Неделя — единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. В большинстве современных календарей, включая Григорианский календарь, неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Семидневная продолжительность недели закреплена в Международном стандарте (ISO 8601).
Примеры длительности недель:
Вавилоне, за ними Рим (, а за ними и вся Западная Европа используют 7-ми дневную неделю. Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.
первоначально римляне использовали восьмидневные недели — нундины (лат. nundinae), в которых дни обозначались буквами: A, B, C, D, E, F, G, H
Во многих регионах Западной и Центральной Африки была распространена четырёхдневная неделя. Неделя состояла из 4 дней, месяц — из 7 недель, год — из 13 месяцев плюс 1 день.
Древние египтяне использовали 10-тидневные недели (декады). Год состоял из 36 недель по 10 дней каждая.
Древние майя в календаре Цолькин применяли 13-тидневные и 20-дневные недели.
Аргументы в пользу длительности недели в 7 дней
I. Привязка к лунному месяцу Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность цикла изменения фаз Луны составляет около 28 суток и его можно разбить на 4 части по семь дней:
первая четверть – увеличение Луны от узкого серпа, носящего название неомения, до половины полного диска;
вторая четверть – дальнейший рост Луны до полнолуния, когда виден весь диск естественного спутника Земли;
третья четверть – уменьшение лунного диска до половины;
четвертая четверть – дальнейшее уменьшение до новолуния, когда Луна абсолютно не видна.
II. Аврамические религии В Ветхом Завете содержится описание сотворения мира, в котором перечисляются следующие друг за другом дни творения: день один (Быт. 1:5), день второй (Быт. 1:8), день третий (Быт. 1:13), день четвёртый (Быт. 1:19), день пятый (Быт. 1:23), день шестой (Быт. 1:31). Вслед за этим Бог … почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2), а также благословил … и освятил его (Быт. 2:3).
С религиозной точки зрения, семь дней творения послужили прообразом недели, к седьмому дню которой человек должен завершить свои дела и посвятить его Богу.
Недельный цикл как таковой появляется в описании исхода евреев из Египта (Исх. 16:4—5):
И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.
Согласно представлениям христиан, недельный цикл не меняется со времён Моисея, законы которого требовали соблюдения субботы (Исх. 20:8—10, Втор. 5:12—14) как для отдыха (Втор. 5:14), так и в память о шестидневном сотворении мира (Исх. 20:11).
III. Астрологическая аргументация
Геоцентрическая система мира. Атласа Андрея Целлария Harmonia Macrocosmica (1708)
Наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение священного значения числа семь.
Астрономия была очень важна для Древнего Вавилона (19 – 5 век до н.э.), поскольку она тесно переплетена с астрологией. Множество наблюдений делалось не ради научных исследований, а в астрологических целях (предсказание будущего). Благодаря этому, вавилоняне вели астрономические наблюдения веками, вавилонская астрономия достигла больших успехов в календарной системе и развитии астрономии как науки.
Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова "блуждающий"). Был создан халдейский ряд - последовательность видимых невооруженным глазом небесных тел Солнечной системы, расставленных по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звёзд: Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна.
В последствии в европейскую культуру халдейский ряд стал основой порядка планет в геоцентрической системе мира (Земля неподвижна, а вокруг которой вращаются Солнце, Луна, платины и звёзды) Птолемея (жил в 100-170 гг.н.э.). Расстояния планет от Земли по Пталамею возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.
Планета управитель каждому из 24 часов суток по дням недели
Не позднее периода Нововавилонского царства (626—539 годы до н. э.) в вавилонском календаре появилась «астрологическая» неделя.
После разделения суток на 24 часа вавилонцы каждому часу поставили в соответствие планету-управителя. Расстановка планет начиналась с первого часа согласно халдейскому ряду. Таким образом, первый час суток управляется Сатурном, то второй час управляется Юпитером, третий — Марсом, далее Солнцем, Венерой, Меркурием и Луной. Эта последовательность планет повторяется каждые семь часов. Следовательно, двадцать пятый час, или первый час следующего дня, управляется Солнцем, а сорок девятый час, или первый час после следующего дня, управляется Луной. Таким образом, если день помечать планетой, которая управляет первым часом, то за днём Сатурна следует день Солнца, затем следует день Луны, Марса и так далее.
