Главная > Йога > Материалы > Мудры используемые в йоге

Мудры

Оглавление

Введение [3]

Мудра - это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека. В индийской системе классического танца мудры – это символические жесты рук, которые передают определенные настроения и эмоции. В йоге многие из мудр также выполняются руками, например йони-мудра или чин-мудра. Они преследуют ту же цель, что и в танце, – вызвать в практикующем созерцательное настроение.

Некоторые мудры используются также для того, чтобы управлять непроизвольными физиологическими процессами, обычно происходящими без участия сознательного ума. Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направ – лять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).

Мудры испольсуезмые в хатха йоге

О мудрах можно судить только по написанному в книгах. Но надо иметь ввиду, что эти данные скорее, как краткий конспект без указания подробностей. Подробности традиционно рассказывает учитель и берёт от учеников обещание о сохранении этих данных в секрете.
Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.1-5:
3.1. Гхеранда сказал: есть 25 Мудр, приносящих йогину сиддхи. Эти Мудры следующие: Маха-мудра, Набхо-мудра, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха, Маха-веддха, Кхечари,
3.2. Випарита-карани, Йони-мудра, Ваджроли-мудра, Шактичалани-мудра, Тадаги-мудра, Мандуки, Самбхави, Панчадхарана,
3.3. Ашвини, Пашини, Каки, Матангини, Бхуджангини.
3.4. О мудрах Махешвара (Шива) рассказал Дэви. Этим знанием достигают величайшего успеха.
3.5. Это должно держаться в тайне самым тщательным образом и никому не выдаваться. Это даёт йогину блаженство и даже самим Марутам (небесным духам) трудно этого достичь. Маха-мудра


Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.5-7,9:
3.5. Поэтому богиня, спящая у двери Брахмы, должна постоянно пробуждаться тщательным выполнением мудры, совершаемым с должным усилием.
3.6 Маха мудра, маха бандха, маха ведха, кхечари, уддияна, мула бандха и джаландхара бандха.
3.7 Выпарит карани мудра, ваджроли и шакти чалана, — поистине, это десять мудр, которые разрушают старость и смерть.
3.9 Они должны оставаться в секрете подобно драгоценным камням, и о них нельзя говорить с кем-либо, как не говорят с другими об интимных отношениях со своей женой.

Бандхи

Мула-бандха

Хатха Йога Прадипика автора Сватмарамы с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати. Глава 3. Шлоки 61-63:

(61) Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана вайю движется вверх, — это мула бандха.

(62) При сжатии промежности движущаяся вниз апана вайю принуждается идти вверх. Йоги называют это мула бандхой.

(63) Плотно прижми пятку напротив прямой кишки и неоднократно сильно нажимай, чтобы поднималась жизненная энергия.

Уддияна-бандха

Хатха Йога Прадипика автора Сватмарамы с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати. Глава 3. Шлоки 55-60:

(55) Уддияна бандха так зовется йогами, потому что через ее практику прана (концентрируется в одной точке и) поднимается по сушумне.
(56) Описываемая бандха называется поднимающей или летящей бандхой, поскольку с помощью этой практики великая птица (шакти) с легкостью поднимается вверх.
(57) Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой. Это лев, который побеждает слона, смерть.
(57) Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой. Это лев, который побеждает слона, смерть.
(58) Уддияна является легкой, если практикуется так, как говорит гуру. Даже старик может стать молодым, если выполняет ее регулярно.
(59) Области, расположенные выше и ниже пупка, должны втягиваться назад с усилием. Нет сомнения, что после шести месяцев практики смерть будет побеждена.
(60) Из всех бандх уддияна является наилучшей. Когда овладеешь ею в совершенстве, самопроизвольно возникает мукти, или освобождение.

Джаландхара-бандха

Хатха Йога Прадипика автора Сватмарамы с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати. Глава 3. Шлоки 70-73:
(70) Сжатие горла, достигаемое за счет приближения подбородка к груди, есть бандха, называемая джаландхарой. Она уничтожает старость и смерть.
(71) Это джаландхара бандха, которая задерживает в горле поток нектара. Она разрушает все болезни горла.
(72) При выполнении джаландхары путем сжатия горла нектар не падает в пищеварительный огонь и прана не возбуждается.
(73) При сильном сжатии горла две нади, ида и пингала, парализуются, а шестнадцать адхар средней чакры запираются.

