Каждый уважающий себя курс для преподавателей йоги в России посвящает часть времени изучению основных школ и учителей. Это знание помогает ориентироваться в том обилии направлений йоги, которые сейчас хлынуло на рынок оздоровления, личностного и духовного роста.
В этой статье рассмотрим учителей хат-тха йоги 20 века, которые повлияли на популяризацию и внесли свой вклад в развитие этого древнего учения. Практиков претендующих на звание Учителей много, однако преступим к описанию с тех, кто в основном на слуху на Западе, начнём с Кришнамачарьи и его учеников.
Материал по учителям и направлениям йоги старался брать с их официальных сайтов. Специально уходил от сравнения школ и критики, чтобы не вызывать возмущения у читателей. Порядок следования учеников Кришнамачарьи в статье является не иерархическим, а скорее хронологическим – по времени начала их обучения у учителя.Кришнамачарья родился в 1888 году в семье, чьим предком был почитаемый йог 9 века Натхамуни.
В возрасте 6 лет, он прошёл обряд упанаяна. Затем под строгим руководством своего отца он начал учиться говорить и писать на санскрите, по таким текстам как Амара-коша и петь ведические гимны. Отец Кришнамачарьи также научил его асанам и пранаяме.
Когда Кришнамачарью было 10 лет, его отец умер, и семья переехала в Майсур, где он начал получать школьное образования в колледже санскрита Чамарая и в математике.
В одной из рукописей Кришнамачарья писал, что он узнал 24 асаны у Свами из Снгнери-Матха, того же ордена, который породил линию Шивананда Йоги.
В возрасте 16 лет после странного сна, он совершил паломничество к храму Натхамуни в Альваре Тирунагари, где он встретил своего легендарного предка во время необычного видения. Часами Натхамуни пел стихи ему из Йогарахася («Суть Йоги»), текст был утерян более тысячи лет назад. Кришнамачарья запомнил и позже переписал эти стихи.
В 1906-1909 гг. посещал университет в Бенаресе (Варанаси) изучая логику и санскрит.
В 1909-1914 гг. обучался в Университете Майсура и научился играть на вине (древнем струнном инструменте Индии).
В 1914 году Кришнамачарья вновь уехал в Бенарес посещать занятия Королевского Колледжа.
За все это время Кришнамачарья продолжал практиковать йогу как учил его отец в детстве. Кришнамачарья также учился у мастера йоги Шри Бабу Бхагавана Даса. Многие из инструкторов Кришнамачарьи признали его выдающиеся способности в изучении и практике йоги и поддерживали его прогресс. Кришнамачарье рекомендовали найти мастера по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который, по слухам, жил в горах за пределами Непала.
В 1919 (или 1916) году Кришнамачарья полгода занимался с вице-королём Шимлы, господином Ирвином, помогая ему вылечиться от диабета. Господину Ирвину стало легче и в благодарность он обеспечил путешествие Кришнамачарьи в Тибет, сопроводив его тремя помощниками, позаботившись о расходах.
После двух с половиной месяцев путешествия, Кришнамачарья прибыл в школу Шри Рамамохана Брахмачари, где мастер жил со своей женой и тремя детьми. Под опекой гуру Кришнамачарья провел семь с половиной лет изучая Йога-сутры Патанджали, асаны и пранаямы, обучился терапевтическим аспектам йоги. Он выучил наизусть текст «Йогу Курунта» на языке Гуркха. По традиции, в конце своего обучения, Кришнамачарья спросил у гуру какова будет его плата. Мастер ответил, что Кришнамачарья должен «взять жену, растить детей и быть учителем йоги».
Кришнамачарья вернулся в Варанаси и женился на Намагириамма в 1925 году, сестре Б.К.С. Айенгара.
В 1920-х годах преподавание йоги было невыгодно. Студентов было мало, и Кришнамачарья был вынужден устроиться работать на кофейной плантации. Он вспоминал это время как самое тяжёлое в своей жизни. В выходные дни он путешествовал по всей провинции, проводя лекции и демонстрируя йогу. Кришнамачарья стремился популяризировать йогу, демонстрируя сиддхи (сверхспособности). Эти демонстрации, призванные стимулировать интерес к умирающей традиции, включали приостановление пульса, остановку автомобиля голыми руками, выполнение сложных асан и поднимание тяжелых предметов зубами. Чтобы научить людей йоге, необходимо было сначала привлечь их внимание.
В 1926 году махараджа Майсура, Кришна Раджа Водеяр IV (1884—1940), страдающий диабетом, был в Варанаси, услышал о квалификации Кришнамачарьи как йога-терапевта. Махарадж встретился с Кришнамачарьей и был так впечатлен, что пригласил Кришнамачарью обучать его и свою семью.
Архивные записи дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране для чтения лекций и проведения демонстраций.