Звезды магов
Схематическое изображение циклической последовательности смены управителей дней известно под именем Звезды магов. В этой схеме лучи звезды проведены так, что соединяют планеты в той последовательности, в которой планеты управляют днями недели, при этом вокруг звезды планеты расположены согласно халдейскому ряду. Термин Звезда магов часто выступает в астрологической и магической литературе как синоним понятия халдейский ряд.
Соотношение дней недели и богов
Практически все исследователи считают, что обычай соотносить названия планет с богами возник именно в Вавилонии.
Боги Вавилонии и дни недели
1-й (воскресенье) Солнцe (Шамаш) - бог солнца у ассирийцев и вавилонян. Другое имя «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера), он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. В молитвах и гимнах Шамаш назывался царём, врачевателем, праведным судьёй. Считалось, что он подаёт свет, даёт полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мёртвых. Изображался Шамаш в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове,
2-й Син (Луна) или Нанна - бог Луны в шумеро-аккадской мифологии. Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем,
3-й Нергал (пл. Марс) - бог войны, мора, внезапной смерти, истребления и смерти. Владыка преисподней,
4-й Набу (пл.Меркурий) - бог мудрости, покровитель писцового искусства, писцов и каллиграфов, бог растительности. Его символ — палочки для письма,
5-й Мардуку (пл.Юпитер) - верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии,
6-й Иштар (пл.Венера) - центральное женское божество аккадской мифологии: богиня плодородия и плотской любви, войны и распри,
7-й Ниниб (пл.Сатурн) или Нинурта - в шумеро-аккадской мифологии бог грома, весенних дождей и наводнений, а также пашни; рассматривался также, как бог войны. Нинурта изображался воином с луком и стрелами, сжимающим шарур - волшебную говорящую булаву. Иногда он представал с воинственно поднятыми крыльями за спиной. Первоначальным его именем было Имдугуд («Дождевое облако»), а сам бог олицетворял грозовую тучу, появлялся в облике чёрной птицы с головой льва и громовым криком. Позднее Нинурта получил человеческий облик.
Боги римские и греческие
Римляне назвали дни недели по семи светилам халдейского ряда, используя имена богов римской мифологии: суббота — день Сатурна, дальше — день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры.
1. Сол (лат. Sol) — в древнеримской религии бог солнца. Вначале он ассоциировался с Янусом и только в поздней Римской империи появляется как независимый бог солнца, Sol Invictus. Атрибуты бога — крылатые кони, запряжённые в золотую колесницу. У греков богом Солнца был Гелиос 2. Луна (лат. Luna) — в древнеримской мифологии богиня Луны. Вероятно, что под именем Луны подразумевалась богиня Диана, культ которой перешёл к латинянам из Кампании. Диа́на (лат. Diāna) в римской мифологии — богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.
3. Марс (лат. Mārs, др.-лат. Māvors, лат. Mārspiter «Марс-отец») - изначально был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падёж скота, либо отвратить их. Позднее Марс был отождествлён с греческим Аресом и стал богом войны. Во многих романских языках в честь Марса назван день недели — вторник (молд. и рум. marţi, исп. martes, фр. mardi, итал. martedì).
4. Меркурий (Mercurius, Mircurius, Mirquurius) — в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера. В древнегреческом пантеоне Меркурию соответствует Гермес.
5. Юпитер (лат. Iūpiter и лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян. Соответствует древнегреческому Зевсу;
6. Венера (лат. venus, род. п. veneris «плотская любовь») — в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания. Соответствует древнегреческой Афродите.
7. Сатурн (лат. Saturnus) - древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Символом Сатурна - серп, знак земледелия. Соответствует греческому Кроносу — богу земледелия, который, по мифическому сюжету, пожирал своих детей.
Скандинавские боги
Олицетворение дней недели мы видим и в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.
Понедельник – Monday (англ.) перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.).
Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс. В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу, аналога Марса.
Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).
Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.
В славянских "среда", "середа", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели.
Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).
А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.
Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.
Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.
Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.
Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
Подробнее о Богах:
Соль, Суль или Сунна - в скандинавской мифологии персонификация Солнца, сестра Мани (месяца). Она освещает мир магическими искрами, вылетающими из Муспельхейма (огненное царство, страна огненных великанов). Отсюда и происходит современное Sunday – древнеанглийское Sunnandæg (произносится [sun.nan.dæg] или [sun.nan.dæj) означает «день Солнца».
Бог Мани – в скандинавской мифологии персонификация месяца, брат Соль (Солнца). Она считалась следующей по старшинству и почиталась во второй день недели, называвшийся «Мун’з дег». Отсюда современное Monday - древнеанглийское Mōnandæg (произносится [mon.nan.dæg] или [mon.nan.dæj') означает «день Луны».