Трай-бандха / Маха-бандха

Маха-бандха - все три вышеописанные бандхи.
Хатха Йога Прадипика автора Сватмарамы с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати. Глава 3. Шлоки 74-76:
(74) При сжатии промежности, выполнении уддияны и запирании иды и пингалы посредством выполнения джаландхары становится активной сушумна.
(75) Таким образом, прана и дыхание успокаиваются. Так побеждаются смерть, старение и болезни.
(76) Великие йоги практиковали эти три наилучшие бандхи. Из всех садхан хатха-йоги и тантры йоги знают эту практику (маха бандха).

Дришти (глазами)

Дришти или направление внимания, концентрация на определенной точке, помогает не отвлекаться, сохранять концентрацию. Это способствует прогрессу в практике и приближает практикующего к состоянию Дхараны. Для фиксации дришти не всегда нужно направлять взгляд в точку дришти, достаточно изнутри направить туда внимание, визуализировать поток энергии через нее.
В Аштанга-виньяса йоге используются следующие дришти:
  • Насагра – кончик носа
  • Бхрумадхья – точка межбровья, проекция Аджня чакры на лоб
  • Наби-чакра – пупок
  • Хастагра – пальцы рук
  • Падхайорагра – большие пальцы ног
  • Паршва – вправо, влево
  • Ангуштамадхья – на ладони
  • Урдхва (Антара) – вверх, в небо

Языковые замки (джихва мудры)

Набхи-бандха / набхи-мудра

Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.9: Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык (повёрнутым) кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина.

Сваши Шивананда: "Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны (жизненной энергии) в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений."

По мотивам книги «Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию» Свами Шавананда перевод и причечания А.Сидерского:
Техника выполнения: Техника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит. Виды практики:
  • Вайю-набхи-бандха – касаетесь кончиком языка неба сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка, обычный вариант набхи-бандхи. Воздействие этой практики – поддерживает циркуляцию вайю-праны, энергии стихии воздуха в теле человека.
  • Агни-набхи-бандха – касание языком твердого неба, в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Лучше всего применять этот вариант бандхи во время практики мудр и пранаям. Активирует энергию стихии огня в нашем теле. Способствует нагреванию тела.
  • Джала-набхи-бандха – касание кончиком языка мягкого неба, как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник. Активирует «сому» или энергию «нектара» в нашем теле. Способствует охлаждению тела.
Концентрация внимания: Во время выполнения набхи-бандхи, внимание удерживайте в области межбровья (аджна-чакра).
Энергетический эффект: Набхи-бандха соединяет энергетические каналы арохан и аварохан, расположенные на передней и задней части нашего тела. Вместе с мула-бандхой не дает энергии покидать наше тело, «закольцовывает» оба эти канала.
Эффект для сознания: Прекращает болтовню – как на уровне внешнего общения, так и внутри ума.

Кхечари мудра


ХЙП с комментариями Шри Шайлендры Шармы. Кхечари мудра
Хатха Йога Прадипика, Сватмарамы, комментарии ССС.3.32: "Кхечари мудра заключается в повороте языка назад в полость черепа и повороте глаз внутрь по направлению к межбровному центру".
Техника выполнения: язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка.
В таком случае поступают двумя способами:
  • Первый - путем каждодневных проб растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом растянуть.
  • Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца - по немногу подрезая уздечку каждый день).

Мандуки-мудра

Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.62-63:
3.62. Закрой рот и двигай концом языка по нёбу. Постепенно ощущается вкус нектара, (текущего из Сома-чакры). Это известно как Мандуки-мудра.
3.63. Тот, кто постоянно выполняет Мандуки-мудру, не знает ни морщин, ни старости, но обладает вечной юностью и волосы его не седеют.

Асаны мудры

Следует иметь ввиду, что описание мудр конспективное, и не всегда по описанию можно понять даже как точно выглядит поза. Некоторые подробности специально не указываются и передаются от учителя ученику секретно.

Маха-мудра


ХЙП.ССС. Маха мудра
Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.6-8:
3.6. Левую пятку прижми к заднему проходу. Вытяни правую ногу и правую ступню. Пальцы этой ноги обхвати руками.
3.7. Сожми горло и смотри между бровями. Эта мудра называется мудрецами Маха-мудра.
3.8. Упражняясь в Маха-мудре, можно излечить кашель при туберкулёзе, заворот кишок, увеличение селезёнки, несварение желудка, лихорадку и всякого рода (иные) болезни.


