Главная > Йога > Материалы > Митахара (правила питания, умеренная диета) для йога. Йога.

31. Митахара (правила питания, умеренная диета) для йога

Автор: Киселёв Алексей
обновлено 2020.08.01

Оглавление

31. Митахара (правила питания, умеренная диета) для йога

31.1. Вступление

Данная статья посвящена митахаре, «умеренной диете» [ХЙП.ССС]. Термин Митахара (санскр.: dev.: मिताहार, IAST: mitāhāra, «умеренное принятие пищи») состоит из слов мита (मित, mita, [III.3]: умеренный, ограниченный) и ахара (आहार, āhāra, диета, [III.2]: принесение, принятие, пища, питание, [III.3]: пища, принятие пищи). В текстах йоги и других индийских наук митахара представляет знание о еде, питье, сбалансированном питании, привычках потребления и влиянии еды и питья на тело и разум. В ХЙП упоминается как одна из 10 ям (самоограничений).

Некоторые тексты используют другое слово и концепцию для понятия «умеренная диета и внимание к тому, что человек ест и пьет». Например, Shivayoga Dipika использует термин niyatāshana (планируемое, регулируемое питание), в то время как Dattatreya Samhita использует laghrāhāra (легкое употребление небольших порций разнообразной пищи). В некоторых текстах термин Матращин (санскр.: dev.: मात्राशिन्, IAST: mātrāśin «ест умеренно» от mātrā [III.3]: мера) используется как синоним митахары.

Об умеренности в питании сказано и в других традициях.

О неумеренности в пище в Христианстве

В православной традиции обжорство (неумеренность и жадность в еде) вместе с пристрастием к утончённым вкусовым ощущениям является первой и коренной из восьми греховных страстей и носит название чревоугодия.

В православии считается, что каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, просто для удовольствия, есть чревоугодие. Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие.

О неумеренности в пище в Исламе

«Ешьте и пейте, но не излишествуйте, поистине, Он не любит излишествующих», Коран (7:31). Посланник Аллаха сказал: «Кто употребляет малое количество пищи, у того желудок здоровый, а сердце — чистое, кто же переусердствует в питании, у того желудок больной, а сердце — ожесточённое» («Танбих аль-хаватир», 1/46).

Посланник Аллаха сказал: «Остерегайтесь чревоугодия, ведь оно отравляет сердце ожесточением, и выводит члены из повиновения, и делает слух глухим к голосу увещевания» («Бихар аль-анвар», 77/182/10).

Посланник Аллаха сказал: «Ешь, когда испытываешь голод, и прекращай есть, пока ещё остаётся аппетит» («Бихар аль-анвар», 62/290 и с. 324).

Посланник Аллаха сказал: «Три качества (в людях) нравятся Аллаху: немногословие, непродолжительность сна и умеренность в еде. Три качества Он порицает (в них): болтливость, долгий сон и чревоугодие”.

О неумеренности в пище в Индуизме и йоге

Говоря о питании в контексте индийской традиции, к которой относится и йога, невозможно не использовать термины аюрведы. Знания йоги и аюрведы в этом вопросе тесно переплетены.

Однако следует учесть, что йога и аюрведа разные науки. И люди, которые следуют предписаниям йоги и аюрведы и цели, которые они преследуют в жизни отличаются. Аюрведа даёт предписания для обычных социальных людей, стремящихся к поддержанию здоровья и счастливой жизни, а тексты йоги - для людей, выполняющих различные практики йоги и стремящихся к мокше (освобождению).

В наше время всё перемешалось, и практикующий йогу стремится к активной социальной жизни, здоровью, развитию спокойствия ума, осознанности и дружелюбия.

Пища является «строительным материалом» для нашего тела. Для лучшего усвоения важно, чтобы пища принималась в спокойной обстановке в должное время, соответствовала сезону, силе пищеварительного огня, конституциональному типу (соотношению дош) и образу жизни человека. Также важно принимать во внимание, что вкус – это один из каналов восприятия и для подавляющего большинства людей пища является впечатлением. Люди получают удовольствие от вкуса, состава, внешнего вида и социальной значимости пищи.

Следует учитывать, что на соотношение дош существенное воздействие оказывает практика хатха-йоги. И рацион для практикующих различные виды йоги тоже будет отличаться.

