Главная > Йога > Семинары > Фото-отчёт о Йога-туре путешествии по Индии с Киселёвыми Алексеем и Татьяной часть 2

Фото-отчёт о Йога-туре путешествии по Индии
с Киселёвым Алексеем и Киселёвой Татьяной
часть 2: 2016 год 26 марта -2 апреля

Оглавление:

День 0 (26 марта) Сели в поезд Дели

Вечером приехали в Дели на железнодорожный вокзал, нашли свой поезд Дели-Варанаси. Понравилась система нумерации вагонов. Сначала идёт буква, которая обозначает вид/класс вагона (сидячий, 1-, 2- или 3-го класса, общий и др.), а потом порядковый номер этого вида вагона в составе. Мы ехали в вагоне второго класса. По количеству мест он похож на наш плацкарт (4 места с одной стороны и два боковых места с другой), но более продуманный. 4 места и боковые отделяются своими шторками. Везде есть работающие розетки. Мы заряжали свои гаджеты и тайком кипятили себе чай (тайком, т.к. обычно пользоваться обогревательными приборами запрещено в Индии). Есть несколько выключателей, отключающих отдельно свет в разных частях купе и отдельный выключатель вентилятора, который обеспечивает 6 мест и расположен в проходе.

Очень повезло с соседями. В вагоне самыми громкими были мы, хотя говорили не очень громко :) С нами ехала интеллигентного вида женщина, а как только мы попросили мужчину поменяться с нашей девушкой, он сразу согласился. Возможно, что такая выборка соседей связана с разницей в цене билета между 2 и 3 классом почти в 2 раза, а может просто повезло.


Поезд Дели-Варанаси

Поезд Дели-Варанаси

Дели

Поезд

День 1 (27 марта) Приехали в Варанаси, Ганга Арати на Аси Гхате

Приехали в Варанаси на поезде в вагоне 2 класса. Стояла сильная жара и духота. Местное население Варанаси отличается от населения тех штатов Индии, в которых мы уже были. На вокзале на нас буквально набросились водители и шумно между собой решали, с кем мы поедем до отеля. Сумму переезда удалось уменьшить втрое :) Забегая вперед, хочется отметить, что такое количество попрошаек, факиров и прочих желающих тебя надуть, мы не видели ни в одном городе Индии (хотя опыт у нас пока ещё не большой)! Особенно удивил «духовный материализм» в виде fix price на donation в храмах, которая составляла в среднем 100 рупий с белого человека :)) Сложилось ощущение, что тебя везде пытаются надуть :)И в тоже время что-то было в этом городе, что сильно притягивало и влекло.

После заселения в отель, пообедав, вечером пошли на Аси гхат, где наблюдали за вечерней пуджей Ганге - Гангаарти. Три молодых брамина подносили огонь, благовония, воду, трубили в раковины. Брамин постарше руководил процессом, ещё человек 10 обслуживали процесс. Церемония красочная, занимает около часа. После церемонии можно подойти к Ганге и пустить тарелочку с цветами и огнём и у браминов поставить тилак.

День 2 (28 марта) Экскурсия по храмам Варанаси

Второй день посвятили посещению храмов: утром отправились в Храм Дурги (Красный Храм), Тулсидас Темпл (Храм Вишну) – в котором все стены расписаны эпосом Рамаяна, Манки Темпл и Шри Вишванатх Темпл (на территории университета) – в который успели за 20 минут до дневного закрытия и поприсутствовали на пудже. Во всех храмах с 12.00 до 16.00 перерыв, поэтому во второй половине дня отправились на другой берег Ганги в форт РамНагар, на территории которого расположен музей вооружения. Считается, что на второй берег Ганги Шива отправляет души умерших, поэтому там ничего не строят. После РамНагара отправились в Храм Бхарат Мата Мандир – единственный храм, посвящённый матери Индии, как богине. Всю центральную часть Храма в углублении занимает трехмерное изображение карты Индии и прилегающих к ней территорий. Вечером была экскурсия на лодке по гхатам Варанаси, часто экскурсии заключалась в наблюдении за церемонией Гангаарати на главном гхате (Дашашвамедх Гхат - Dasha-shvamedha Ghat) – зрителей было больше, чем на Аси Гхате, смотрели как с суши, так и с лодок, молодых браминов было уже 5. Проплывали 2 гхата, на которых производятся кремации: Харишчандра Гхат (Harish-chandra Ghat) – электрический (он дешевле и людей на нем меньше), на втором гхате (Маникарника Гхат - Manikarnika Ghat) сжигают с помощью огня и дров.

