Главная > Йога > Семинары > Сурья-намаскар в стиле Бихарской школы йоги (с мантрами и визуализацией)

Сурья-намаскар в стиле Бихарской школы йоги (с мантрами и визуализацией)

9 февраля (воскресенье) 2014 года с 15.00-16.45 в йоге 108 - практический спецкласс Алексея Киселева "Сурья-намаскар в стиле Бихарской школы йоги" (с мантрами и визуализацией, 54 раза в 2 стороны). Все абонементы действительны.

Практика будет выполняться не просто как разминка для тела, а как техника для концентрации с динамическим переключением внимания на заданные объекты. Будем использовать динамические задачи для разных каналов восприятия:

Формат занятия:

Подробнее

Комплекс

Комплекс Сурья Намаскара будет классическим по Бихарской школе йоги. Будет выполнена половина обычной практики - 54 раза на 2 стороны - это займёт около 1 часа. Выполняя комплекс, не ставится задача делать его в полную силу, можно только обозначать движение. Эффекты от комплекса:

Осознание чакр (психических центров)

В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Их расположение:

Концентрация происходит в следующем порядке: В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию.

Солнечные мантры

Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари.
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии. Каждый знак зодиака имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
  1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу) Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет.
  2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему) Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
  3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность) Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания - небо, в то время как Агни (огонь) - его представитель на Земле.
  4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет) Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
  5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо) Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
  6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание) Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
  7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности) Хиранья Гарбха (золотое яйцо), блистательное как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха - семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
  8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца) Маричи - один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
  9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити) Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце - один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
  10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца) Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
  11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия. Солнце - самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
  12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению) В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели - освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры - это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела. Вот эти биджа мантры:
1 и 7 Ом Храм
2 и 8 Ом Хрим
3 и 9 Ом Хрум
4 и 10 Ом Храим
5 и 11 Ом Храум
6 и 12 Ом Храха

Всё изложенное выше, можно представить в виде таблицы:
Наименование асан Мантры Чакра,
Точка концентрации,
Цвет
Рисунок
1.Пранамасана Ом Храм Митрайя Намаха Анахата,
Центр грудины,
Зелёный
2.Хаста Уттанасана Ом Хрим Равайе Намаха Вишуддхи,
Горло, ключичная впадина,
Голубой
3.Падахастасана Ом Хрум Сурья Намаха Свадхистана,
Лобковая кость, крестец,
Оранжевый
4.Ашва Санчаланасана Ом Храим Бханаве Намаха Аджна,
Точка межбровья,
Фиолетовый
5.Парватасана Ом Храум Кхагайя Намаха Вишуддхи,
Горло, ключичная впадина,
Голубой
6.Аштанга Намаскара Ом Храха Пушне Намаха Манипура,
Солнечное сплетение,
Жёлтый
7.Бхуджангасана Ом Храм Хиранья-Гарбхайя Хамаха Свадхистана,
Крестец, лобковая кость,
Оранжевый
8.Парватасана Ом Хрим Маричае Намаха Вишуддхи,
Горло, ключичная впадина,
Голубой
9.Ашва Санчаланасана Ом Хрум Адитьяйя Намаха Аджна
Точка межбровья,
Фиолетовый
10.Падахастасана Ом Храим Савитре Намаха Свадхистана,
Лобковая кость, крестец,
Оранжевый
11.Хаста Уттанасана Ом Храум Аркайя Намаха Вишуддхи,
Горло, ключичная впадина,
Голубой
12.Пранамасана Ом Храха Бхаскарайя Намаха Анахата,
Центр грудины,
Зелёный

Источники

Книга "Сурья Намаскара" Свами Сатьянанда Сарасвати, Издательство "Ведантамала", Минск,2007
Лекции Лаппы Андрея Витальевича с курса для преподавателей по Универсальной Йоге.

Постскриптум

Предлагаемая практика Сурья Намаскаром будет представлять из себя смешение стилей Универсальной Йоги и Бихарской Школы. Отличия от Бихарской Школы:
  1. Мантра будет использоваться традиционная, но в классике поётся либо смысловая мантра (например "Ом Митрайя Намаха"), либо биджа (например "Ом Храм"). Мы будем пропевать вместе и смысловую и биджа мантры (так же выполняется в Универсальной Йоге). Например, "Ом Храм Митрайя Намаха"
  2. В Бихарской Школе предлагается просто переносить внимание на чакры в заданном порядке, мы будем представлять цвета этих чакр (так же выполняется в Универсальной Йоге, но последовательность прохода по чакрам будет из Бихарской Школы).