Главная > Йога > Материалы > Йога: определение, ступени

Йога: определение, ступени

Автор: Киселёв Алексей
2019.08.01

Оглавление

Йога (योग)

1.1. Определение йоги из классических текстов

11.1.1. Бхагавад-Гита

Хотя по мнению многих индуистов битва на Курукшетре состаялась 3102 года до н.э., во время которой и происходил диалог Кришны и Арджуны, записанный в Бхагавад Гите, многие учёные полагают, что «Бхагавадгита» была написана и введена в Махабхарату в более поздний период. Российский религиовед Е.А. Торчинов придерживался мнения, что «Бхагавадгита» была создана в конце I тысячелетия до н.э. и модифицирована в III-IV веках.
Вот выборка считающихся наиболее важными определений йоги из Бхагавад Гиты. Йога — это [II.2]:

БГ.2.48: योगस्थः कुरु कर्माणि सङ्गं त्यक्त्वा धनञ्जय ।
सिद्ध्यसिद्ध्योः समो भूत्वा समत्वं योग उच्यते ॥४८॥

Yogasthaḥ kuru karmāṇi saṅgaṁ tyaktvā dhanañjaya |
Siddhyasiddhyoḥ samo bhūtvā samatvaṁ yoga ucyate||48||

пер.Смирнов: В йоге устойчивый, действуя, оставив привязанность, Партха! В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.
пер.Семенцов: От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершай деянья, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой.

БГ.2.50: बुद्धियुक्तो जहातीह उभे सुकृतदुष्कृते।
तस्माद्योगाय युज्यस्व योगः कर्मसु कौशलम्॥५०॥

buddhiyukto jahātīha ubhe sukṛtaduṣkṛte |
tasmādyogāya yujyasva yogaḥ karmasu kauśalam ||50||

пер.Смирнов: Здесь покидает мудрец и грехи и заслуги; Поэтому предайся йоге, йога – в делах искушенность.
пер.Семенцов: Равновесие мысли бесстрастной злых и добрых деяний не знает; устремляйся же к йоге, Арджуна! Йога – это в деяньях искусность.

БГ 4.3: स एवायं मया तेऽद्य योगः प्रोक्तः पुरातनः।
भक्तोऽसि मे सखा चेति रहस्यं ह्येतदुत्तमम्॥३॥

Sa evāyaṁ mayā te'dya yogaḥ proktaḥ purātanaḥ|
Bhakto'si me sakhā ceti rahasyaṁ hyetaduttamam||3||

Смирнов: Именно эту древнюю йогу ныне тебе возвещаю,
Ибо ты друг мой и бхакта; в ней высочайшая тайна.
Семенцов: Эту древнюю йогу сегодня Я тебе возвестил, Арджуна.
Лишь тебе Я доверил, о бхакт Мой, величайшую эту тайну.
Мартынов: … самое тайное.

БГ 6.3: आरुरुक्षोर्मुनेर्योगं कर्म कारणमुच्यते ।
योगारूढस्य तस्यैव शमः कारणमुच्यते ॥३॥

Ārurukṣormuneryogaṁ karma kāraṇamucyate |
Yogārūḍhasya tasyaiva śamaḥ kāraṇamucyate ||3||

Семенцов: Устремляясь к вершине йоги, человек видит в действии средство;
но кто к ней совершил восхожденье, недеяньем себя очищает.
Смирнов: Для стремящегося к йоге муни действие называется средством;
А для достигшего йоги уравновешенность называется средством.
Мартынов: … спокойствие

БГ.6.17: युक्ताहारविहारस्य युक्तचेष्टस्य कर्मसु।
युक्तस्वप्नावबोधस्य योगो भवति दुःखहा॥१७॥

Yuktāhāravihārasya yuktaceṣṭasya karmasu|
Yuktasvapnāvabodhasya yogo bhavati duḥkhahā||17||

Семенцов: В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершенье действий,
в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу.
Смирнов: А для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях,
Для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога.
Мартынов: … истребление страданий.

Цели

Конечная цель — Освобождение — формулируется в Гите по-разному:

Описание достигшего цели

В БГ с разных точек зрения приводится подробное описание достигшего цели практика:

11.1.2. Упанишады

Исследователи достаточно единодушно относят создание старейших упанишад (точно Бр и Ч) к VIII (или ещё раньше) – VI вв.до н.э. (к добуддийскому периоду). Создание поздних упанишад простирается вплоть до завоевания Индии масульманами (XIV-XV вв.). В канон «главных» упанишад входят входит обычно 10 (Иша, Кена, Катха, Прашна, Мандака, Мандука, Тайтирйа, Айтарейа, Чандогя, Брихадараняка) основных упанишад: все они были прокомментированы Шанкарой (VIII-IX вв н.э.) — возможно, именно этот факт и выделил их. [II.3]
Катха упанишада учёные датируют периодом после V века до н.э..
К.Уп.2.3.11: तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरामिन्द्रियधारणाम् ।
अप्रमत्तस्तदा भवति योगो हि प्रभवाप्ययौ ॥ ११॥

tāṁ yogamiti manyante sthirām indriya dhāraṇām |
apramattastadā bhavati yogo hi prabhavāpyayau ||11||