Состояние Кришнамачарьи улучшилось в 1931 году, когда он получил приглашение преподавать в Санскритском колледже в Майсоре. Там он получил хорошую зарплату и возможность посвятить себя обучению йоге полный рабочий день.
Но пост Кришнамачарьи в Санскритском колледже длился недолго. По одной из историй, он был слишком строгим учителем и, его ученики жаловались. Поскольку Махараджа любил Кришнамачарью, он нашёл решение и предложил Кришнамачарье крыло в соседнем дворце, чтобы основать независимую школу йоги. Школа открылась 11 августа 1933.
В 1934 году, Кришнамачарья выпустил книгу под названием «Йога Макаранда», которая была опубликована на базе Майсурского университета.
В 1940 году, Кришна Раджа Водеяр IV умер, а его преемник проявил меньшую заинтересованность в йоге и больше не предоставлял поддержки для публикации текстов и отправки групп учителей в соседние районы.
В 1946 году, в то время, когда Индия получила независимость, полномочия махараджей были свернуты, возникло новое правительство. Финансирование школы йоги было прекращено и Кришнамачарье пришлось прикладывать много усилий, чтобы сохранить школу. В возрасте 60 лет (в 1948 году), Кришнамачарья был вынужден много путешествовать, чтобы найти студентов и обеспечить свою семью.
В 1950 году Йогашала в Майсуре была закрыта по указанию первого главного министра Майсура K. Ченгаларайя Редди, и Кришнамачарья переехал на пару лет в Бангалор.
В 1952 году был приглашен на постоянное жительство в Мадрас известным адвокатом, который обратился за помощью к Кришнамачарье в исцелении от инсульта.
В Мадрасе, Кришнамачарью приняли на работу в качестве лектора в Колледже Вивекананды. У него начали появляться ученики йоги из разных слоев общества и разного физического склада, из-за этого ему потребовалось адаптировать учение под способностям каждого учащегося. В течение оставшегося времени, Кришнамачарья продолжал совершенствовать индивидуальный подход, который стал известен как Вини-йога.
Ученик Кришнамачарьи Шриватса Рамасвами в интервью "Разнообразие наследия Шри Кришнамачарьи" пишет, что 90% занимающихся у Кришнамачарьи в то время интересовались только поправлением здоровья и не знали насколько образован их учитель. Но было и несколько таких, кто занимался с ним в основном философией. Наряду с Моханом, Рамасвами и Десикачаром были ученики, которые сильно продвинулись в практике йоги, но не стали преподавать и остались неизвестны.
В 1976 году Т. К. В. Дешикачар, сын и один из ближайших учеников Кришнамачарьи, основал Кришнамачарья-йогамандир — учреждение, в котором йога используется для лечения больных и преподается индийцам и иностранцам.
В возрасте 96 лет, Кришнамачарья сломал бедро. Отказавшись от операции, он составил для себя курс практик, которые можно было делать в постели. Кришнамачарья жил и преподавал в Ченнаи, пока он не впал в кому и умер в 1989 году, в возрасте ста лет. Его умственные способности оставались острыми вплоть до его смерти, он продолжал преподавать и лечить, когда в этом возникала необходимость, оставив преподавание только за шесть недель до смерти.
Одни из самых известных его учеников:Как и положено мальчику из варны браминов, он с малых лет изучал санскрит, веды и индуистские ритуалы.
Однажды в школе, которая находилась в ближайшем городе Хасан, Паттабхи Джойс впервые увидел выступление йога, которым был Т.Кришнамачарья. Двенадцатилетний мальчик был поражен тем, насколько хорошо демонстрирующий асаны человек владел собственным телом. После выступления он подошел к йогину с мольбой в глазах: «Позвольте мне стать вашим учеником». Паттабхи Джойс учился у Кришнамачарьи, практикуя йогу каждый день после школьных занятий на протяжении двух лет.
Через 2 года Паттабхи Джойсу нужно было продолжать обучение в Университете санскрита в Майсоре, а Кришнамачарья уехал из Хасана.
В 1930 году на показательном выступлении по йоге он снова встретил своего гуру. Не говоря ни слова, Паттабхи Джойс подошел и распростерся ниц перед Кришнамачарьей. Уже не странствующий отшельник, а знаменитый Гуруджи, вылечивший махараджу Майсора — и при высочайшем покровительстве открывший собственную школу на территории дворца, Кришнамачарья снова принял его в ученики. Связь восстановилась, и в жизнь повзрослевшего Паттабхи Джойса вновь вошла йога.
В январе 1937 года Кришнамачарья представил его махарадже, и тот предложил ему преподавать йогу в Университете санскрита. С позволения своего гуру Паттабхи Джойс принял предложение и 1 марта 1937 года возглавил новый факультет йоги. Главой факультета он оставался почти сорок лет — до отставки по собственному желанию в 1973 году. За эти годы Паттабхи Джойс заслужил звание профессора и титул видвана — ученого, сведущего знатока Вед, которому нет равных.
