Главная > Йога > Семинары > Фото-отчёт о Йога-туре путешествии по Индии с Киселёвым Алексеем и Киселёвой Татьяной часть 1

Фото-отчёт о Йога-туре путешествии по Северу Индии
с Киселёвым Алексеем и Киселёвой Татьяной
часть 1: 2016 год 12-26 марта

Во второй половине марта 2016 года группой в 10 человек + экскурсовод + водитель и помошник водителя проколесили по северу Индии порядка 1500 км и посетили около 7 выдающихся населённых пунктов. Отчёт по этому путешествию вы можете увидеть ниже.

Оглавление:

День 0-1 (12-13 марта) Москва аэропорт. Дели-Курукшетра-Панчкула

Вшестером вылетели из Шереметьево. Ещё четверо встретили нас в Дели. Посадив в автобус, индусы надели нам гирлянды с цветами. Выехали часов в 7 и к 10 были уже в Курукшетре. Посидели на озере Брахма-саровар (Brahmasarovar), помочили ножки. Зашли в храм, сфотографировались у красивого памятника Кришне и Арджуне. Немного проехали на автобусе до музея Шри Кришны (Sri Krishna Museum). Музей был очень красивый, но, к сожалению, снимать в нём было запрещено. В музее использовались современные технологии подсветки, озвучивания, в некоторых местах стояли экраны с повествованием сюжетов из Махабхараты и Вишну Пуран. Затем поехали к пруду Джйотисар (Jyotisar), под которым по легенде Кришна поведал Бхагават Гитту. К 16:30 приехали в шикарный 4-х звёздочный отел. Очень хорошие номера, но персонал не мог посчитать кто и сколько должен за еду. Это оттянуло начало вечерней практики на час :( Несмотря на это непредвиденное осложнение, вечером Лёша всё же прошёл йоганидру.
Аэропорт Москвы
Аэропорт Москвы
Дели
В автобусе
Нам подарили гирлянды
Озеро Брахма-саровар
В пути
Озеро Брахма-саровар
Кришна и Арджуна
Дерево бодхи
Дерево бодхи
Музей Шри Кришны
Памятник
Отель в Панчкуле
Вещи
Автобус и мы
Номер
Ужин в отеле
Йога нидра

День 2 (14 марта) Паньчкула-Амритсар

Утром Таня провела занятие на проработку направления продольного шпагата. Затем позавтракали и отправились в путь, который занял у нас около 7 часов, но прошёл незаметно под рассказы экскурсовода и любование местными пейзажами.

Индия очень разная. Разные люди, разные языки (около 18), обычаи, разная одежда и религия. Переехав из штата Харйана в штата Пунджаб мы в этом убедились. Стали появляться люди в чалмах и некоторые из них с кинжалами на поясе – сигхи, а храмы стали попадаться белые и куполами, надписи были написаны уже не алфавитом деванагари.

Вечером в Амритсаре (сикском святом городе) сходили в золотой храм, стоящий посередине священного пруда. Чтобы попасть в него нам предстояло пройти в очереди по узкому мраморному мосту – это заняло у нас около 1,5 часов. Присутствовали на церемонии Палки – помещения 10-го сикского гуру – книги Сири Грандх Сахим из Золотого Храма в отдельное помещение.

Панчкула утренняя йога
Пранаямы с Таней
Отель в Панчкуле
Дети
Ганеша
Блокпост
Пастух
Сикх
Шива
Передвижение на тук-туках в Амритсаре
Передвижение на тук-туках в Амритсаре
Передвижение на тук-туках в Амритсаре
Лоток с овощами
Мальчик
Вид с крыши нашего отеля
Вход в золотой храм
На фоне золотого храма
На фоне золотого храма
Вход в золотой храм

День 3 (15 марта) Амритсар, Пакистанская граница.

Утром Лёша провел занятие на проработку поперечного шпагата (самоконасана). После завтрака посетили Парк Джаллианвала Багх, представляющий собой мемориал мирным демонстрантам, которые были расстреляны британскими военными в 1919 году. После направились в музей и летний дворец Махараджи Ранджит Сингха, под предводительством которого сикхское войско завоевало обширные области нынешнего Кашмира и Пакистана.