Тюр, Тир или Тиу (Týr, также Ziu) — в германо-скандинавской мифологии, однорукий бог чести и войны. Cын Одина и великанши. Именем этого бога в германских языках было заменено имя римского бога Марса в названии вторника (лат. Martis dies) — норв. Tirsdag, англ. Tuesday.
Один, или Вотан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-сканд. Óðinn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии. Один - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.
Тор (др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, буквально «гром») - в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молний, бурь и плодородия, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.
Фрейя (др.-сканд. Freyja — дама); также Ванадис (др.-сканд. Vanadís — дочь Ванов); Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя (др.-сканд. Gefn, Hörn, Mardöll, Sýr, Valfreyja) — в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны, предводительница валькирий, управляет плодородием, урожаем и жатвой.
Индийские боги
Сурья, Чандра, Мангала, Будха, Брихаспати
Шукра, Шани, Раху, Кету
Наваграха (санскр. नवग्रह) — девять небесных тел (грах) в индийской астрономии и астрологии. Слово граха часто переводят как «планета»: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, Солнце, Луна, Раху (северный лунный узел) и Кету (южный лунный узел). Каждая из Наваграх имеет свою персонифицированную форму в виде небесных существ, которым поклоняются как божествам. Главным божеством считается Сурья, при дворе которого находятся все остальные грахи.
В ведической астрологии принято считать, что каждая из грах обладает определённой энергией и оказывает специфическое воздействие на человеческий ум.
Грахи связанные с днями недели:
1. Су́рья (санскр. सूर्य Sūrya «солнце»), Савитри, Рави - входил в триаду ведийских богов наряду со своими братьями Индрой и Агни. Он также был частью триады природных сил вместе с Агни и Ваю. Как Солнце в неподвижной Вселенной он почитался как бог всего, что движется. Он устраняет тьму, согревает мир, даёт пищу и дарит жизнь. Его свет избавляет от тьмы, проказы и нищеты.
Сурьи может отражать солнечный характер божества: у него сверкающие золотые волосы и руки. Сам он восседает на золотой колеснице, запряжённой семью красными кобылами или одной кобылой, но с семью головами. Лошади олицетворяют семь солнечных лучей или цвета радуги, рождающейся от солнца. Колесничими являются братья-близнецы, его сыновья Ашвины[2].
2. Сома (санскр. सोम) , Чандра (санскр. चन्द्र) — буквально «сверкающий», на санскрите «луна») — в индуизме имя бога Луны, управитель дня понедельника.
Сомы - ритуальный напиток у индоиранцев и в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, персонифицируемый как божество. В Ригведе восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Рассматривается как царь лекарственных растений. Упоминают Сому, как нектар, источаемый Луной.
Чандра считается воплощением бога Сомы и сыном Риши Адити. В «Бхагавата-пурана» характеризует Чандру как "жизнь всего живого", поскольку от Луны исходит живительная прохлада, благотворно влияющая на посевы. Другие имена: Маномая — поскольку Чандра является божеством, которое управляет умом каждого живого существа. Аннамая, поскольку даёт энергию роста всем растениям. Чандра назван Амритамая по причине того, что он является источником жизненной силы всех живых существ.
3. Мангала (санскр. मंगल, IAST: Maṅgala) — название Марса в индийской астрологии. Марс на санскрите также называют Ангарака («красноцветный») и Бха́ума («сын Бхуми»). В индуистской мифологии, Мангала — это бог войны. Мангала практикует целибат и является учителем оккультных наук. В индуистском искусстве Мангала изображается с кожей красного или огненного цвета, с четырьмя руками, в которых он держит свои атрибуты: трезубец, булаву, цветок лотоса и копьё. Его ваханой (ездовым животным) является баран.
4. Будха (санскр. बुध, IAST: budha, «пробуждающий», «мудрый») — в индуистской мифологии персонификация планеты Меркурий. Эта планета оказывает влияние на образование, способности к бизнесу, а также к устной и письменной речи. Буддха, родственное к слову буддхи ("интеллект").
Будха нейтрален, эмоционален, радостен, и вечнозелен. Он известен своим остроумием, мудростью, и способностью к коммуникациям. Связан c дыхательной и нервной системой, и речью, Меркурий делает людей гибкими, квалифицированными, умными, и деликатными.