В 60-е годы, когда в США и Европе узнали о йоге, в Индию отправились первые западные ученики. Все громче звучало имя БКС Айенгара — еще одного ученика Кришнамачарьи, основавшего свою школу йоги, а вместе с ним и имя Паттабхи Джойса.
В 1962 году была опубликована его книга «Йога-Мала».
В 1964 году к Гуруджи приезжает бельгиец Андре ван Лисбет, который затем станет знаменитым учителем и автором известного учебника по пранаяме «Пранаяма путь к тайнам йоги». Вскоре после этого стало приезжать много европейцев.
У Гуруджи было трое детей: сыновья Манджу и Рамеш, и дочка Сарасвати.
Приблизительно в 1972г прибыли первые американцы, после их встречи с Манджу в ашраме Свами Гитананды в городе Пондичерри. Первыми американцами были: Дэвид Свенсон, Лино Миеле, Ричард Фриман, Петри Ряйсянен. Они долгие годы учились у Паттабхи Джойса, проходя строжайший отбор, чтобы получить благословение на преподавание Аштанга-виньяса-йоги. С этого момента аштанга йога стала распространяться по Америке, начиная с Калифорнии и затем, позднее, появилась на Гавайях.
В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку.
После смерти П. Джойса в 2009 году продолжателем традиции является его внук Шарат Джойс (сын Сарасвати, родившийся в 1971 году), который помогал ему вести семинары и является директором основанной Джойсом Йога-шалы (школы йоги) и Института исследования аштанга-йоги.
Книги:Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания - Уджайи), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания). П.Джойс часто говорил, что концепция виньясы исходит из древнего текста, называемого йога-курунта.
Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга - виньяса йоги состоит из трёх (или шести) серий восходящей степени сложности: 1) йога чикитса (йога терапия), 2) нади шодхана (очищающая энергетические каналы), 3) стхира бхага (стхира - неизменная, устойчивая; бхага - связь, место). Третья серия, в свою очередь, разбита ещё на 4 последовательности.
В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего.
В этой школе требуют изо дня в день повторять одну и ту же последовательность поз. Традиционно, часто ученикам приходилось месяцами ждать позволения перейти к следующей асане, не получая от учителя ни единого поощрения или совета. Для Паттабхи Джойса постижение йоги заключалось в самом действии, в усердной, постоянной практике.
«Если сидеть неподвижно, в голове заводятся обезьяны. Просто выполняйте свою практику, а остальное приложится», — в излюбленной насмешливой манере говорил сам Паттабхи Джойс.
Паттабхи Джойс ревностно хранил традицию йоги, унаследованную им от Кришнамачарьи, и не считал, что йогу следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего. «Подгонять традиционные, тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников — значит снижать планку самого этого искусства», — считал он.
«Выполняй свою практику, и все придет. Йога — 99% практики и 1% теории. … Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум. Практикуйте йогу, чтобы видеть Бога везде». Шри К. Паттабхи ДжойсРодился в бедной семье. В детстве страдал от недоедания и таких болезней, как малярия, тиф и туберкулёз. Когда Айенгару было 9 лет, умер его отец.
В 15 лет переехал жить в Майсур к своему зятю (мужу сестры) Т.Кришнамачарье. Кришнамачарья отдал его в школу. Айенгар помогал сестре по хозяйству и выполнял поручения Кришначамарьи.
Когда Айенгару было 16 лет, Кришнамачарья попробовал преподавать ему йогу, однако тело Айенгара было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен пальцами рук. Увидев, как Сундарам делает асаны, Кришнамачарья категорично резюмировал: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой!»
Через некоторое время, когда за несколько дней до Международной конвенции по йоге основной ученик Кришнамачарьи Кешава Мурти сбежал от учителя, не выдержав суровых условий обучения, то учитель решил сделать новым выступающим Сундарараджа. Гуру показал ему сорок асан и требовательно сказал: «Ты должен это сделать». Поскольку Айенгар проживал на правах сироты, то у него не было возможности отказаться. В течение трех дней ему пришлось освоить программу, которую другие ученики осваивали за несколько лет. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил — от боли на глаза наворачивались слезы. В награду за выступление Айенгар получил 50 рупий из рук самого махараджа, однако последствия, боли и травмы мучили его еще долгие годы.
В 1937 году Кришнамачарья отправил его в Пуну, преподавать йогу в спортивном клубе колледжа.
В 1940 году по разным причинам он теряет практически все свои уроки. Жить приходится в маленькой каморке вместе с шестью другими молодыми людьми, денег на еду не хватает, и он посвящает время своей личной практики — он яростно занимается до десяти часов в день. Через какое-то время у него появляются индивидуальные уроки с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Учитель отказывается ему помогать, и Айенгару приходится самому вырабатывать методику работы с такими людьми.