День 3 (29 марта) Рассвет на Ганге, Сарнатх

С утра отправились встречать рассвет на лодке, проплывая от Асси-гхата до Маникарника-гхата, на котором проводятся ритуальные кремации, и обратно. Позавтракали и поехали в Сарнатх – место, где Будда прочитал свою первую проповедь.

Поначалу нас озадачило, что вся территория огорожена заборами, которые разделяют разные достопримечательности. Потом поняли, что за посещение каждого места берётся отдельная плата, везде отдельный человек навязывает свои услуги показать-рассказать о данном месте и отдельные люди просят деньги за то, что ты поставил обувь на специальные бесплатные стеллажи. В общем зарабатывают как могут! :)

На территории Сарнатха посетили джайнский храм традиции дигамбара (одетых небом) 1824 года, построенный в честь 11 тирханкара Шреяншнатха. Служитель храма прочитал нам лекцию-презентацию минут на 20 с наглядными картинками и фотографиями об истории этого храма, джайнизме и своими фотографиями с главным гуру храма.

Посетили музей Сарнатха, в котором выставлено большое количество статуй и верхняя часть столпа Ашоки, которая изображена на гербе Индии.

На территории Сарнатха есть несколько ступ – Дхамекха ступа и Чаукханди ступа. И здесь стоял столп Ашоки от которого осталось только место с указателем, что он здесь стоял. Они находятся в красивом огороженном парке, вход в который платный. Зато там не так много людей и очень спокойно. Сарнатх является местом паломничества японских буддистов, некоторые стоят или сидят на удалении от ступы Дхамекх и начитывают манры из своей книжечки.

Посетили храм Мулагандха Кути Вихара и были около дерева Бодхи, потомка дерева, под которым в Бодх Гайе Будда достиг просветления. У дерева встретили большую группу японских туристов-паломников, которым монахи-экскурсоводы в микрофон прочитали лекцию, все вместе хором пропели мантру, покрутили барабанчики и поехали дальше. После японцев мы ещё некоторое время постояли у дерева в образовавшейся тишине, чтобы прочувствовать это место.

На поездку в Сарнатх у нас было 6 часов и водитель нам намекал, что время уже закончилось и пора возвращаться обратно, к тому же было жарко и мы уже достаточно поджарились на солнышке. Поэтому, хотя мы ещё не всё успели посмотреть, вынуждены были поехать домой.

День 4 (30 марта) Прогулка по Гхатам.

Позавтракали и отправились пешком гулять по гхатам. Время 9 утра, а уже очень жарко. К обеду гхаты становятся похожи на одну раскаленную плиту.

Проходя Харишчандра Гхат, на котором проходит электрическая кремация, обратили внимание на два погребальных костра перед ним. Поразило отношение, когда родственники делали селфи на фоне сгорающего тела. Сразу же за гхатом мужчины стирают одежду. Может она лучше стирается от пепла умерших…

Позже видели уже профессиональных прачек-мужчин. Постиранная одежда расстилалась на горячих камнях гхатов.