Далее посетили индуистский Серебряный Храм, который является точной копией сикхского Золотого Храма, но меньшего размера, а также побывали в Храме Дурги.

Ближе к вечеру оказались на индо-пакистанской границе, где наблюдали церемонию спуска флагов и смены караулов – очень яркое и интригующее зрелище!

Утренняя практика на крыше
Утренняя практика на крыше
Утренняя практика на крыше
Вышли на прогулку по Амритсару
Парк Джаллианвала Багх
Сикская семья
Повозка с бананами
Очки Ганди
Дворец Махараджи Ранджит Сингха
Памятник всаднику у дворца
Прогулка по парку у дворца
Серебряный Храм
Серебряный Храм
Храм Дурги
Пакистанская граница
Пакистанская граница
Пакистанская граница
Пограничник
Граница

День 4 (16 марта) Амритсар-Дхарамсала.

Татя провела утром занятие по хатха-йоге – укрепляющий комплекс, и в 10:30 мы выехали в Дхарамсалу. Уже через час можно было наблюдать, как изменилась природа: шумный и пыльный Амритсар сменился зелеными полями и лугами, напоминающими (если бы не храмы на дороге) нашу родину. Ещё через 2 часа на горизонте можно было видеть белоснежные горы, мы оказались в штате Химачал-Прадеш, равнина сменилась горной местностью, дорога стала петлять – другие надписи на дорогах, другой язык, чистейший воздух, другая Индия. В 16:20 приехали в Верхнюю Дхарамсалу, еще ее называют «Маленькой Лхасой» и заселились в номера. Вся экскурсионная программа была запланирована на следующий день. Но мы успели вечером сходить к водопаду и побывать в индийском храме на пудже.

Интернет плохой, поэтому часть фотографий выложим позже!

Занятия на крыше
Занятия на крыше
Вид с крыши
Золотой храм
ХХХ???
Золотой храм
Утреннее омовение
Гурудвара по дороге
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Дорога к Дхарамсале
Плакат на дороге
Смена автобуса
В новом автобусике
Маклеод Гандж
Буддийские монахи
Номер
Вид из гостиници на Багсу
Багсу ночью
Шопинг

День 5 (17 марта) Дхарамсала (Багсу). Высота 1720м.

С утра Лёша провел занятие по свастха-йоге с акцентом на вращение бёдер наружу. Экскурсионная программа началась в 10.30. В верхней Дхарамсале (Багсу), где мы поселились, сперва мы посетили Храм Бога Шивы, именуемый Багсунаг (багсу – так называют местных жителей). Рядом с храмом есть источник и купальня. Затем отправились пешком по горной местности к водопаду. По возвращению пересели на местный микроавтобус и продолжили путь в Резиденцию Далай-Ламы и Буддийского комплекса Цуглаханг. Посетили 2 храма при Резиденции, Музей оккупации Тибета и отдельно Летнюю Резиденцию Далай Ламы. Интересно было наблюдать, как практикующие монахи выполняли тибетские простирания в летней одежде без рукавов на открытой площадке возле храма, а в то время как на улице было пасмурно и холодно, и каждый из нас был одет в куртки. Другие же монахи неподвижно сидели рядом с закрытыми глазами, несмотря на большое количество посетителей и суету вокруг них. Тибетский Музей и Летняя Резиденция отражает великую культуру этого духовного народа, хотя от посещения Музея чувствовалась печаль, т.к .от этой богатой культуры в Дхарамсале осталось всего несколько комплексов музеев и мастерских.

Далее дорога вела нас через чайный сад к военному мемориалу-парку в память войн и военных операций индийской армии. После парка посетили Ашрам Тапован. Ашрам достаточно большой по периметру, в настоящее время в нем производится ремонт, на его территории стоит ,большая статуя Ханумана и огромный Шивалингам. После Ашрама поехали в Храм Бога Шивы (Аганзан Махадев). Лил сильный дождь и кроме нас в самом храме посетителей больше не было. На территории храма очень много Шивагингамов, намного больше, чем в других храмах Шивы, посещенных нами. Человек в оранжевой одежде пригласил нас в келью попить масалу. Посреди кельи горел огонь и сидели еще несколько людей в оранжевом, которые при нас курили травку :). На одной из стен этого храма висело изображение курящего Бога Шивы. Масала показалась очень вкусной, хотя мы вышли несколько озадаченные, что это были за люди. Далее отправились на озеро Дал и после этого на смотровую площадку долины Надди, которая находится на высоте 1900 метров. Было достаточно холодно лил дождь. Изрядно замершие, сделав несколько фотографий, к вечеру мы вернулись домой.