Хатха Йога Прадипика, Сватмарамы, комментарии ССС.3.10-18:
(10) Вдави левую пятку в промежность (или влагалище), выпрями правую ногу и руками крепко ухватись за вытянутую ступню.
(11) Запри горло и задержи дыхание; прана выпрямляется и поднимается вверх подобно змее, которую бьют палкой.
(12) Так мгновенно выпрямляется кундалини шакти. Тогда две другие (ида и пингала) становятся безжизненными, поскольку шакти входит в сушумну.
(13) Затем выдохни медленно и постепенно, не быстро. Воистину, великие сиддхи называют это маха мудрой.
(14) Маха мудра удаляет худшие неприятности (пять клеш) и причину смерти. Поэтому людьми высочайшего знания она называется «великой позой».
(15) После выполнения практики на левой стороне практикуй на правой стороне. Когда число циклов станет равным, прервись и расслабь мудру.
(16) Для того, кто практикует маха мудру, нет ничего полезного или вредного. Можно потреблять все, даже самые смертельные яды усваиваются, как нектар.
(17) Практика маха мудры исцеляет болезни желудка, запоры, несварение, проказу и т.д.
(18) Итак, описана маха мудра, как дающая великие сиддхи. Она должна держаться в секрете и не раскрываться никому.

Випарита-карани


ХЙП.ССС. Випарита карани мудра
Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.33-36:
3.33. У корня пупа пребывает солнце, у корня нёба – луна.
3.34. Мудра, с помощью которой солнце переносится вверх, а луна – вниз (и они меняются местами), называется Випарита-карани. Эта Мудра – тайная во всех Тантрах.
3.35. Положи голову на землю и обхвати её руками. Подними ступни высоко вверх и оставайся в таком положении неподвижно – это называется Випарита-карани.
3.36. Постоянной практикой этой мудры болезни и смерть побеждаются. (Практикующий е.) достигает Сиддхи и не растворяется даже во время Пралайи.


Хатха Йога Прадипика, Сватмарамы, комментарии ССС.3.78-82:
(78) Есть прекрасное средство, при помощи которого, предотвращается падение нектара в отверстие солнца. Это достигается под руководством гуру, а не при помощи сотен шастр (научных трактатов).
(79) Если область пупка находится сверху, а нёбо — снизу, то солнце сверху, а луна снизу. Это называется випарит карани, переворачивающий процесс. Это является полезным, когда получено от гуру.
(80) При постоянной и регулярной практике пищеварительный огонь увеличивается, поэтому практикующий должен всегда иметь достаточное количество пищи.
(81) Если ты потребляешь мало пищи, то жар, производимый пищеварительным огнем, разрушает тело. Поэтому в первый день следует оставаться в положении головой вниз лишь одно мгновение.
(82) Практика должна выполняться ежедневно с постепенным наращиванием ее длительности. Через шесть месяцев практики седые волосы и морщины становятся незаметными. Тот, кто выполняет ее в течение ямы (трех часов), побеждает смерть.

Хатха Йога Прадипика, Сватмарамы, комментарии Шри Шайлендры Шармы.3.78-82:
Шри Шайлендра Шарма не согласен с этим изображением.
3.78-79 Здесь описывается положение тела при практике Махабандхи: выполняются Мула и Уддияна Бандхи с Кхечари и Джаландхара Бандхой, при этом голова касается колена вытянутой ноги.
3.80-81 Санскритское слово "шираа" дословно означает «вены». Выполнением этих трех бандх, особенно Джаландхара Бандхи с Кхечари, перекрываются идущие вниз вены, и нисходящий поток энергии перенаправляется вверх силой Уддияна Бандхи. Тот, кто получил эти техники от Гуру, должен хорошо питаться, иначе большая часть его плоти будет сожжена внутренним огнем. Элемент огня поднимается на расстояние, равное двенадцати пальцам, вверх из Муладхары в область за пупком (слово "паад" переводится как «расстояние в двенадцать пальцев»). Этот процесс интенсивно усиливает в теле элемент огня в целом и пищеварительный огонь в частности.
3.82 Випарита Карани изменяет течение праны и апаны, помещая прану на место апаны и апану на место праны. При успешной практике Випарита Карани, апана поднимается и, следуя определенным путем, входит в сердце. Сказано, что сердце — обитель праны. Только тогда, когда апана замещает прану, прана может покинуть сердце и определенным путем начать двигаться в Муладхару — оттуда она сможет войти в Сушумну. Поменять местами прану и апану — главная цель Випарита Карани.
Взглянув на весь процесс с другой стороны, можно сказать, что все мудры до сих пор выполнялись для остановки активности мозга и переживания состояния, подобного смерти. Выполнение Випарита Карани начинает новый процесс. В результате ее успешной практики достигается состояние анабиоза и проявляются все симптомы смерти тела — затухание пульса, отсутствие дыхания, замедление сердцебиения и прекращение циркуляции крови через сердце. Так подсознательный ум становится сознательным — и только с этого момента йогин может взяться за практику Ваджроли, Сахаджоли и Амароли.