Гуляя по гхатам, на Кедара Гхате посетили храм Кедарешвар – храм Шивы, который мифологически связан с Кедарнатхом в Гималаях. На входе нас встретила женщина, которая повела нас в небольшую пристройку при храме спела с нами Гаятри манту и попросила с каждого по 100 рупий – положили в донейшн бокс по 10 рупий и пошли в храм. Там к нам пристал следующий индус, навязывая свои услуги. Мы его проигнорировали и пошли. Потом, когда ещё одна наша девушка вошла в храм, но всё же её увёл к какому-то угловому алтарю (Лёша пошёл с ней) и сказал, что ей надо обязательно положить 100 рупий. Они с Лёшей поклонились божеству и пошли дальше.

Затем по берегу дошли до МанМандир Гхата, на котором стоит музея при обсерватории, но когда с нас попросили 100 рупий за вход в музей, памятуя вчерашнее мы подумали, что нас опять разводят )), к тому же билеты были точно такие же как вчера в Сарнатхе, мы долго возмущались и ушли. Потом уже снаружи на объявлении увидели, что для иностранцев действительно вход 100 рупий!). Однако решили уже не возвращаться.

После отправились в самый священный храм Варанаси – Каши Вишванатх или «Золотой Храм». Храм находится в лабиринте маленьких улиц, разглядеть его сложно. Можно понять, куда сворачивать, по надписям на деванагари и по потоку людей, следующих в храм. Перед входом в храм надо сдать вещи в камеры хранения, мы решили просто разделиться на 2 группы. Одна группа сидела в милой кафешке недалеко от входа в храм пока другая его посещала, а потом поменялись. Чтобы попасть в храм, индуисты встают в большую очередь. Нам сказали пройти отдельно, при этом прежде чем попасть в храм, мы отстояли свою небольшую, но очень медленную очередь – у нас брали загранпаспорта и фиксировали их в своем журнале. Храм старый, красивый. Самая главная святыня храма – лингам Ади Вивешвара, который находится в серебряном углублении на полу и вокруг него вьется серебряная кобра. Жалко, что большой поток людей не позволил нам долго находиться на его территории и больше прочувствовать святость этого места.

После Золотого Храма разделились: часть людей поехала домой, а мы с Лёшей и Аллой отправились на Маникарника Гхат – один из двух гхатов Варанаси, где кремируют людей и где горит вечный священный огонь. По дороге познакомились с русской девочкой из Питера, которая хорошо знает местные обычаи. Она проводила нас на главный гхат и провела небольшую экскурсию. Фото и видеосъемка здесь запрещена. На главном гхате горели тела умерших, рядом с костром или в тени зданий стояли их родственники, работники гхата, рядом ныряльщики, вылавливающие украшения и золото из воды, тут же прячутся от солнца коровы, собаки… С одной стороны, привычная жизненная суета, с другой стороны, ощущение, что за этой суетой что-то остановилось, начало и конец всего, состояние непонятной тишины и безмолвия.

После пребывания на Гхате кремации, решили посетить его еще раз уже вечером, взяли лодку и отправились на ней домой. Цену с 500 рупий с человека скинули до 150 рупий на 3-их :)По пути обратно с лодки удалось немного пофотографировать Маникарника гхат. Но когда с берега начали кричать не фотографировать, перестали это делать. Первый раз видели, как буйволы спасаются от жары – входят в реку и на поверхности остаётся только часть головы.

День 5 (31 марта)

Таня осталась в гостинице практиковать йогу на крыше, остальные к 6 утра отправились на Асси Гхат. Нам сказали, что утром там индийцы практикуют йогу. Сначала была пуджа Ганге, потом пока разбирали инвентарь, на сцене музыканты играли на ситаре. Индийцы в это время рассаживались на приготовленные ковры на полу и на ступени гхата. Практика йоги началась с капалабхати, бхастрики, нади шодханы, потом ,была разминка для тела минут на 10 и закончилось всё симха крийей, групповым хохотанием и троекратной мантрой Ом. Затем индусы встали и пошли на работу, а мы вернулись за Таней.