В 1943 году братья Айенгара познакомили его с девушкой по имени Рамамани, на которой он и женился.
В 1952 году Айенгар познакомился и подружился с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который в 1954 году помог ему отправиться преподавать йогу в Европу: Англию, Францию, Швейцарию и другие страны, в результате чего большое количество западных людей познакомились с йогой.
В 1966 году была опубликована книга Айенгара "Light on Yoga" («Свет йоги» или «Йога Дипика» или «Прояснение йоги»), которая стала международным бестселлером и была переведена на 17 языков. В книге он изложил подробное описание 200 асан йоги, 10 пранаям и 2 бандхи, а также дал свое собственное определение основных терминов из «Йога-сутра» Патанджали.
В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара» (RIMYI), посвятив его памяти своей умершей жены, ушедшей из жизни за 2 года до этого.
В 1984 году он официально прекратил преподавание йоги, но продолжает быть активным в мире айенгар-йоги, занимаясь написанием книг. Дочь Гита и сын Прашант также получили известность, как учителя айенгар-йоги.
В 2005 году Айенгар посетил США, где презентовал свою новую книгу, «Light on Life», и дал специальный курс йоги на конференции в штате Колорадо, организованной «Yoga Journal».
Айенгар дважды посетил Россию — первый раз в 1989 году, второй раз в 2009 году.
У Айенгара пять дочерей, а именно Гита, Винита, Сучита, Сунита и Савита и один сын Прашант.
И Гитаджи, и Прашанти поддерживают Гуруджи в преподавании йоги Айенгар.
Айенгар умер 20 августа 2014 года в частном госпитале в Пуне.
Книги и публикации:Она начала преподавать в 1962 году. У нее острое чувство наблюдения и сострадания к ученикам. Она регулярно преподает в RIMYI, а также преподавала на специальных конференциях в США, Канаде, Австралии, Великобритании и Европе.
Является автором следующих книг:Его аудиозапись выглядит следующим образом: 1) Анатомия и физиология через призму йоги; 2) Асаны и Панчамабхута (пять первоэлементов); 3) Чакры 4) Йога и новое тысячелетие; 5) Пранаяма; 6) Манос (ум)
Книги, брошюры, пособия:Родилась в Риге, которая в то время была частью Российской Империи. Ее мать принадлежала к русской знати, а ее отец был шведского происхождения.
В Петербурге окончила гимназию и училась в театральном училище. Затем с матерью жила в Москве.
В 1920 году Евгения вместе с матерью эмигрировала в Германию, где стала частью знаменитого русского театра. В качестве звезды она посетила большинство европейских столиц.
В 1926 году она узнает, что скоро в Голландии состоится съезд теософского общества Анны Безант. На съезд было более 4000 человек. Жили все в палаточном лагере, питание было вегетарианское. Лекции и исполнение гимнов известного индийского оратора и философа Джиду Кришнамурти пробудили у неё интерес к индийской культуре и религии.
В 1927 году Евгения Петерсон впервые посетила Индию, объехав страну за 3 месяца с юга на север.
В течении несколько месяцев Женя распродает все свои немногочисленные драгоценности и меха и снова уезжает в Страну слонов, теперь уже на 12 лет. Сначала она была простой туристкой, некоторое время снималась в болливудских фильмах, изучала индийские храмовые танцы в Бомбее. Затем стала женой иностранного дипломата и, наконец, учеником-йоги.
Инда Деви была другом королевской семьи Майсора. Увидев одну из демонстраций Кришнамачарьи, она попросила наставления. Сначала Кришнамачарья отказался учить ее. Он сказал ей, что его школа не принимает ни иностранцев, ни женщин. Но Деви упорствовала, попросила Махараджу поспособствовать её обучению, Кришнамачарья не смог отказать радже, у которого он работал. Неохотно Кришнамачарья начала свои уроки, подвергая ее строгим диетическим рекомендациям и сложному графику, направленному на то, чтобы нарушить ее решимость. Она встретила все вызовы, наложенные Кришнамачарьей, в конечном итоге превратившись в его хорошего друга, а также образцового ученика.
После годичного обучения у Кришнамачарьи, мужа Деви переводили в Китай. Учитель дал указание Деви стать учителем йоги. Он попросил ее принести записную книжку, а затем провел несколько дней, диктуя уроки по обучению йоге, диете и пранаяме. Основываясь на этом учении, Деви в конце концов написала первую книгу, посвященную хатха-йоге - Forever Young, Forever Healthy.
В феврале 1939 года, переехав с мужем дипломатом в Китай, основала первую школу йоги в Шанхае.
В 1947 году, после смерти мужа, она переехала в Соединенные Штаты.