Тадаги-мудра


ССС книга "Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха". Тадаги-мудра
Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.61: Сидя в Пасчимоттанасане, сделай живот полным, как пруд: это великая Тадаги-мудра (“печать пруда”), прогоняющая старость и смерть.

Пашини-мудра

Гхеранда Самхита (перевод на русский Регин).3.84-85:
3.84. Заложи обе ступни на шею, крепко держа их вместе, как петлю. Это Пашини-мудра, пробуждающая (Кундалини) Шакти.
3.85. Пашини – великая Мудра, дающая силу и процветание. Садхаки, желающие достичь Сиддхи, должны тщательно выполнять её.


Свами Сатйананда Сарасвати "Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха":
Простая форма: Примите халасану. Раздвиньте ноги на расстояние примерно полуметра друг от друга. Согните ноги в коленях и поднесите бедра к груди так, чтобы колени одновременно касались пола, ушей и плеч. Крепко обхватите руками ноги (вместе с головой). Дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на манипура-чакре. Удерживайте это положение как можно дольше, но без ощущения дискомфорта.
Более сложная форма мудры: Примите дви-пада-кандхарасану. Расслабьте все тело и закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на манипура-чакре.
Предостережение: Не перенапрягайте мышцы спины.
Польза практики: Это упражнение успокаивает нервную систему, позволяя, таким образом, достигнуть состояния пратьяхары; тонизирует мышцы спины и стимулирует спинные нервы, воздействуя посредством этого на все тело и оздоравливая его; массажирует органы брюшной полости и стимулирует половые органы.


ССС книга "Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха".
Пашини-мудра простая форма
 

ССС книга "Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха".
Пашини-мудра более сложная форма.
Дви-пада-кандхарасана

Список литературы по мудрам хатха йоги

  1. "Хатха Йога Прадипика" автор Сватмарама, комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод Липатов А.
  2. "Гхеранда Самхита" перевод на русский Регин А.
  3. "Асана, пранаяма, мудра, бандха" автор Свами Сатьянанда Сарасвати
  4. СШ - Йогатерапия (Новый взгляд на традиционную йога-терапию) Авторизованный перевод, примечания и дополнения Андрея Сидерского
  5. "Хатха Йога Прадипика" автор Сватмарама, комментарии Шри Шайлендры Шармы

Хаста мудры (Мудры руками)

Источник 1

Источник: http://marsyanna.livejournal.com/28272.html

Когда и где применять мудры?
Выполнять мудры можно в любое время и любом месте, пока руки не заняты и когда ощущаете необходимость в пополнении энергии. Но самым благоприятным временем является утро и/или вечер (оптимальный вариант — дважды в день).

Не следует делать мудры сразу после еды, приступить к занятиям можно не ранее, чем через час.

Если есть возможность, лучше найти уединенное место, где Вас никто не потревожит, хотя это не является обязательным условием.

В постели, во время тяжелого недуга, смотря телевизор или просто общаясь с кем-нибудь, на прогулке, в транспорте, на работе во время обеденного перерыва Вы можете использовать мудры как удачное дополнение к обычным жестам.

При этом совершенно неважно сидите Вы, стоите или идете, хотя лучшее положение, конечно, – сидя с прямой спиной, в позе «лотоса» или лежа.

Главное, Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли. Мудры лучше выполнять лицом на восток.

На руках желательно не иметь украшений — колец и браслетов.

По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудр увеличивается от 3 минут в начале до 30 минут при получении устойчивых навыков.

Большинство мудр дает немедленный эффект — Вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Если же перед вами стоят более серьезные проблемы, то потребуются дисциплина и настойчивость. Болезнь никогда не проходит за одну ночь, но времени для восстановления энергетического баланса потребуется меньше. Вспоминайте об этом каждый раз, когда будете лениться и пытаться нарушить регулярность применения мудр. Мудры, выбранные Вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде чем Вы ощутите положительные перемены в своем самочувствии.

Как работать с мудрами?

Огромное значение имеет настрой, с которым выполняются мудры. Приступая к занятиям, Вы должны быть абсолютно спокойны и уверены в том, что лечебные жесты принесут Вам облегчение. Забудьте о неприятностях и огорчениях, мысленно попросите прощения у тех, кого вы обидели, и сами постарайтесь простить того, кто обидел Вас.

При использовании лечебных жестов энергетические потоки нормализуются не только в организме того, кто их выполняет, но и в окружающем пространстве, Это значит, что мудрами можно лечить на расстоянии. Главное — испытывать искреннее желание помочь тому, кто в этом нуждается.