После утренней практики йоги и завтрака мы отправились искать дом-музей Лахири Махасаи – индийского святого, йогина, великого учителя крия-йоги, ученика Шри Бабаджи. Дом нашли не сразу, петляли по узким улочкам и в итоге вышли к той самой двери с вывеской B.Lahiry и адресом. Постучались несколько раз, никто не отрыл. Присели в ожидании у двери. Минут через 15 появился брамин с ключами, открыл дверь, но зайти внутрь не разрешил. На все расспросы отвечал с улыбкой на лице: «Нет-нет, сюда нельзя». Мы в недоумении постояли немного у двери, а потом пошли гулять по главной улице. После этого случая сначала понимаешь, что Индия открывает дверь всем, кто туда приезжает, но когда здесь находишься подольше, понимаешь и обратное: хотя туристические места доступны всем, но если что-то хочешь узнать поглубже, нужно либо некое разрешение, либо везение (хорошая карма), либо надо еще намотать несколько поездок по Индии, чтобы это «что-то» тебе открыло двери. И все самое важное здесь – то, что не на виду.

Вечером этого же дня нам повезло намного больше. Это был наш последний вечер в Варанаси, и мы отправились на Маникарника гхат – основное место кремации. Уже совсем стемнело. Пребывая на гхате и ощущая энергетику места, к нам подходило несколько людей, норовя сделать экскурсию по гхату, конечно же, за определенную плату. Честно говоря, хотя мы и не так много были в Индии, но пока не видели ни одного подобного города, как Варанаси, в котором так стараются заработать разными способами на туристах ).

Находясь на гхате, мы смотрели снаружи на храм, в котором проходила пуджа и послушники самоотверженно били в барабаны так, что звук распространялся еще далеко за пределы смашана. Внутрь зайти мы не решались - там кроме служителей и еще 2 человек никого не было. В какой-то момент нас заметил один из людей, проводивших пуджу, и позвал нас внутрь. Внутри темла звук от звенящих барабанов вырос до таких размеров, что даже чувствовалась боль в ушах. Стоять было сложно и было очень-очень странное состояние. Вся пуджа заняла по времени где-то час. Все время пока несколько человек стучали в барабаны, садху в храме читал мантры и делал священный обход внутри. Видно было с какой концентрацией он читает и с какой концентрацией все остальные выполняют действие! После пуджи нам помазали лоб пеплом и дали прасад, часть которого надо было кинуть в огонь, дальше мы побрели по гхатам домой, все еще пребывая в очень странном состоянии. Лично для меня это было одним из самых сильных мест нашего путешествия!

На следующее утро стали готовиться к отъезду. Пошли попрощаться с Гангой. Двое людей из нашей группы сделали омовение в священных водах Ганги. Вода здесь, конечно, не такая чистая, как в Ришикеше, но по их словам, после омовения остались самые приятные ощущения!

День 6 (1 апреля) Выезд из Варанаси

Утром стали готовиться к отъезду. Пошли попрощаться с Гангой. Лёша и Алла сделали омовение в священных водах Ганги. Вода здесь, конечно, не такая чистая, как в Ришикеше, но по их словам, после омовения остались самые приятные ощущения! Одновременно с их купанием на этом же гхате кто-то стирал одежду, а кто-то чистил зубы :)

В 7 вечера нашим небольшим поставом в 6 человек сели в поезд Варанаси-Агра. Купили 5 билетов в вагон 3 класса (это наш плацкарт, но с 3мя полками) и 1 билет в вагоне 4 класса Slepper (это как наш общий вагон), так как других билетов не было. В Slepper никто не пошел и мы с Лёшей ехали на одном месте. Удивительно было то, что при проверке билетов наш проводник даже и не обратил внимание на Алексея! :)Дальше было еще интереснее – когда все легли спать, уже ночью в вагон зашла индийская семья с маленькими детьми. Папа разбудил наших друзей и стал требовать освободить места. Все проснулись, ребята показали билеты и попросили показать билеты индусов, но они отказались. Началось всем вагоном выяснение, кто прав, а кто нет, к нашему сожалению английский они не понимали или не хотели понимать. Наконец-то, через какое-то время, появился контролер и объяснил нашим ребятам, что им сильно повезло в 12 ночи :)): им нужно освободить свои места, а самим переехать в более комфортабельный вагон 2 класса (наш плацкарт). Как мы поняли, в Индии такая система, что твои места могут заново перепродаваться, при этом тебя могут переселить в другой вагон более высокого класса, правда, в любое время суток :)


