йогического подхода к функциональному {описывающему функционирование} определению, ничто не может быть названо асаной само по себе. Любой, исполняющий признанную традиционной асану, может выполнять ее так, как это сделал бы тяжелоатлет..., или же наоборот, символически, ожидая от этого некоего духовного прогресса. Ничто из вышеперечисленного не соответствует определению -— усилие, отпускание, равновесие и трансценденция. Одно и то же движение, родом из гимнастики, исполняется по-разному гимнастом и студентом йоги, работавшим с паттернами мускульных движений (сознательными и бессознательными).

Вивекананда подразумевает под йога асаной позу, удобную для пранаямы и медитации. «Очень важно поэтому найти позу, в которой человек мог бы оставаться подолгу. … {Поскольку} основная работа происходит вдоль позвоночника, поэтому чрезвычайно важно занять позу, освобождающую позвоночник, грудная клетка, шея и голова должны составлять прямую линию.»

Пример выполнения работы в асане:
ХЙП.1.46 (ССС) Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх.
(ком.ССС) … чтобы поднять прану, вы должны практиковать уддияна (с бахир кумбхакой), джаландхара и мула бандхи, то есть маха бандху.

Итог:

52.7. Время удержания

В текстах (ЙСП, ХЙП, ГС) не указано время удержание.

В наше время существуют версии о времени удержания от 5 дыханий в Аштанга Виньяса Йоге (хотя говорят раньше было 8 дыханий), до упоминания в книге Дхирендры Брахмачари «Йогасана виджняна»: «… тот достиг превосходства в асанах, кто может находиться в ней 3 часа 48 минут в прямом положении».

Есть мнение, что долго удерживаемая асана (примерно от 3 минут) становится мудрой — статичным удержанием тела, перенаправляет энергию по энергетическим каналам. Также для перенаправления энергии ещё необходимо управлять вниманием и дыханием (праной).

[III.6]: В тексте Джога Прадипика (18 век) некоторые асаны объединены с практикой пранаямы и выполняются в течение длительного времени. Так, пашчиматана-асану рекомендуется выполнять от трех до шести часов, а капали-асану – в течение трех часов.

Перевёрнутые позы Б.К.С. Айенгар предлагает удерживать достаточно долго: Саламба Сарвангасану 1 [III.1.поза 87] «не менее 5 минут, постепенно увеличивая время выдержки до 15 минут» и Саламба Ширшасану 1 {III.1.поза 74} «от 1 до 5 минут».

[Теос Бернард о Ширшасане]: Мой учитель советовал мне начать выдержку в 10 секунд в течение первой недели, постепенно добавляя по 30 секунд каждую неделю, до тех пор пока я не достигну фиксации в 15 минут. Это заняло у меня несколько месяцев, после чего мне посоветовали выполнять практику дважды в день, что в сумме составляло 30 минут. Еще через месяц я увеличил длительность до 20 минут, что суммарно дало выдержку в 60 минут ежедневно. После этого я добавлял по 5 минут каждую неделю пока не достиг фиксации в 3 часа в сутки. После этого мне рекомендовали отказаться от дневной практики и увеличить время в двух других. В конце концов, я перестал выполнять ширшасану во время вечерней практики и достиг выдержки в 3 часа за один подход.

О длительности в ХЙП.
ХЙП.2.7 (ССС) Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю.
Не сложно посчитать, что выполняя даже всего 12 циклов по 5 секунд все фазы дыхания, то один цикл составит 30 секунд. 10 циклов — это уже 5 минут статичного пребывания в одной позе! А проворция может быть и по 16 секунд и более.

Но следует учитывать рекомендации йога-терапевтов! Если у человека есть склонность к варьикозу, то поз йоги с напряжением или растяжением нельзя неподвижно держать больше 30 секунд. Так как вытяжение или напряжение мышц сжимает близлежащие сосуды и не даёт венозной крови двигаться к сердцу, кровь будет скапливаться в сосудах и излишне расширять вены.

52.8. Эффекты от асан

ЙСП.2.48: ततो द्वन्द्वानभिघातः॥४८॥ Tato dvandvānabhighātaḥ||48||
(ССС) Посредством этого [асан] пары противоположностей прекращают оказывать какое-либо воздействие.
(ком.ССС) Двандвы {пары противоположностей} принадлежат как к ... физическому уровню: тепло и холод, голод и [сытость], жажда и [насыщение влагой], боль и [удовольствие] и г. д. {Так и} психические или ментальные двандвы — это счастье и горе. … Если мы хотим иметь прогресс в медитации, эти двандвы должны быть преодолены.

(ком.Вьясы на сутру 2.47) В результате овладения асанами [йогин] становится неподверженным воздействию парных противоположностей – холоду, жаре и т. д.

(ком.Айенгара к сутре 2.46) … практика различных асан очищает нервную систему, способствует беспрепятственному течению энергии по всему организму и гарантирует равномерное распределение этой энергии во время выполнения различных пранаям. …
(Айенгар к сутре 2.47) {практикой асан} Обретая мастерство расслабления, мы автоматически расширяем внутреннее пространство тела и сознания. Таким образом развивается чувствительность ума, посредством которой мы тренируем свою мыслительную способность.