Утренняя практика
Утренняя практика
Утренняя практика
Утренняя практика
Купальня при храме Шивы
У водопада Багсу
Дорога к Водопаду
Вход в буддийский комплекс Цуглаханг
Музей оккупации Тибета
Музей оккупации Тибета
Музей оккупации Тибета
Храм в комплексе Цуглаханг
Барабаны с мантрами
Два монаха
Буддийская ступа
Хануман
Чайные плантации
Чайные плантации
Храм
Военный мемориал-парк
Военный мемориал-парк
Шивалингам на крыше
Вход в Норбулинг
Гостиница - резиденция Далай-ламы
В гостинице
В гостинице
Главный храм Норбулинга
Эскиз для статуэток
Божество в главном храме Норбулинга
Божество в главном храме Норбулинга
Храм Бога Шивы (Аганзан Махадев)
Баббы
Сидим в домике
Курят
Бабба
Смотровая площадка долины Надди
Озеро Дал
План Норбулинга
Место нашей ночёвки

День 6 Дхарамсала-Манали. Высота 2050м

С утра Таня провела утреннее занятие по хатха-йоге (комплекс по прогибам), позавтракали и продолжили наш путь в сторону Манали. Выехали в 10:20 утра. По дороге посетили местную католическую Церковь Святого Иоанна на Пустыне, которая напоминает о временах британского правления, когда Дхарамсала была летней резиденцией британского правительства. В церкви очень красивые витражи.

Отправились дальше. Практически сразу начался горный серпантин. Уговорили нашего гида заехать в буддийский монастырь Палпунг (Palpung sherabling). Монастырь находится на высоте 1490 метров. Занимает обширную территорию. При монастыре есть общежитие, учебные заведения, где проходят обучение будущие монахи, ретритный центр, стадион. Землю под монастырь в 200 акров купили в 30-х годах 20 века, ещё до оккупации Тибета Китаем. Здесь поселилось 300 семей. По словам гида, учится в монастыре может не каждый, а родственники тех 300 семей. Основная часть служителей монастыря – тибетцы и их родственники. Монастырь необычайно красивый и ухоженный. Хотелось остаться в нём подольше, но предстояла ещё длинная дорога, и пришлось отправиться дальше. После монастыря продолжили свой путь.

Уже на закате проезжали город Манди (Mandi), в нём построено несколько красивых шиваитских храмов, как сказал гид, в южноиндийском стиле. Пожалели, что нет времени хотя бы на пару часов остаться в этом городе.

Вообще нам повезло с гидом. Зову его Good Luck, он из Дели, хорошо владеет русским и хорошо знает свои местные обычаи и очень добрый! Температура незаметно падала. Приехали в отель и заселились в номера уже в темноте в 21:50. В номерах очень уютно, есть обогреватель, что нас очень обрадовало с учётом температуры около 10 градусов!

Утреннее занятие
Утреннее занятие
Утреннее занятие
Работники гостиницы
У гостиницы
У гостиницы
У гостиницы
Церковь Святого Иоанна на Пустыне
Церковь
Церковь Святого Иоанна на Пустыне
Дорога в Манали
Дорога в Манали
Дорога в Манали
Обезьяны
Обезьяны
Обезьяны
Дорога в Манали
Дорога в Манали
Дорога в Манали
Дорога в Манали
Буддийские флаги
Буддийская ступа
Буддийские флаги
Буддийские флаги
Буддийские флаги
Шопинг
Занятия на крыше
Большая буддийская ступа
Большая буддийская ступа
Монашенок
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Буддийский монастырь Палпунг
Пейзаж
Алтарь на дороге
Закат
Гурудвар в городе Манди
Город Манди
Карта, приехали в Манали