Год спустя она открывает студию йоги в Голливуде. Живя в Голливуде, она стала известна как «Первая леди йоги», привлекая учеников знаменитостей, таких как Мэрилин Монро, Элизабет Арден, Грета Гарбо, и Глория Свансон. Впрочем, Индра Деви давала уроки йоги и «простым смертным» — устраивала сеансы йога-релаксации для фабричных работниц и продавщиц. Это были самые простые йогические позы — для снятия напряжения и усталости трудового дня.
Постепенно она выработала методику преподавания, адаптированную для «человека Запада». Это был комплекс асан, наиболее подходящих «белому» человеку, йогические дыхательные упражнения, специальные диеты, конечно, не такие жесткие, как та, на которую когда-то сажал ее гуру в процессе обучения. Матаджи рассказывала ученикам об особенностях человеческого организма с позиций йоги и преподавала основы концентрации и медитации, но всегда подчеркивала, что в основе ее метода лежит классическая йога Патанджали.
В 1953 году Индра женится на известном враче Зигфриде Кнауэре, который становится ее помощником. В середине 1950-х годов она получила американское гражданство и официально вписала имя Индра Деви в свой новый паспорт. Она проводила занятия, лекции и часто посещала телевизионные и радиопрограммы в Соединенных Штатах и Мексике, распространяя йогу.
В 1960 году по приглашению индийского посла она приезжала в СССР и встречалась с крупнейшими советскими государственными деятелями: Косыгиным, Громыко, Микояном. Пытается их разубедить, что йога – это не восточная религия. На лекции Индра рассказывает, что йога — это метод, это система физического, умственного и духовного развития. По завершении лекции Громыко поднял тост: «За Индру Деви, которая открыла нам глаза на йогу». На другой день матаджи ожидала града звонков журналистов и просто желающих учиться йоге. Но так и не дождалась, покинув СССР в разочаровании.
Через год доктор Кнауэр преподнес жене подарок — огромное ранчо близ мексиканского городка Текате на границе с Калифорнией. Здесь матаджи открывает штаб-квартиру Фонда Индры Деви и организует Международный тренировочный центр для преподавателей йоги и переезжает с мужем в Мексику.
В 1966 году во время этого пребывания на своей духовной родине она встретила Сатья Саи Бабу.
Живя в Текете, она совершила 24 поездки в Индию.
В 1982 году она впервые с лекциями приехала в Аргентину. Буэнос-Айрес, самый европеизированный город в Латинской Америке, покорил ее сразу. А сама Индра, выступив на телевидении, за один вечер завоевала сердца аргентинцев.
В 1985 году, вскоре после смерти мужа, переехала в Аргентину, начав работу по распространению йоги, проводя лекции и семинары в различных городах Латинской Америки и Европы. Создала 4-хлетний обучающий курс для преподавателей.
В июне 1988 года вместе с Яной и Дэвидом Лифаром (самыми близкими учениками в Аргентине) она создала «Фонд Индра Деви, Йога, искусство и наука о жизни», посвященный обучению и распространению йоги.
В мае 1990 года Индра Деви снова приехала в СССР. Она посетила Ригу, Москву и другие города. Индру Деви приглашают в популярную передачу «До и после полуночи». Владимир Молчанов, узнав о возрасте матаджи, обеспокоенно спросил у ее сопровождающих: сумеет ли она подняться на второй этаж, где располагалась студия? И очень удивился, увидев как йогиня буквально взлетела по лестнице: Индра Деви по-прежнему давала по два урока йоги в день После программы Молчанова вся страна запомнила необычную женщину в сари, сидящую на диване в позе лотоса. На другой день на улицах ее атаковали собиратели автографов.
Позднее Индра Деви побывала в России ещё дважды: в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета России и в 1994 году по приглашению аргентинского посла в России.
В 1996 год вместе с доктором Дэвидом Лифаром начала преподавать классы в мужской тюрьме и в женской тюрьме.
В 1999 году она отметила свой столетний юбилей, на котором присутствовало 3000 человек.
Вплоть до 2001 года она вела активную жизнь, участвовала в конгрессах, ездила по миру, проводила семинары и курсы для преподавателей, выступала на телевидении. С 2001 года она сократила свою общественную деятельность, ограничивая ее для общения со студентами и широкой публикой только в небольших группах.
В 2002 году ее здоровье пошатнулось, она была даже не в силах уехать в Индию, где хотела завершить свой жизненный путь. 25 апреля 2002 года на 103 году жизни Первая леди йоги скончалась в Буэнос-Айресе. Тело, по обычаю ее духовной родины, кремировали, а пепел развеяли над Рио-де-ла-Плата.
Она владела 12 языками, 5 из которых: русский, немецкий, английский, испанский и французский оставались в её активном пользовании до самых последних дней её жизни.
Книги:Обучение Шри БНС Айенгара происходило в основном в Майсуре. Он посещал Санскритский колледж Махараджи в Майсоре, одном из самых престижных колледжей Санскрита в Индии.