Купание в Ганге

Купание в Ганге

Купание в Ганге

В поезде

В поезде

Три полки

До встречи, Варанаси!

День 7 (2 апреля). Агра за один день.

Утром в поезде сосед индус спросил во сколько приезжаем. Я ему сказал, что в 6:10. Индус ответил, что это понятно, ну а насколько опаздываем? Я не нашёлся, что ему ответить :)Позвонив кому-то по телефону, он мне сообщил, что всё нормально, он узнал, опаздываем на 20 минут :)

В Агру прибыли в 6 утра. Уселись в зале ожиданий, по мобильному интернету выбрали и забронировали гостиницу в Агре, дождавшись открытия касс в 8 часов, купили на вечер билеты до Дели. В 9 утра заселились в отель и позавтракали. На экскурсии по Агре у нас был 1 день. Проблема с передвижением по Агре решилась сразу же, как мы приехали на вокзал: водитель рикши предложил довести до отеля, а потом предложил повозить по Агре.

В XVI-XVII в. Агра была столицей Могольской империи, которая в то время захватила Индию. В Агре есть несколько памятников культуры, которые считается обязан посмотреть любой посетитель этой страны.

Сначала поехали на противоположную сторону р.Ямуна рядом с садом Махтаб Багх (mehtab bagh) посмотреть на Тадж-Махал с противоположной стороны. Дорогу к реке преградили строители и сидевший рядом полицейский, показал, что проход дальше закрыт. Затем поехали в «Маленький Тадж» («Baby Taj», официальное название которого - «гробница Мирзы Гхият Бага»), который представляет собой точную копию Тадж-Махала, только в уменьшенном виде, своего рода трехмерный макет. Далее отправились в сам комплекс Тадж-Махал. Попасть в него оказалось непросто: необходимо было отстоять длинную очередь и пройти пункты проверки личных вещей, да и цена оказалась недешевой – 1000 рупий за вход. Тадж-Махал внесён Юнеско в список всемирного наследия. Его строили 12 лет 20 тысяч рабочих. Внутри Тадж-Махала было запрещено фотографировать, сидеть и говорить, тем не менее все индусы нарушали правила, делали селфи и щебетали. Тадж так построен, что громкость сказанного слова сильно увеличивается и звук сохраняется ещё 16 секунд – это очень чувствовалось! Тадж так сильно светился на солнце, что всё время хотелось щуриться. Огромное и красивое строение и территория вокруг него! После Тадж-Махала отправились в Красный Форт – это дворцовый комплекс за крепостными стенами, в котором есть мечети, дворцы, мавзолеи и сады. В течение часа изучали строение Форта, гуляли по многочисленным его ходам, и наверняка куда-то не заглянули. Любовались видом с него на Агру, Ямуну и виднеющийся вдали Тадж-Махал.

Погода была очень жаркая, замученные и переполненные впечатлениями мы уже страшно хотели в номер – принять душ, охладиться и поесть! :)Вернулись домой к 4 часам. Поужинали и отправились на другой вокзал Агры. Поезд опоздал на 40 минут. На этот раз взяли сидячие места, т.к. до Дели на экспрессе ехать всего 3 часа. Попрощались с группой на перроне перед посадкой, т.к. все ехали в Дели, а мы с Таней ехали в этом же поезде в другом вагоне и выходили раньше.