Он изображается путешествующим верхом на льве с хоботом слона, что показывает его двойственную природу Меркурия. Лев символизирует мудрость и слон память. В своих руках Меркурий держит лук и стрелу, чтобы поражать цель, диск Вишну для защиты, и раковину для освобождения.
5. Брихаспати (Брахманаспати) (санскр. बृहस्पति, «господин брахмана (молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме. Персонификация планеты Юпитер. Часто его называют Вачаспати — «господин речи». В эпосе и пуранах Брихаспати являлся жрецом и наставником богов (отсюда одно из его имён — Гуру).
Брихаспати почитали ради получения богатства и сыновей.
6. Шукра (санскр. शुक्र, IAST: Śukra «ясный, чистый, белый») или Шукрача́рья (санскр. शुक्राचार्य) — наставник дайтьев (расса великанов) и гуру асуров ("демонов"), владеющий знанием о воскрешении мертвых.Отождествляется с планетой Венерой, управитель дня пятницы.
Согласно разным источникам, ваханой Шукры являются верблюд, лошадь или крокодил. В своих руках он держит трость, чётки и цветок лотоса, а иногда — лук со стрелами.
7. Шани́ (санскр. शनि, IAST: Śani), в индийской астрономии и астрологии — планета Сатурн.
Шани при жизни награждает или заставляет страдать человека за результаты его действий, тогда как Яма карает или вознаграждает индивида после его смерти. Шани считается величайшим учителем. Он приносит много страданий тем, кто следует по пути предательства и несправедливости. Он рассматривается как величайший благожелатель и как дающий величайшие страдания.
В индуистском искусстве, Шани изображают с кожей тёмного цвета, одетым в чёрные одежды, держащим в руках меч, стрелы и два кинжала, сидящим на своей вахане — чёрном вороне, или злым, уродливым стариком.
Нумерация дней недели и начало недели
Карта мира, показывающая первый день недели в разных странах (согласно проекту CLDR - сведения, учитывающие специфику страны, и, используемые для настройки операционных систем компьютеров) — понедельник;
— пятница;
— суббота;
— воскресенье.
Во многих языках мира некоторые дни недели пронумерованы.
Примеры нумерации дней недели в разных языках
Так, в греческом языке понедельник называется "Вторая", вторник – "Третья", среда – "Четвертая", четверг – "Пятая" (день по-гречески женского рода).
В еврейском календаре "Геулим" дни недели обозначаются первыми буквами еврейского алфавита, кроме субботы ("шаббат"), дни недели на иврите названий не имеют. При этом важен факт, что буквы еврейского алфавита также имеют числовое значение.
Пронумерованы дни недели в китайском и японском календарях, у народов Литвы, Латвии, Эстонии. Номером первым обозначен здесь наш понедельник, но в грузинском, армянском, арабском языках понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику – день с номером 3 и т.д. Подобная традиция нумерации дней берет начало в Древнем Вавилоне. День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название "шаббат" – покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки (например, итальянское – sбbato). Во многих странах день отдыха перенесен, но счет по-прежнему ведется от субботы.
У некоторых народов нумерация получилась очень любопытной. Так, в грузинском языке (почти как в пословице «семь пятниц на неделе») оказалось пять суббот. Кроме просто субботы – шабати, существует "вторая суббота" (оршабати) – понедельник, "третья суббота" (самшабати) – вторник, "четвертая суббота" (отхшабати) – среда, "пятая суббота" (хутшабати) – четверг. Пятница и воскресенье называются соответственно "параскеви" и "квира". В персидском календаре суббот в неделе даже шесть. Шамбэ – суббота, йек-шабмэ – воскресенье, до-шамбэ – понедельник, се-шамбэ – вторник, чехар-шамбэ – среда, пенд-шамбэ – четверг. День, соответствующий пятнице, носит название "джома" ("день соединения" - священный день у мусульман).
В настоящее время понедельник как первый день недели зафиксирован в Международном стандарте ISO 8601, пункт 2.2.8. Данный стандарт был впервые опубликован в 1988 году.
Нумерация и название дней недели в славянских языках
В славянских языках, а также в венгерском, счет дней недели, отраженный в их названиях, ведется не от субботы, а от "воскресенья". В языке-прародителе нынешних славянских воскресенье называлось "неделей", и это название сохранилось в современных языках, кроме русского, в котором после принятия Русью христианства сначала первый день празднования пасхи, а с XVI в. праздничный день любой недели стал называться воскресеньем, а неделей весь семидневный период. Впрочем, в православном календаре праздничный день так и называется неделей, а русская неделя – седмицей.