День 7 (19 марта). Манали и деревня Васиштх

Утренняя практика началась в 5:30. Таня провела занятие по сукшма-вьяяме и укрепляющий комплекс с силовыми позами. После практики отправились в Храм Хадимбы. Этот храм построен в 1553 году и посвящен демонице Хадимбе, которую считают воплощением богини Кали. В храме раньше делались жертвоприношения. С утра лил сильный дождь, поэтому людей в храме было совсем мало. После посещения пуджи, которая длилась с 8 до 8:20, остались очень сильные ощущения. Рядом с храмом Хадимбы есть храм Гхатоткача (Ghatotakch open tree temple), сына Хадимбы. Храмом Гхатоткача является дерево, посаженное на месте его рождения. Все деревья вокруг храмов – огромные деодары, создающие ощущения сказочного леса.

После храма отправились в Соланг. Это красивое, живописное, снежное место в горах. Сюда приезжают многие туристы, любители активного отдыха и индийцы, которые никогда не видели снега :)

Далее отправились в деревню Васиштх к храму Рамы и Васиштхи. Рядом с храмом Васиштхи есть горячие источники и две купальни – женская и мужская. Вода в источнике вначале нам показалась очень горячей (видно сказалась разница температуры, так как на улице было совсем прохладно). Но потом мы все-таки смогли залезть в купальню :) У одного нашего участника семинара были часы с термометром, он измерил температуру воды. Они показали 42 градуса. После Храма Васиштхи отправились в Храм Ману Махариши Мандир. Считается, что здесь после всемирного потопа высадился прародитель человечества Ману (индуистский Ной).

Где-то в 4 вечера после Храма, забросив лишние вещи в гостиницу, отправились гулять в рощу деадаров и любовались природой. А как стемнело, пошли перекусить и поздравить наших 2 именинниц с днем рождения! В этом году у нас на семинаре 3 именинника, кстати, в том году было столько же :)

х1
х2
х3
х4
х6
х7
х8
х5
х9
х11
х12
х10
х13
х14
х15
х16
х17
х21
х22
х18
х19
х20
х23
х24
х25
х26
х27
х28
х29
х30
х31
х32
х33
х34
х35
х36
х37
х38
х39
х40
х41
х42
х43
х44
х45
х46
х47
х48

День 8 (20 марта) Манали и деревня Наггар

Утреннее занятие по хатха-йоге начали в 5 утра. Лёша провел практику по универсальной йоге на одном мате. Затем позавтракали и в 8:15 отправились к 10 утра на пуджу в Храм Кришны, расположенный около деревни Наггар. С утра моросило. Доехав на машине до крутого подъёма, далее пошли пешком. Мы были первыми и единственными посетителями в Храме. Заходить внутрь нам не разрешили, поэтому за проведением пуджи мы наблюдали снаружи храма под козырьком у порога. Храму более 5000 лет. По легенде его посещали Пандавы. От пуджи и служителей Храма остались самые светлые впечатления, к тому же нас напоили масала чаем. После храма мы отправились в усадьбу-музей Рерихов (International Roerich Memorial Trust), в котором провели много времени, так как само владение Рерихов большое и состоит из нескольких зданий, внутри которых выставлены работы Николая Рериха и членов его семьи, воссоздан интерьер его дома, краткое ознакомление с русской культурой. В отдельном здании представлена коллекция из экспедиции Рерихов. Ниже дома-музея расположено живописное и тихое место кремации Николая Рериха. Не хотелось уезжать, но в 13 часов музеи закрылись смотрительница просто бесцеремонно выключила свет в здании и все послушно вышли на улицу.

Совсем рядом от музея Рериха посетили Храм Дурги под названием Трипура Сундари c необычной архитектурой и очень красивой резьбой по дереву.

В 15 вернулись в Манали и разделились. Часть группы пошла по магазинам и поесть. Мы сходили к храму Хадимбы, на этот раз рядом с храмом было очень много туристов-индусов. Покушав, пошли на пуджу в Храм Ману Махариши Мандир. Шел сильный дождь. Народу в Храме было мало, кроме нас еще 4 индийца. Пуджа началась в 7 вечера и шла где-то 20 минут.