Из ком. на ЙСП.2.47 Дешикачара (перефразированно) Если осознаны реакции, как реагирует на разные асаны тело и дыхание, то можно шаг за шагом начинать их контролировать.
(Дешикачар ЙСП.2.48) При правильном соблюдении этих принципов {сутры 2.46, 47} выполнение асан поможет человеку выдержать и даже минимизировать такие внешние воздействия как тело, возраст, климат, питание и работа.

ХЙП.1.17: अथ आसनम्। हठस्य प्रथमाङ्गत्वादासनं पूर्वमुच्यते। कुर्यात्तदासनं स्थैर्यमारोग्यं चाङ्गलाघवम्॥१७॥
Atha āsanam| Haṭhasya prathamāṅgatvādāsanaṁ pūrvamucyate| Kuryāttadāsanaṁ sthairyamārogyaṁ cāṅgalāghavam||17||
(CCC) ... Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела.
ГС.1.10 (пер.Ригин) … Асаны дают силу …
Добавив ещё результаты современных научных исследований, получается, что пратика асан обладает следующими эффектами:

52.9. После асан

ЙСП.2.49: तस्मिन्सति श्वासप्रश्वासयोर्गतिविच्छेदः प्राणायामः॥४९॥
Tasminsati śvāsapraśvāsayorgativicchedaḥ prāṇāyāmaḥ||49||
(ССС) После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения (movement) вдоха и выдоха.
(Вьяса) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]

ХЙП.2.1: अथासने दृढे योगी वशी हितमिताशनः। गुरूपदिष्तमार्गेण प्राणायामान्समभ्यसेत्॥१॥
Athāsane dṛḍhe yogī vaśī hitamitāśanaḥ| Gurūpadiṣtamārgeṇa prāṇāyāmānsamabhyaset||1||
(Ригин) Когда Асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует Пранаяму согласно указаниям своего Гуру.

[III.7] Выполнение каждой отдельной практики ограничивалось временем или количеством повторений; по ее завершении начиналась следующая. Асаны могли применяться достаточно долго на переходном этапе.
Пранаяму можно рассматривать как часть концепции асаны или как кульминацию ее развития, а именно как утончение движения в процессе дыхания.

52.5. Заключение

Как написал О.Сьоман: Существует огромная пропасть между … интенсивным реформистским движением, пытающимся приспособить йогу для нужд обыкновенных людей, и традиционными древними идеями о йоге-сверхчеловеке.

Хорошо, если человек осознаёт, что та практика йоги, которую он выполняет в зале или дома по современным источникам приведёт его к той цели, которую он приследует (здоровье, хорошее психологическое самочувствие). Но не к тем целям, которые описаны в йога сутрах. Чтобы не было подмены понятий.

А если человек серьёзно настроем на духовный рост, то эту практику асан можно воспринимать как вспомогательную или временную для подготовки к следующих ступеням йоги.

Для духовного роста нет необходимости выполнять большое количество поз, но может следует увеличить время их удержания. Освоив позы сидя следует приступать к пранаяме и медитации.

97. Послесловие

Изучение источников классических текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Если найдёте какие-то не точности или захотите добавить материалы в статью, буду рад комментариям и дополнениям.

98. Список литературы используемой в данной статье

III. Источники для данной статьи
  1. Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» Москва, «Медси XXI», 1993
  2. Дхирендра Брахмачари «Йогасана виджняна» (электронная версия)
  3. Свами Вишну-Девананда «Полная иллюстрированная книга йоги» перевод с английского под ред. С.М.Костикова (электронная версия)
  4. Шри К.Паттабхи Джойс «Йога-мала» (электронная версия)
  5. Лесли Каминофф «Анатомия йоги» перевод Борич С. (электронная версия)
  6. Гудрун Бюнеманн «Восемьдесят четыре асаны йоги Исследование традиции» Изд.: «Ritambhara Books» Москва
  7. Н.Е.Сьоман «Йогические традиции майсорского дворца» в сборнике «Динамические практики в классической йоге» К.: «JANUS BOOKS», «София», 1999
  8. Теос Бернард «Хатха-йога» Изд. Москва 2005, «Ritambhara Books». Theos Bernhard, «Hatha-Yoga» (London; Rider and Co, 1968)
  9. Свами Вивекананда «Четыре Йоги» пер. с англ. под ред. В.С.Костюченко, «Прогресс-Академия», Москва 1993. Так же книга издавалась как «Философия йоги» глава или отдельная книга «Раджа Йога»
  10. Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София».

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    1. ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    2. ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    3. ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    4. ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
    5. ЙСП (Айенгар) — комментарии Б.К.С.Айенгара «Йога Сутры Патанджали. Пояснение» 2-е издание, Москва 2008, Изд. «Альпина нон-фикшн».
    6. ЙСП (Десикачар) — комментарии Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи в составе книги «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София». Можно встретить как отдельную книгу ЙСП с комментариями Шри Кришнамачарьи. Но это работа его сына Т.К.В.Десикачара.
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    1. ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    2. ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    3. ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
    4. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
      1. ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
      2. ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
    5. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
      1. БГ (пер.Семенцов) - электронная версия
      2. БГ (пер.Смирнов) – электронная версия
      3. БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
      4. БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) - электронная версия
    6. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
    7. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
    71. пратьяхара
    -->