1943-1948г. изучал йогу у Шри Т. Кришнамачарьи во дворце Яган Мохан.
В 1948 году, когда Шри Т. Кришнамачарья покинул Майсур (?1950г?), Гуруджи на протяжении ещё 12 лет продолжил обучение у Шри К. Паттабхи Джойса, старшего ученика Кришнамачарьи.
Он получил полное образование в Аштанга виньясе йоге и овладел Асаной, а также Пранаямой, Мудрой, Виньясой Видьей, Ньясой Видьей и многими другими смежными темами. Глубокое академическое образование Шри БНС Айенгар получил, как от Кришнамачарьи, так и в санскритском колледже Махараджи. Оно включало изучение Вед, Упанишад, Пуран, Бхагавадгиты, Патанджали-сутр и многих других писаний. Он получил степень бакалавра в Университете Майсура. Его образование также включало аюрведу, астрологию, физиологию, санскритскую грамматику, пение и классическую индийскую музыку.
Примерно в то время, когда Аштанга Виньяса Йога начала распространяться в Америке и Европе, Шри БНС Айенгар ушел в свою родную деревню, где он провел 8 лет, развивая свою личную практику йоги, особенно Пранаяму и Мудру.
В начале 1980-х годов он вышел из уединения, когда его попросили преподавать йогу в Паракала-Мутт в Майсуре.
В начале своей преподавательской деятельности он отказался рекламировать себя и просто учил всех, кто приходил к нему и был действительно заинтересован. Он преподавал Йогу как местным людям, так и студентам со всего мира более 30 лет.
В 1984 году он основал Шри Патанджали Йога Шалу в Паракала-Мутте. Инаугурацию Шри Патанджали Йоги Шалы возглавлял Шри К. Паттабхи Джойс.
На протяжении всей своей жизни Шри БНС Айенгар всегда был страстным ученым, писателем и мыслителем с настоящей страстью к философии. По сей день он любит заниматься духовными дискуссиями и дебатами со своими учениками. Он путешествовал по всей Индии, преподавал и читал лекции по Йоге, а также совершал поездки в Объединённое Королевство, Европу и Америку.
В течение последних 10 лет Гуруджи преподаёт в Майсур Кришнамачар Йога Шала под руководством Канчен Мала. Канчен - давний друг семьи и ученик, и он знал Гуруджи с ранних лет. Гуруджи и Канчен часто путешествуют вместе в учебных поездках и преподают в США.
В возрасте 87 лет он продолжает ежедневно проводить свои занятия со страстью, юмором и вдохновением в Майсур Кришнамачар Йога Шале.
Его индийский ученик В. Шешадри обучался у Б.Н.С.Айенгара 13 лет в настоящее время преподаёт в Майсуре. В 1994 году основал Патанджала Аштанга Виньяса Йога Шалу [ПАВИ-ШАЛА] и начал преподавать. В 2001 году основал Майсур Мандала Йога Шалу. С 2006 года проводит выездные семинары по Европе.Шриваца Рамасвами встретил Кришнамачарью в возрасте 15 лет, когда по просьбе отца учитель пришел к нему домой, чтобы дать терапевтическую йогу его брату-инвалиду. Он начал давать уроки брату, и один за другим вся семья в них втянулась. С тех пор Кришнамачарья приходил каждое утро в течение 4-5 лет, 4-5 дней в неделю и учил 1-1,5 часа. Через какое-то время отец семейства перестал с ним заниматься, а Рамасвами продолжил. Позже он стал приходить в его дом, и это продолжалось долгое-долгое время. Занятия стали происходить индивидуально.
Занятия были посвящены асанам, большое внимание уделялось пранаямам, рецитации текстов и философии йоги.
Уже более 30 лет Рамасвами обучает классической виньяса-йоге Кришнамачарьи в университетах, больницах и йога-студиях по всему миру: Англии, Мексике, США и Индии. Свой стиль он называет «Виньяса-крама». Он проводит семинары и программы подготовки учителей в США в Институте Эсалена, Университете Лойола Мэримаунт, Йога-Работах, Гималайском Институте, Чикагском Йога-Центре и многих других.
Книги:Виньяса-крама — это система, в которой практикуется ряд движений, подводящих к асане и ее основным вариациям, и выполнение этой асаны сопровождается надлежащим (правильным) дыханием и основными компенсирующими позами. Каждому движению соответствует свой тип дыхания; при этом ум сосредотачивается на дыхании, что приводит нас в состояние экаграта (сосредоточенность в одной точке). Это основное отличие виньяса-крамы от других методов.
Ещё одно преимущество Виньяса-крамы - это то, что вы можете работать с различными частями тела, которые вы не будете использовать, если вы делаете фиксированный набор телодвижений, фиксированный набор асан. Там так много различных телодвижений, что вы скорее всего проработаете и разовьёте все части тела. В эти места идет Прана, в эти места идет Ракта, кровь.