пер.БГ: Это сохранение чувств в устойчивости считают йогой. Человек становится бдительным в это время, поскольку йога подвержена развитию и упадку.
пер.Мартынов: Твердое удержание чувств - это считается йогой. Тогда (человек) становится внимательным, ибо собранность (yoga) приходит и уходит.
пер.Сыркин: Твердое владение чувствами – это считают йогой. Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.

11.1.3. Йога сутры

Йога сутры - базовый текст йога даршана (букв, «воззрение» или «мировоззрение йоги» - одна из 6 индийских философских школ), дату создания которого принимают от IV века до н.э. вплоть до IV века н.э. Авторство текста приписывается мудрецу Патанджали.
М. Мюллер высказывал мнение, что «такие совершенные системы, какие мы находим в сутрах, не могли появиться внезапно, в один день, и еще меньше могли быть продуктом умственной деятельности одного человека, они должны были подвергаться многим изменениям ... прежде, чем могли принять ту окончательную и постоянную форму, в которой мы находим их в сохранившихся литературных памятниках. Сутры, действительно, есть результат целых веков исследований и обсуждений».
Йога даршана строится на учении санкхьи, в котором мир рассматривается как сцена, на которой развертывается драма отношений между вечным Духом (Пуруша) и собезначальной с ним Природой (Пракрити). Причиной же этой драмы является безначальное неведение (Авидья), которое заставляет Пурушу полностью увлечься этим спектаклем и удерживает постоянный, неизменный Дух в состоянии «забвения» своей сущности и отождествления себя с изменчивыми проявлениями Природы. Поэтому для такого связанного явлениями, воплощенного Духа высшей целью является его освобождение или обособление от Природы, достигаемое разрушающим неведение познанием своего коренного отличия от нее и осуществлением себя как чистого Самосознания.
Однако философия санкхьи предлагает в качестве средства достижения конечной целя метод умозрительного расчленения явлений и аналитического умозаключения, а учение йоги дает способ достижения такого состояния ума, при котором отвлеченные понятия санкхьи становятся непосредственной очевидностью. Более того, без успешного опыта йоги предполагаемое санкхьей видение мира и конечная цель Обособление (kaivalya) — не могут быть обретены. [II.2.]

ЙСП.1.2: योगश्चित्तवृत्तिनिरोधः ॥२॥
yogaścittavr̥ttinirodhaḥ (2)
Ригин: Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).
ССС: Блокирование типовых проявлений сознания есть йога.
пер. Е.Островская и В.Рудой: Йога есть прекращение деятельности сознания.
ШШШ 2007: обуздание впечатлений ума есть йога.
Мартынов: Йога - мыслеверти прекращенье.

ЙСП.1.3: तदा द्रष्टुः स्वरूपेऽवस्थानम् ॥३॥
tadā draṣṭuḥ svarūpe'vasthānam||3||
Ригин: Тогда "зрящий" пребывает в своей подлинной природе.
ССС: Тогда видящий устанавливается (пребывает) в своей собственной природе.
пер. Е.Островская и В.Рудой: Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
ШШШ 2007: В конце концов, Свидетель утверждается в собственной форме.
Мартынов: Тогда Зрящий в своей сущности остается.

ЙСП.1.4: वृत्ति सारूप्यमितरत्र ॥४॥
vṛtti sārūpyamitaratra||4||
Ригин: В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).
ССС: Иначе — отождествление с типовыми проявлениями читты.
пер. Е.Островская и В.Рудой: В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].
ШШШ 2007: ум осознаёт свою форму только в соответствии с полученными впечатлениями.

11.2. Ступени йоги

ЙСП.2.29: यम नियमासन प्राणायाम प्रत्याहार धारणा ध्यान समाधयोऽष्टावङ्गानि ॥२९॥
yama niyamāsana prāṇāyāma pratyāhāra dhāraṇā dhyāna samādhayo'ṣṭāvaṅgāni ||29||
пер.Ригин: Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).
ССС: Самообуздание, установленные правила, позы, контроль дыхания, удаление чувств, концентрация, медитация а самадхи устанавливают восемь частей дисциплины йоги.
пер. Е.Островская и В.Рудой: Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [Логические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
ШШШ 2007: Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи суть восемь главных средств йоги.