Культивирование «вайрагьи» (Вьяса: бесстрастие), описанной в ЙСП, и других качеств ума (осознанность, уравновешенность, невозмутимость) по отношению к впечатлениям, получаемым через органы чувств приводит к тому, что со временем вкусовые пристрастия растворяются, и не влияют на практика. Йог принимает пищу только для поддержания жизни и здоровья.
Дхаммапада.глава об «Архатах».ст.93 (пер. В.Н. Топорова): «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел — освобождение, свободное от желаний и условий...»

Если состояние ясности ума и бесстрастия частью жизни пока не является, имеет смысл использовать аюрведические рекомендации с поправкой на то, как практика йоги влияет на физиологию.

31.2. Митахара обязательна для практики йоги

Хатха Йога Прадипика

ХЙП.1.57: ब्रह्मचारी मिताहारी त्यागी योगपरायणः। अब्दादूर्ध्वं भवेत्सिद्धो नात्र कार्या विचारणा॥५७॥
Brahmacārī mitāhārī tyāgī yoga parāyaṇaḥ | Abdādūrdhvaṁ bhavet siddho nātra kāryā vicāraṇā ||57||
(ССС): Кто является брахмачари, принимает в умеренных количествах чистую пищу, является регулярным и настойчивым в йоге и отказывается (от привязанности к чувственным переживаниям), тот становится совершенным (сиддхой) через год.
(Ригин.1.59): Регулярно сосредотачиваясь на (внутреннем звуке) Нада и практикуя Хатха-Йогу, Брахмачарин, соблюдающий диету, достигнет успеха за год.

ХЙП.2.1: अथासने दृढे योगी वशी हितमिताशनः। गुरूपदिष्तमार्गेण प्राणायामान्समभ्यसेत्॥१॥
Atha āsane dṛḍhe yogī vaśī hita mitāśanaḥ| Guru upadiṣta mārgeṇa prāṇāyāmān samabhyaset||1||
(ССС): Упрочившись в асане, приобретя контроль (за телом) и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с инструкциями гуру.
(Ригин): Когда Асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует Пранаяму согласно указаниям своего Гуру.

Гхеранда Самхита пер.Ригин

5.16: Кто начинает йогу без соблюдения диеты, тот только навлечёт на себя различные заболевания и останется без Сиддхи.
5.32: После того, как жизнь устроена по этим правилам [включая питание, что описано в 5.17-31], можно упражняться в Пранаяме. Вначале нужно будет употреблять немного молока с растворённым маслом – два раза в день, утром и вечером.

Йога-Таттва упанишада

28.cd: Правильное питание – одно из главных условий ниямы.
29.ab: Ахимса – ненасилие, главная из заповедей йамы.

31.3. Определение митахары и количество пищи

ХЙП.1.58: सुस्निग्धमधुराहारश्चतुर्थांशविवर्जितः। भुज्यते शिवसम्प्रीत्यै मिताहारः स उच्यते॥५८॥
Susnigdha madhura āhāraścaturthāṁśa vivarjitaḥ | bhujyate śiva samprītyai mitāhāraḥ sa ucyate ||58||
(ССС): Митахара определяется как приятная и сладкая пища, оставляющая желудок на одну четверть пустым и съедаемая (как подношение Шиве).
(Ригин.1.60): Умеренная диета – это молочная сладкая пища, посвященная Шиве и оставляющая четверть желудка свободной.

ГС.5.21-22 (Ригин):
21. Пища – чистая, сладкая и не острая – должна наполнять желудок наполовину. Это – умеренное питание.
22. Половина желудка должна быть наполнена пищей, четверть – водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов.