х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
х12
х13
х14
х15
х16
х17
х18
х19
х20
х21
х22
х23
х24
х25
х26
х27
х28
х29
х30
х31
х32
х33
х34
х35
х36

День 9 (21 марта) Дорога Манали-Шимла.

С утра Таня провела практику по хатха-йоге среднего уровня сложности с освоением сложных поз. В 10 утра выехали из Манали, первый день была солнечная погода, до этого 2 дня подряд лил дождь. С высоты 2000 метров спустились до 1400 часа за 2 часа, стало совсем тепло, проезжали красивый город Манди, потом через некоторое время стали набирать высоту. В Шимлу приехали уже в 6 вечера. Высота 2200 метров, хотя намного теплее, чем в Манали. Шимла –столица штата Химачал Прадеш. Шимла отличается чистотой улиц, в ней много старинных домов, церквей, магазинов в английском стиле, имеет сложный рельеф и многоярусное построение домов. С Шимлы открывается прекрасный вид на Гималаи.
х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
х12
х13
х14
х15
х16
х17
х18
х19
х20
х21
х22
х23
х24
х25
х26
х27
х28
х29
х30
х31
х32
х33

День 10 (22 марта) Шимла

С нами в йога-тур поехала наша друг-коллега-преподаватель по Йоге Алла Федотова, которая занимается еще и боевыми искусствам. Попросили Аллу провести одно занятие по хатха-йоге, так как всем интересен ее опыт. Получилось насыщенное занятие с интересными виньясами – своеобразный синтез йоги и боевых искусств. После завтрака наша экскурсионная программа началась с Храма Джакху (Jakhoo Temple), расположенном на высоте 2400 метров. На его территории построена статуя Хануману высотой 108футов (около 33 метров). По словам гида на такой высоте и такой высоты над уровнем моря в мире только 2 статуи – этот Хануман и вторая Христа в Рио-де-Жанейро. И если смотреть на гору издалека, где стоит Хануман, то он заметно выделяется, а вечером его освещают. Также на территории храма хранится след Ханумана. Вообще, по словам нашего гида, в Шимле много храмов Ханумана, тогда как, например, в Манали много храмов Кали. В Храме очень много обезьян, которые воруют у туристов любые вещи :), поэтому лучше идти с палкой (ее можно тут же взять в аренду за 10 рупий). Если же вам не повезло и у вас что-то взяли обезьяны-воришки, как, например, с нашего участника они 2 раза!!! подряд сняли очки, причём первый раз прям из едущей машины, то тут же эту вещь отбирает специальный индиец около храма, бросив корм обезьяне. Человек при этом берёт с туриста за это 20 рупий. У нас сложилось ощущение, что обезьяны были специально натренированы!

Далее поехали в местный музей штата Химачал-Прадеш (Himachal state museum), который содержит индийскую, могольскую и раджастанскую миниатюры. Рядом с музеем находится впечатляющее 5тиэтажный (3 этажа вверх и 2 под землю) дворец Резиденция вице-короля, который раньше служил местом летней дислокации правящей верхушки британской Индии. Сейчас в здании проводятся экскурсии и оно является институтом (Indian Institute of Advanced Study). Погуляли в красивом парке при резиденции и отправились в еще один храм Ханумана Санкатмочан. Еще одно совпадение - посещали храмы Ханумана во вторник, а вторник – это день этого божества :)

После отправились в католическую церковь Христа, которая находится на главной улице Шимлы. Главная улица находится высоко на горе. Чтобы на нее попасть, необходимо сесть в один лифт, а затем пересесть в другой. Оказались у церкви, когда она была уже закрыта. Решили просто прогуляться по главной улице, с которой открывается прекрасный вид на всю Шимлу.

х24
х25
х26
х27
х28
х29
х31
х30
х32
х33
х34
х36
х35
х38
х37
х39
х1
х2
х3
х5
х6
х7
х8
х4
х9
х10
х13
х11
х12
х14
х15
х16
х17
х18
х19
х20
х21
х22
х40
х23

День 11 (23 марта). Дорога Шимла-Ришикеш

К этому посту прикладываю фотографии 23 марта тренировка и дорога Шимла-Ришикеш (по узкоколейной дорогой Шимла-Калки и объезд моста по индийской деревне) и 26 марта Ришикеш-Дели.
х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
х12
х13
х14
х15
х16
х17
х18
х19
х20
х21
х22
х23
х24
х25
х26
х27
х28
х29
х30
х31
х32
х33
х34
х35
х36
х37

День 11-12 (23-24 марта). Дорога Шимла-Ришикеш и Ришикеш Холи!!!