В Виньяса-краме используется около 700 виньяс. Преподаваемые последовательности и позы постепенно становятся интенсивнее, выполняются поэтапно. Каждый может корректировать свои потребности в практике. Не предполагается, что все ученики выйдут в конечное положение, но что они изучают этот путь, как можно выйти в позу, и они обнаруживают способ выполнения асаны, удерживая правильное дыхание и, особенно, состояние экаграта.
Метод построен на том, чему и как обучал Ш.Рамасвами его учитель Т,Кришнамачарья.
Отличия между Виньяса-крамой и другими методами:После окончания колледжа в начале 1960-х годов Десикачар с коротким визитом приехал домой в Мадрас (ныне Ченнай). Он направлялся в Дели, где ему предлагали хорошую работу в европейской фирме. Однажды утром, когда Десикачар сидел на первой ступеньке у дома, читая газету, он увидел, как европейская женщина средних лет, крича «Профессор, профессор!», бросилась к Кришнамачарье и обняла его (в то время это было не принято). Когда женщина ушла, Кришнамачарья объяснил, что женщина изучает с ним йогу, ей удалось заснуть накануне вечером без лекарств впервые за 20 лет. Это свидетельство силы йоги дало сыну прозрение, которое навсегда изменило его жизнь. В одно мгновение он решил узнать, что знал его отец. Кришнамачарья не приветствовал новый интерес его сына к йоге. Он просил Десикачара продолжить свою инженерную карьеру и оставить йогу, однако Десикачар отказался слушать. Он отклонил работу в Дели, нашел работу в местной фирме и приставал к отцу за уроками. В конце концов Кришнамачарья смягчился и потребовал, чтобы Десикачар начал занятия в 3:30 каждое утро. Десикачар согласился. Уроки продолжались 28 лет, хотя и не всегда так рано.
В течении интенсивного 30-летнего обучения с учителем он изучал все инструменты йоги, в том числе йогатерапию и воспевание. Подробно изучал многие литературные произведения: Вишну Саххранама, Бхагавад Гиту, Вишну Пураны, Йога Рахасья, Яджнавалкья Самхиту, Йога Таравалли, Хатха йога Прадипику. Йога сутры изучал вместе с отцом девять раз за три десятилетия, этот процесс раскрывал ему все более глубокие слои текста.
Опираясь на учения своего отца, Десикачар продолжил развивать «Вини йогу», термин из йога-сутр Патанджали. Этот высоко индивидуализированный подход адаптирует практику к конкретному физическому и психическому состоянию каждого учащегося, эмоциональному состоянию, возрасту, культурному происхождению и интересам.
В 1976 году Десикачар основал «Кришнамачарья-йога-мандирам» (KYM), клинику йога-терапии и центр йоги в Мадрасе в качестве некоммерческого общественного благотворительного фонда, преподающего йогу внутри Индии. KYM предлагает подготовку учителей и индивидуальное обучение асане, пранаяме, медитации, философии йоги и ведическому воспеванию, а также новаторские исследования влияния йоги на людей, страдающих шизофренией, диабетом, астмой и депрессией.
В 2006 году ТКВ Десикачаром со своим сыном и студентом, доктором Каустубом Десикачаром был основан Фонд «Исцеление и йога» Кришнамачарья (KHYF), для распространения учения Viniyoga® во всем мире, так как учение к тому времени уже обладала большим количеством иностранных студентов во всем мире.
Десикачар умер 8 августа 2016 года в Ченнаи, Индия, в возрасте 78 лет.
Его жена, Менака Десикачар, учит йоге и ведическому воспеванию в KHYF. Бушан Десикачар, д-р Каустуб Десикачар и Мекхала Десикачар - его трое детей.
Д-р Каустуб Десикачар является главным исполнительным директором, а также старшим преподавателем и консультантом по йога-терапии в KHYF. Он имеет двойную степень магистра из известного Birla Institute of Technology & Science в городе Пилани, является доктором психологических наук в Университете Мадраса, где его темой исследований было «Влияние индивидуального обучения йоге на качество жизни». Каустуб преподаёт более 15 лет студентам и преподавателям на программах подготовки учителей и йога терапевтов.
Книги:Термин винийога используется в ЙС 3.6: «tasya bhūmiṣu viniyoga» - «Ее (самьяму) используют поэтапно» или в пер.Островской: «Ее применение [осуществляется] постадийно.». Здесь «винийога» переводится как «использование», «применение», «действие», и не является названием стиля йоги.
Т.Кришнамачарья разработал индивидуальный подход работы с людьми, но он не называл свой поход каким-либо именем. Термин Винийога йога стал использоваться западными учениками ТКВ Десикачара для описания этого подхода к йоге. Десикачар писал: «Винийога - это не стиль йоги, а подход к использованию его инструментов».