31.4. Запрещена для йогов и нездоровая пища

ХЙП.1.59: कट्वम्लतीक्ष्णलवणोष्णहारितशाकसौवीरतैलतिलसर्षपमद्यमत्स्यान्। आजादिमांसदधितक्रकुलत्थकोलपिण्याकहिङ्गुलशुनाद्यमपथ्यमाहुः॥५९॥
Kaṭvamla tīkṣṇa lavaṇoṣṇa hārita śāka sauvīra taila tila sarṣapa madya matsyān | āja ādi māṁsa dadhi takra kulattha kola piṇyāka hiṅgu laśunādyam apathyam āhuḥ ||59||
(ССС): Пища, которая запрещена (для йогов): горькая, кислая, острая, соленая; зеленые овощи (кроме предписанных), кислые каши, растительные масла, кунжут и горчица, алкоголь, рыба, мясо, творог, пахта, мелкий горошек, плоды ююбы, пирожные, приготовленные на масле, асафетида (растительная смола) и чеснок.
(Ригин.1.61): йогинам нельзя есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее; орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам (кунжут восточный), горчицу, вино, рыбу, мясо животных, творог, сливочное масло, мелкий горох, плоды Chaasa (тропическое растение) и чеснок.
[III.1]: Пища, которая не подходит [для йогов]: горькая/острая, кислая, едкая, солёная, жгучая, моринга1, прокисшие каши2, растительные масла, кунжут и горчица, алкоголь, рыба, мясо, начиная с козлиного3 , простокваша4, сыворотка, чёрный маш5, плоды ююбы, пирожные6, асафетида, чеснок ит. п.
[ком.III.1]:
1 - Moringa Oliefera Lam. – сухая, острая, редуцирует жировые ткани. Вариант перевода – листовые овощи.
2 - Такие каши (саувира) готовят в Индии из риса, ячменя, пшеницы — специально оставляют на какое-то время, чтобы начался процесс брожения. Похожие блюда есть и в Прибалтике.
3 - Согласно аюрведе, оно усваивается легче других.
4 - А также йогурт и т. п.
5 - Dolichos biflorus L., Dolichos uniflorus Lam.
6 - Торты, бисквиты... Вариант перевода — «жмых».
Кислый, острый и солёный вкусы — горячие по своей природе, поэтому они не подходят для йога, активно практикующего пранаяму, при которой в теле образуется много тепла. Избыток «жара» усиливает метаболизм, вызывая сухость в тканях, что при недостатке питательных продуктов может привести к истощению.
Горчица, асафетида и другие острые, высушивающие специи нежелательны по той же причине.
Соль, употребляемая в избытке, быстро старит тело, ослабляет мышцы и суставы, вызывает заболевания крови, снижая выносливость и работоспособность.
Горький вкус в малых количествах усиливает агни, а в больших подавляет, стимулируя процессы детоксикации, поэтому при интенсивной пранаяме его не употребляют, либо принимают в особых случаях как лекарство в сочетании со смягчающими питательными продуктами (молоком и гхи).
Алкоголь не только делает ум непригодным для концентрации, но и убивает клетки печени и мозга. Все его свойства противоположны свойствам оджаса — то есть алкоголь разрушителен для него.
Простокваша и сыворотка считаются тяжёлой пищей.
Растительные масла (вероятно, имеются в виду кунжутное и горчичное), так же как и ююба, не рекомендуются из-за горячей вирьи, хотя в остальном у них мало общего. Есть и другие растительные масла, обладающие противоположными свойствами — например, кокосовое — тяжёлое и охлаждающее.
Чеснок, как и лук, обладает многими полезными свойствами (в аюрведе он применяется в качестве лекарства), но очень тамасичен и раджасичен. Являясь сильным афродизиаком, он повышает количество семени, одновременно раздражая репродуктивные органы, что не способствует уравновешенности ума и соблюдению брахмачарьи.


ХЙП.1.60: भोजनमहितं विद्यात्पुनरस्योष्णीकृतं रूक्षम्। अतिलवणमम्लयुक्तं कदशनशाकोत्कटं वर्ज्यम्॥६०॥
Bhojanam ahitaṁ vidyāt punar asyoṣṇīkṛtaṁ rūkṣam | ati lavaṇam amla yuktaṁ kadaśana śākotkaṭaṁ varjyam ||60||
(ССС): Не принимай нездоровую пищу, то есть такую, которая вновь разогрета после остывания, которая является сухой (не содержит натуральных масел), которая является избыточно соленой или кислой, несвежей или содержащей слишком много (смешанных) овощей.
(Ригин.1.62): Пищу остывшую, разогретую, пересоленую, прокисшую йогин должен избегать, как нездоровую. Нужно воздерживаться от согревания у огня, общения с женщинами и от путешествий.
[III.1]:Не ешь пищу, разогретую после остывания, сухую7, избыточно солёную или кислую, испорченную8 или состоящую из слишком большого количества разных овощей9.
[ком.III.1]:
7 - Обезвоженную и обезжиренную, а также иссушающую — по вирье.
8 - Буквально — плохую, вредную, «убивающую».
9 - Основой рациона должны быть зерновые, зерно должно быть в каждом приёме пищи — таковы и аюрведические рекомендации.
Повторно разогретая еда теряет свою питательность и большую часть праны, превращаясь в мёртвый груз для желудка.