С утра Лёша провел практику по пранаяме. А по приезду в Ришикеш Таня проводила Мандала Йогу. И далее в 10.30 двинулись в путь Шимла-Ришикеш. Дорога оказалась долгой, так как пришлось сойти с основного маршрута и ехать обходными путями. Вынужденно ехали через пару индийских деревень – видно было, что нога туриста там бывает крайне редко, а кто-то из местных жителей вообще не видел в живую белых людей. Местные жители и взрослые и дети выбегали из своих домов и приветствовали наш автобус с надписью «Turists». Приехали в Ришикеш только в 8 вечера и расселились в отель Рамджула (Мокша). На следующий день вся Индия праздновала самый красочный праздник Happy Holi. Мы решили с утра дойти до 2 моста Лакшманджул и посетить несколько храмов, но человек с цветным порошком поджидал уже около отеля) Далее было невероятное – буквально все друг друга посыпали цветными красками, радостно крича Happy Holi!!! , а еще проходя по улице на тебя могут вылить ведро с цветной водой. Воды все боялись больше всего, даже будучи уже мокрыми) В самом центре главной улице была дискотека – большое количество индийцев под музыку танцевали, посыпая себя краской. Мы тоже при первом удобном случае запаслись краской и с радостью отыгрывались на местном населении) Краска продается желтая, зеленая, красная, фиолетовая. Из уже полученного опыта можем сказать, что красная и фиолетовая смывается хуже всего, наверное поэтому индийцы любят именно эту краску, особенно фиолетовую) По словам нашего гида, в Ришикеше празднуют Happy Holi терпимо к тем, кто говорит No-No и показывает кулак), а вот в Дели и Варанаси мажут абсолютно всех). Когда мы дошли до 2 моста, Храм был закрыт и до 2-3 часов было закрыто все – магазины, прилавки, храмы. В час дня мы пошли на Гангу Ма, где увидели таких же разукрашенных людей, как и мы, купающихся в Ганге. Купание в Ганге – незабываемая вещь, такое ощущение, что Ганга смыла не только краску, а забрала накопившуюся усталость, печаль и все ненужное… После, очищенные Гангой, мы не спеша пошли в Буднатх Темпл, где пребывали там какое-то время, в Храме никого не было кроме нас. После Храма кто-то пошел домой, кто-то на шопинг, а кто-то на вечернюю пуджу Гангаарти, которая проводится почти каждый вечер на берегу Ганги.
х27
х28
х29
х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
х12
х13
х14
х15
х16
х17
х20
х18
х19
х21
х22
х23
х24
х25
х26
х30
х31
х32
х33
х34
х35
х36

День 13 (25 марта). Ришикеш. Поход в Нилакантх Темпл.

Занятие по хатха-йоге 25 марта запланировали проводить вечером (инь-йога и самомассаж), так как 25 марта нам предстоял поход на целый день – подняться до храма Нилакантх Шива Темпл, дойти еще выше до Храма Ханумана, Храма Дурги, далее дойти до пещеры и, если останутся силы, вернуться пешком домой. В последний день семинара поход был по желанию, т.к. было понятно что это достаточно сложное испытание – 7 человек решили пойти, остальные отдыхали в Ришикеше,

Вышли из отеля в 5.45, запаслись водой и фруктами.

Несколько человек взяли с собой палки для отпугивания диких животных, говорят, дикие обезьяны часто пристают к туристам. Местность горная, дорога идёт серпантином и до Нилакантха практически все время вверх. С нижней дороги вокруг Ришиеша если подняться выше Битлз Ашрама, хорошо виден поворот на дорогу к Нилаканстху, есть указатель на деванагари. Через минут 15 этой дороги встретили местного садху, который пригласил в пещеру. Внутри пещеры в первой комнате горел сильный костер и было очень жарко и дымно, дальше был проход в ещё одну маленькую комнатку-келью, с которой был спуск в третью комнату – в ней было очень тихо и темно, по краям были маленькие статуэтки богов, как мы решили, в ней и практикует садху.