Само название "неделя" означает "день, в который ничего не делают" (не занимаются делами) изначально обозначал воскресенье.
Подытожим историю появления названий дней недели в русском языке:
Понедельник – это "день после недели" (после воскресенья). Так же как "пополудни" - время после полудня
Вторник – это "второй день после недели"
Среда – по некоторым данным была действительно средним днем, так как "неделя" (воскресенье) когда-то была первым днем седмицы (по Ветхому Завету суббота является последним, седьмым днем недели)
в старославянском языке встречается и более древнее название среды – третийник
Четверг – 4-й день
Пятница – 5-й день
Суббота - день Сатурна у Вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название "шаббат" – покой. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота)
Воскресенье
враньше называлось «неделя» и сохранилось во многих славянских языках (кроме русского)
воскресеньем – на Руси сначала называли только первый день празднования пасхи, а с !6 века каждый последний день недели стали называть воскресеньем
Сводная таблица дни недели, планеты, боги
Соберём в одну таблицу всё описанное ранее:
русское название
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
Вавилонские Боги
Син
Нергал
Набу
Мардук
Иштар
Ниниб
Шамаш
Вавилонские планеты
Мулу-баббар
Языки латинской группы, в том числе имеющие древнегерманские корни
Греческие боги
Артемида и Селена
Арес
Гермес
Зевс
Афродита
Кронос
Гелиос
Римские планеты / боги(рус)
Луна (Диана)
Марс
Меркурий
Юпитер
Венера
Сатурн
Cолнце
Римские планеты (лат)
Luna (Diāna)
Mārs
Mercurius
Iupiter
venus
Saturnus
Sol
Французский
lundi
mardi
mercredi
jeudi
vendredi
samedi
dimanche
Испанский
lunes
martes
miércoles
jueves
viernes
sábado
domingo
Скандинавские боги
Мани
Тюр, Тир или Тиу
Один или Вотан
Тор
Фрея
-
Соль, Сунна
Английский
monday
Tuesday
Wednesday
Thursday
Friday
Saturday
Sunday
Немецкий
Montag
Dienstag
Mittwoch
Donnerstag
Freitag
Samstag, Sonnabend
Sonntag
Финский
Maanantai
Tiistai
Keskiviikko
Torstai
Perjantai
Lauantai
Sunnuntai
Азия
Иероглиф планеты
月
火
水
木
金
土
日
Японский
月曜日 Гэцуё:би
火曜日 Каё:би
水曜日 Суйё:би
木曜日 Мокуё:би
金曜日 Кин'ё:би
土曜日 Доё:би
日曜日 Нитиё:би
Китайский
月曜日 юэяожи
火曜日 хояожи
水曜日 шуйяожи
木曜日 муяожи
金曜日 цзиньяожи
土曜日 туяожи
日曜日 жияожи
Тибетский
གཟའ་ཟླ་བ། Заъ дава
གཟའ་མིག་དམར། Заъ мигмар
གཟའ་ལྷག་པ། Заъ хлагба
གཟའ་ཕུར་བུ། Заъ пхурбу
གཟའ་པ་སངས། Заъ басанг
གཟའ་སྤེན་པ། Заъ бэньба
གཟའ་ཉི་མ། Заъ ньима
Индийская неделя, боги
Название дня Хинди
Сомвар
Мангалвар
Будхавар
Гурувар
Шукравар
Шанивар
Равивар
Название дня Санскрит
Инду
Бхаума
Саумья
Гуру
Бхргу
Стхира
Бхаану
Боги (Хинди)
Сома
Мангала
Будхи
Брихаспати
Шукра
Шани
Рави
Другой Боги (Хинди)
Шива и Парвати
Хануман
-
-
-
-
Сурья
Славянские языки
Украина
Понедiлок
Biвтopoк
Середа
Четвер
Пятниця
Субота
Недiля
Польша
Poniedzialek
Wtorek
Sroda
Czwartek
Piatek
Sobota
Niedziela
Чехия
Pondeiek
Uterek
Streda
Ctvrtek
Patek
Sobota
Nedele
Болгария
Понеделник
Вторник
Сряда
Четвъртък
Петък
Събота
Неделя
санскр.: вар = день.
Источники
Википедия: Римский_календарь и многие другие статьи
Реферат: "История календаря" Алешин Кирилл Валерьевич. Санкт-Петербург 1999