Если этот человек рядом с Вами, спокойно, стараясь не привлекать к себе внимания, подойдите к нему и начинайте делать мудру, которая больше всего подходит в данной ситуации.

Если Вы находитесь далеко, представьте себе адресата и мысленно удерживайте перед собой его образ в течение всего времени, пока выполняете упражнение.

Мудры, используемые в Кундалини йоге Йоги Бхаджана

Каждая область руки представляет различные эмоции или манеры поведения. Сгибая, перекрещивая, вытягивая пальца, а также прикасаясь ими к другим пальцам и участкам руки, мы можем эффективно влиять на тело и разум.

Гьян мудра (печать знания)

КАК: Кончик указательного (первого) пальца касается кончика большого пальца. Остальные три пальца прямые.
ЭФФЕКТ: Стимулирует знание, мудрость, восприимчивость и спокойствие.
ПЛАНЕТА: Юпитер; расширение.
Помимо пассивной формы Гьян мудры, описанного выше, существует и активная форма - когда указательный палец заведен под большой и подушечка большого пальца лежит поверх ногтя указательного пальца. Активная форма мудры передает нам те же свойства, но более интенсивно.

Шуни мудра (печать терпения)

КАК: Кончик среднего пальца (второго) пальца касается кончика большого пальца. Остальные три пальца прямые.
ЭФФЕКТ: Способствует терпению, самодисциплины, распознаванию, обязательству.
ПЛАНЕТА: Сатурн; повелитель заданий, принятия ответственности и мужества для сдержания обязательства.
Она хороша, если вы стремитесь выработать силу воли, настойчивость в практике и реализации аскез.

Сурья или Равви мудра (печать солнца, жизни)

КАК: Кончик безымянного (третьего) пальца касается кончика большого пальца. Остальные три пальца прямые.
ЭФФЕКТ: Восстановление энергии, укрепление нервов и хорошее здоровье, развитие творчества.
ПЛАНЕТА: Солнце; энергия, здоровье и сексуальность. Уран; крепкие нервы, интуиция, перемены.

Будхи мудра (печать ментальной ясности)

КАК: Кончик мизинца (четвертого пальца) касается кончика большого пальца. Остальные три пальца выпрямлены.
ЭФФЕКТ: Создает возможность (способность, объем) для ясной и интуитивной коммуникации, усиливает способности строить отношения и взаимодействовать с другими людьми, дружить, общаться, выражать себя, стимулирует развитие души.
ПЛАНЕТА: Меркурий; быстрота, ментальные способности коммуникации.

Пранам или молитвенная мудра (печать молитвы)

КАК: Ладони обеих рук и пальцев полностью прикасаются друг с другом. Внешний край подушечки большого пальца упирается в грудину.
ЭФФЕКТ: Нейтрализует позитивную сторону тела (правая сторона, солнце, мужской род) и негативную сторону (левая сторона, луна, женский род). На физическом уровне мудра балансирует полушария нашего мозга.
Существует наука для использования Молитвенной Мудры. Полярность в теле: между правой стороной, пингалой, и левой стороной, идой. Когда вы складываете правую и левую руки вместе, вы нейтрализуете позитивную и негативную полярности электромагнитного поля. Это действие создает нейтральное пространство в электромагнитном поле. Позиция суставов больших пальцев рук - в углублении грудины - это рефлекторная точка блуждающего нерва, одного из основных нервов, проходящего к шишковидной железе вверх по передней стороне тела. Это давление мгновенно вызывает секрецию гипофиза и шишковидной железы, создавая резонанс в мозге, выводящий мозг из нормального ритма в медитативное состояние. Это позволяет молитве молящегося исходит из сердца.

Замок Венеры

КАК: Для мужчин - переплетите пальцы, левый мизинец внизу. Поместите левый большой палец на промежуток между большим и указательным пальцами правой руки. Правый большой палец надавливает на мясистый холм у основания левого большого пальца. Для женщин - местоположение больших пальцев противоположное, и правый мизинец находится внизу.
ЭФФЕКТ: направляет сексуальную энергию по нужным каналам и способствует балансу эндокринной системы, возможность с легкостью концентрироваться.
ПЛАНЕТА: Холмы (мясистые участки) в основании больших пальцев представляют Венеру; чувственность и сексуальность. Большой палец представляет эго.

Замок Медведя

Поместите левую руку на уровне груди ладонью наружу, большой палец вниз. Правую руку поместите на том же уровне, над ладонью к груди. Захватите пальцами одной руки пальца другой руки, образуя единый кулак. Эта мудра используется для усиления концентрации и стимуляции сердца.