ГС.1.10: अथ सप्तसाधनलक्षणम्।
षट्कर्मणां शोधनञ्च आसनेन भवेदृढम्।
मुद्रया स्थिरता चैव प्रत्याहारेण धीरता।।10।।

пер.Ригин: Составные элементы 7-частной садханы: Шесть действий (Шат-карма) дают очищение. Асаны дают силу. Мудры дают стойкость.
ГС.1.11: प्राणायामाल्लाघवञ्च ध्यानात्प्रत्यक्षमात्मनि।
समाधिना निर्लिप्तञ्च मुक्तिरेव न संशयः।।11।।

пер.Ригин: Пратьяхара – покой. Пранаяма даёт лёгкость. Дхиана – восприимчивость своей Сущности. Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).

ХЙП.1.17.а: अथ आसनम्।
हठस्य प्रथमाङ्गत्वादासनं पूर्वमुच्यते।

atha āsanam|
haṭhasya prathamāṅgatvādāsanaṁ pūrvamucyate|

1.19.а.пер.Ригин: В Хатха-йоге на первом месте - Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья.
1.17.а. ССС: Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги.

ХЙП.1.56: आसनं कुम्भकं चित्रं मुद्राख्यं करणं तथा।
अथ नादानुसन्धानमभ्यासानुक्रमो हठे॥५६॥

Āsanaṁ kumbhakaṁ citraṁ mudrākhyaṁ karaṇaṁ tathā|
Atha nādānusandhānamabhyāsānukramo haṭhe||56||

CCC.1.56. Асана, разнообразие кумбхак, практики, называемые мудрами, и концентрация на внутреннем звуке (нада) составляют последовательность хатха-йоги.
Ригин.1.58. Он должен очистить нади, совершая Мудры, Асаны и Кумбхаки.

97. Послесловие

Изучение источников классических текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Если найдёте какие-то не точности или захотите добавить материалы в статью, буду рад комментариям и дополнениям.

99. Список используемой литературы и условные обозначение (для всех статей)

I . Классические источники :
  1. ЙСП - Йога Сутры Патанджали – автор Риши Патанджали. Используемые тексты:
    1. ЙСП (пер.Ригин) – в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с санскрита Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    2. ЙСП (ССС, пер.Нирмала Драсты) – комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати, перевод с английского Hupмала Драсты. Минск: Ведантамала, 2006
    3. ЙСП (В или Вьяса, пер. Е.Островская и В.Рудой) - «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Комментарии мудреца Вьясы, перевод с санскрита Е.П. Островской и В.И. Рудого. (Москва: «Наука», ГРВЛ., 1992)
    4. ЙСП (ШШШ, коммент.Шри Шайлендры Шармы) - «Йога сутра. Шива сутра» «RITAMBHARA BOOKS», Москва, 2007
    5. ЙСП (Айенгар) — комментарии Б.К.С.Айенгара «Йога Сутры Патанджали. Пояснение» 2-е издание, Москва 2008, Изд. «Альпина нон-фикшн».
    6. ЙСП (Десикачар) — комментарии Т.К.В.Десикачара (Дешикачара) сына Шри Кришнамачарьи в составе книги «Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики» Киев и Москве 2003 Изд. «София». Можно встретить как отдельную книгу ЙСП с комментариями Шри Кришнамачарьи. Но это работа его сына Т.К.В.Десикачара.
  2. ХЙП - Хатха Йога Прадипика – автор мудрец Сватмарама. Используемые тексты:
    1. ХЙП (ССС) - с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов. Минск: Ведантамала, 2007
    2. ХЙП (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
    3. ХЙП (ШШШ) – с комментариями Шри Шайлендра Шарма
    4. ГС - Гхеранда Самхита. Используемые тексты:
      1. ГС (пер.Ригин) - в сборнике «Путь Шивы (антология древнеиндийских классических текстов)» перевод с английского с «заглядыванием» в санскрит Александр Ригин - Киев: Экслибрис, 1994
      2. ГС (пер.Дёмин) – перевод с английского Марии Деминой и Дмитрия Демина. Издана в издательстве «Постум», Москва 2009.
    5. БГ - Бхагавад-Гита. Используемые тексты/переводы:
      1. БГ (пер.Семенцов) - электронная версия
      2. БГ (пер.Смирнов) – электронная версия
      3. БГ (пер.Мартынов) – из книги Б.В.Мартынова «Упанишады йоги и тантры»
      4. БГ (пер.Неаполитанский или Шалаграм дас) - электронная версия
    6. Сыркин А.Я. - Упанишады. В 3 книгах. Главная редакция восточной литературы «Наука», научно-издательский центр «Ладомир», 1992.
    7. ШС - Шива Самхита. Написан неизвестным автором от лица Шивы. Переводчик не известен.
    12. йога (пояснения и размышления)-->