В мае 1983 года Десикачар описал Винийога Йогу как «систематическое применение йоги».
Особенностью данного стиля является гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, расслабляющие техники, мантры и лекции по философии. Десикачар считает, что не ученик существует для практики, а практика для ученика. В этом стиле методы йоги адаптируются к уровню практикующего. Ступени аштанга йоги осваиваются через разные промежутки времени, например, сначала может практиковаться медитация, по прошествии определённого времени практика асан и т. д. Таким образом ученик осваивает сначала подходящие для него практики и по мере подготовленности переходит к следующим. Строго установленной последовательности техник не существует.
С проницательностью своего инженерного образования Десикачар усовершенствовал принципы преподавания, донося, «что Йога должна быть устремлена ко всем», «Любой, кто может дышать, может заниматься йогой»!
Практики подбираются под конкретное физическое и психическое состояние, возраст, культурное происхождение и интересы. Винийога, адаптирует методы йоги для больных, беременных, маленьких детей и, конечно же, тех, кто ищет духовного просветления.
Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах:В 1998 году Десикачар попросил не использовать название Винийога и не рассматривать его как отдельное учение. В книге «The Viniyoga of yoga. Applying yoga for healthy living» Десикачар, говорит, что Винийога это не стиль, а метод обучения йоге.
В 2002 году Десикачар начал отделять себя от привязки к бренду Винийога. В 2003 году разослал своим старшимученикам письмо с просьбой не употреблять название Винийога или не ставить имя Десикачара и Кришнамачарьи рядом с этим названием.
[7.g.vi] Произошла замена Винийога Йоги на Винийога. Т.е. слово Винийога стало «Брэндом» и стало «главнее» слова Йога. Бренды разъединяют, ограничивают один подход от другого, а йога должна объединять и использовать все методы.
В 2015 году KHYF зарегистрировала Винийогу в качестве товарного знака в Индии под номером 44 (медицинские услуги). В 2017 году KHYF зарегистрировала Винийогу в качестве товарного знака в Евросоюзе по классам 16 (книги), 41 (образовательные услуги) и 44 (медицинские услуги).Мохан получил образование инженера. В 1971 году посетил лекцию Кришнамачарьи и был поражен его персоной и его энциклопедическими знаниями йоги.
С 1971 года и до смерти Кришнамачарьи был его учеником, проходя обучение почти каждый день. Изучал с ним асаны, пранаямы, аюрведу, философские школы индии, тексты (упанишады, ЙС, БГ, ХЙП, ГС, Йога Яджнавалкья), ведические песнопения и ритуалы.
Мохан был одним из основателей Кришнамачарья Йога Мандирам в Ченнае (Индия), и был его почетным секретарем с момента создания в 1976 году до 1989 года.
Смерть Кришнамачарьи в 1989 году, стала серьезным изменением жизни. После смерти учителя Мохан продолжил работать над знаниями, полученными от учителя, у него вышло руководство в 8 томов о йоге, терапии, философии и здоровью. Ключевые принципы он изложил в первой своей книге, изданной в 1993 году «Йога для тела, дыхания и разума».
Он продолжил обучение в смежных сферах: 5 лет углублял знания в аюрведе, философии ньяя (логике), кундалини и тантре.
Индра Мохан, жена А. Г. Мохана и соучредитель Свастха-йоги и Аюрведы, занимается и преподаёт йогу уже более 30 лет. Является одной из немногих людей, кто получил диплом о высшем образовании в йоге у Кришнамачарьи. Является источником поддержки и мудрости для многих своих учеников.
Книги:К сожалению, на официальном сайте [8.b] не нашёл подробного описания этого стиля, поэтому пришлось использовать информацию с русских ресурсов.
Сватха Йога провозглашает комплексный и последовательный подход к каждому человеку, учитывающий его индивидуальные особенности и состояние здоровья. Последнее определяется диагностикой, основанной на традиционных методах индотибетской медицины. (Свастха-парикша).
Практика представляет собой блоки щадящих терапевтических комплексов, обеспечивающих мощное исцеляющее воздействие на организм человека. Данное направление, по сути, представляет собой терапевтическую йогу (Йога-Чикитса) и идеально подходит людям, страдающим от самых различных физических недугов, специфика которых определяет направленность практики. При этом классы доступны как опытным ученикам, так и «совсем новичкам».
Методика Свастха-йоги основана на трех фундаментальных принципах:При этом выполняется два вида Пранаям: Прана-въяяма (базовые дыхательные техники, в частности Уджайи и Капалабхати) и Прана-кумхака (усложненные дыхательные техники с задержкой дыхания).
Благодаря эффективному сочетанию силового тренинга и упражнений на увеличение гибкости, она развивает мышечный корсет, формирует правильную осанку, увеличивает выносливость, подвижность суставов и связок.