После доброжелательного приема мы двинулись дальше. Шли неспешно, Лёша рассказал, что лучше идти молча и памятовать о боге, можно читать про себя мантры. По дороге на деревьях встречались железные таблички с мантрами Шиве, которые, видимо, расположены для напоминания паломникам о цели путешествия. Взошло солнце и становилось достаточно жарко. По пути расположено много площадок для отдыха и обслуживания странников – но они были ещё закрыты. Уже в конце подъёма остановились отдохнуть и попили масала чая у открывшегося места для отдыха.

К 10 утра мы уже были в Нилакантх Шива Темпле! Оказавшись в храме, понимаешь, почему сюда стоило идти и ехать из Ришикеша, состояние в нём очень спокойное и приятное! Около 11 утра, поднимаясь по дороге немного выше, посетили Храм Ханумана, в котором играла весёлая музыка и брамины были очень дружелюбными. Долго не стали задерживаться и продолжили путь в Храм Дурги. В прошлом году это была наша крайняя точка движения вверх. В этом году решили дойти до пещеры, брамин из Храма Дурги сказал, что это около 2 часов и 5 км пути туда и обратно. Уже стояла сильная жара, но с дорогой повезло – было всего 2 крутых спуска и подъема, остальная часть дороги без изменения высоты. И через полчаса быстрым шагом – вот она, долгожданная пещеры! Пещера очень большая, вверху отверстие, через которое она освещается солнечным светом. В пещере сидит Баба со своими единомышленниками, внутри было мурти Нагов, а выше мурти Шивы. Рядом расположено ещё 2 маленьких мещеры-жилища в одной трезубец Шивы, в другой мурти Кали. К Нилакантху вернулись к 13 часам.

За привалом решили возвращаться в Ришикеш пешком (не далеко от храма можно взять машину) и другой дорогой, она длиннее в 1,5 раза прежней. Все настроились, что дорога будет идти вниз, но она решительно шла вверх…. и мы заблудились. Шли через индийские деревни все выше и выше, силы нас покидали….Поднявшись на хребет, увидели храм с изображения Дурги и Кали. Лёша вспомнил, что на одной из карт в интернете указано, где-то в этом месте шакти-питхи. После дорога шла наконец-то вниз. Привалы делали чаще и все время поливали голову водой, так как голова и все тело просто горело. Вниз спустились за два часа к Буднатх Темплу . Вернулись в отель очень уставшие в 17.15. Вечером решили провести одно занятие по самомассажу. По возращении Лёша посмотрел статистику с туристического ГПС – мы прошли где-то 25 км по горной местности :)

х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
х12
х13
х14
х15
х16
х17
х18
х19
х20
х21
х23
х22
х24
х25
х26
х27
х28
х29
х30
х31
х32
х33
х34
х37
х35
х36
х38
х39
х40
х41
х42
х43
х44
х45
х46
х47
х48
х49
х50
х51

День 14 (26 марта) Дорога Ришикеш-Дели.

Ранним утром занятие проводил Лёша по инь-йоге. К обеду попрощались с Гангой и отправились в путь – часть людей домой в Москву, а часть в Варанаси. По пути запомнился момент: когда стояли в пробке долгое время рядом был автобусом с индийцами. У нас проходило невербальное общение - улыбались друг другу, махали руками, фотографировали друг друга. Видно было, что они редко встречают белых людей. Один дедушка очень сильно радовался и искренне приветствовал нас. В ответ им мы искренне улыбались и махали руками.

Вечером вшестером сели в поезд Дели-Варанаси в вагон 2-го класса. В поезде всё очень продуманно: в каждом купе розетки, ночники, шторки. Самые громкими пассажирами оказались мы, хотя и старались вести себя тихо.

К этому посту прикладываю фотографии 23 марта тренировка и дорога Шимла-Ришикеш (по узкоколейной дорогой Шимла-Калки и объезд моста по индийской деревне) и 26 марта Ришикеш-Дели.

х1
х2
х3



r."footer.php"); ?>