ГС.5.23-26 и 30-31 (Ригин):
23. Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева.
24. Также следует избегать плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша,
25. а также Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука.
26. Начинающий йогу должен избегать путешествий, женщин и не должен греться у огня. Он также должен избегать сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

30. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что слишком горячо.
31. Также он не должен совершать по утрам холодные омовения, не должен голодать, подвергать тело страданиям, не должен есть только один раз в день или оставаться без еды более 3 часов.

31.5. Переедание и голодание

ХЙП.1.15: अत्याहारः प्रयासश्च प्रजल्पो नियमग्रहः। जनसङ्गश्च लौल्यं च षड्भिर्योगो विनश्यति॥१५॥
Atyāhāraḥ prayāsaśca prajalpo niyama grahaḥ | Jana saṅgaśca laulyaṁ ca ṣaḍbhiryogo vinaśyati ||15||
(ССС) Переедание, излишнее напряжение сил, болтливость, строгое следование правилам, пребывание в компании обычных людей и неустойчивость (переменчивость) ума — эти шесть (причин) разрушают йогу.

ХЙП.1.61 वह्निस्त्रीपथिसेवानामादौ वर्जनमाचरेत्। तथा हि गोरक्षवचनम् - वर्जयेद्दुर्जनप्रान्तं वह्निस्त्रीपथिसेवनम्। प्रातःस्नानोपवासादि कायक्लेशविधिं तथा॥६१॥
Vahni strī pathi sevānām ādau varjanam ācaret | Tathā hi gorakṣa vacanam — Varjayeddurjana prāntaṁ vahni strī pathi sevanam | Prātaḥ snānopavāsa ādi kāya kleśa vidhiṁ tathā ||61||
(ССС): Избегай огня, женщин и длительных путешествий. Поэтому Горакхнатх говорит: следует избегать плохой компании, сношения с женщинами, купания ранним утром, голодания и работ, которые вызывают боль в теле.

БГ (пер.Смирнов): 6.16. Йога не для того, кто в еде не умерен или ничего не вкушает,
Кто привык слишком много спать или бодрствовать, Арджуна:
6.17. А для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях,
Для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога.

31.6. Благоприятная пища для йога

ХЙП.1.62: गोधूमशालियवषाष्टिकशोभनान्नं क्षीराज्यखण्डनवनीतसितामधूनि। शुण्ठीपटोलकफलादिकपञ्चशाकं मुद्गादि दिव्यमुदकञ्च यमीन्द्रपथ्यम्॥६२॥
Godhūma śāli yava ṣāṣṭika śobhana annaṁ kṣīrājyakhaṇḍa navanīta sitā madhūni | Śuṇṭhī paṭolaka phala ādika pañca śākaṁ mudga ādi divyam udakañca yami indra pathyam ||62||
(ССС): (Наиболее благоприятная пища для йога): хорошие крупы, пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло, желтый сахарный песок, сахар кристаллизованный, мед, сушеный имбирь, патола (пряность из огурцов), пять овощей, фасоль и чистая вода.
(Ригин.1.64): Йогин может использовать без опаски следующие вещи: пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощи и хорошую воду. Это благоприятно для тех, кто практикует йогу.
[III.1]: Благоприятная пища для йога — хорошие крупы: пшеница, рис, ячмень, рис шаштика10; молоко, топлёное масло, нерафинированный сахар, сливочное масло, мёд11, сушеный имбирь, змеевидный огурец12, пять трав13, бобовые, начиная с маша, приятная на вкус14 вода..
[ком.III.1]:
10 - Вызревающий в течение 60 дней.
11 - Сиддха-мадху — «подготовленный, сильнодействующий» мёд (настоять на полезных травах, специях — например на имбире).
12 - Trichosanthes lobata Roxb.
13 - Они перечисляются в «Гхеранда самхите»: лебеда (Chenopodium album L.), брахми – индийский щитолистник (Bacopa monnieri, или Hydrocotyle Asiatica), карри (Murraya koenigii Spreng.), мальва (Sida cordifolia L.), листья змеевидного огурца.
14 - Буквально — божественная, небесная: дождевая, родниковая, горная, ледниковая.


ХЙП.1.63: पुष्टं सुमधुरं स्निग्धं गव्यं धातुप्रपोषणम्। मनोऽभिलषितं योग्यं योगी भोजनमाचरेत्॥६३॥
Puṣṭaṁ sumadhuraṁ snigdhaṁ gavyaṁ dhātu prapoṣaṇam | Mano'bhilaṣitaṁ yogyaṁ yogī bhojanam ācaret ||63||
(ССС): Йог должен принимать питательную и сладкую пищу, смешанную с топленым маслом и молоком; она должна питать дхату (основные компоненты тела) и быть приятной и подходящей.
(Ригин.1.65): Пусть йогин ест укрепляющую пищу-сладкую, приготовленную с топленым маслом и молоком - (такая пища) повышает настроение, (улучшает состояние) тела, соответствуя его желаниям.
[III.1]: Йогу можно есть желаемую умом питательную, очень сладкую, жирную, молочную пищу, питающую дхату.

ГС.5.17-20 и 27-29 (Ригин):
17. Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль – чистая и без стручков.
18. Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу (Arum Colocasia), каккола (вид ягод), зизиф, бананы и фиги.
19. Незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджаль, корни и плоды растения риддхи,
20. молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья Патолы, Виштука (вил шпината), овощи Хималочика – вот виды овощей, которые подходят для йогинов.

27. Однако йогин должен есть кардамон, мускатные орех и белую гвоздику,
28. розовые яблоки, финики и другие плоды, возбуждающие жизненную силу.
29. Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, не жгущей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела.

31.10. Заключение

Не стоит резко исключать из рациона привычные продукты, не найдя для них подходящей замены.
Аштанга Хридая Самхита.1.7.48-51: «Нездоровая [пища, питьё, деятельность], вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом. Аналогичным образом здоровая [пища, питьё, деятельность] должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня. Резкое прекращение вредной [деятельности, пищи и т. д.| и столь же резкое начало здоровой [деятельности, пищи и т. д.] ведёт к возникновению болезней сатмья (возникающих из-за привычки) и асатмья (возникающих из-за отсутствия привычки). Негативные последствия уменьшаются постепенно, и хорошие нарастают постепенно, достигая необратимого и стабильного состояния.
Разумный человек, позволяющий себе нездоровую деятельность (пищу и т.д.), не должен потворствовать разрушающим [здоровье] факторам, о которых он знает и которые быстро разрушают тело».


Основное требование к пище заключается в том, что она должна быть саттвичной, питать все ткани и компоненты тела, создавая благоприятные условия для развития сознания.

Со временем стремитесь избавиться от вкусовых пристрастий, а питание использовать как способ поддержания тела здоровым и работоспособным.

П.С. В данную статью можно было бы добавить ещё много материала из аюрведы. Сознательно этого не дела.

97. Послесловие

Изучение источников классических текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Если найдёте какие-то не точности или захотите добавить материалы в статью, буду рад комментариям и дополнениям.

98. Список литературы используемой в данной статье

III. Источники для данной статьи :
  1. Михаил Баранов «Йогическое питание в средней полосе. Принципы аюрведы в практике йоги» Москве 2014. Изд.: «Ориенталия»
  2. В.А.Кочергина "Санскритско-русский словарь", Москва, Издательство "Русский язык", 1987
  3. Н.П. Лихушина составитель “Санскритско-русский учебный словарь”, Бесплатная электровнная Версия 1.0 от 16.12.04

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    1. ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    2. ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    3. ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    4. ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
    5. ЙСП (Айенгар) — комментарии Б.К.С.Айенгара «Йога Сутры Патанджали. Пояснение» 2-е издание, Москва 2008, Изд. «Альпина нон-фикшн».
    6. ЙСП (Десикачар) — комментарии Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи в составе книги «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София». Можно встретить как отдельную книгу ЙСП с комментариями Шри Кришнамачарьи. Но это работа его сына Т.К.В.Десикачара.
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    1. ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    2. ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    3. ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
    4. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
      1. ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
      2. ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
    5. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
      1. БГ (пер.Семенцов) - электронная версия
      2. БГ (пер.Смирнов) – электронная версия
      3. БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
      4. БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) - электронная версия
    6. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
    7. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
    22. яма-нияма (пояснение)
    41. шаткарма-->